Римский скульптурный портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

В художественном наследии Древнего Рима едва ли не первое место занимает скульптурный портрет. Римские портреты воссоздают образы знаменитых политических деятелей Рима, римских императоров и граждан великой республики.Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик человека, но и отличительные особенности его характера.

Содержание

введение
этрусский портрет
Портрет эпохи Республики
Раннеимператорского времени
Период флавиев
Траян
Адриан
Антонин
3 век н э
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат портрет.docx

— 61.56 Кб (Скачать файл)

Многие портреты флавиевского времени изображают представителей уже среднего сословия, а также  богатых вольноотпущенников. В период Флавиев портретные головы изображались обычно погрудными, с развернутыми плечами.

Выделяют периоды:

  1. Раннефлавиевские портреты (эпоха Веспасиана и его первого сына Тита)
  2. Позднефлавиевские портреты (эпоха Домициана; большая утонченность в передаче внутреннего мира людей и менее целостный и здоровый взгляд на жизнь)

А также направления:

  • Прогрессивное, реалистическое
  • Идеализирующее, классицизирующее (монументальные статуи, официальная скульптура)

Идеализирующее направление, характерное для официальных  императорских портретов, ориентируется  на эллинистические статуи богов  и царей, поэтому, в отличие от августовских, они менее строги и более свободны. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам бо́льшую правильность и обобщенность. Выдающимся портретом периода Флавиев считается портрет женщины из Капитолийского музея в Риме.В этой голове привлекает внимание прежде всего прическа- высокая,пышная и воздушная- из множества крупно завитых локонов.Они обрамляют прекрасный,чистый лоб,составляя яркий контраст с ее точеным,красивым лицом.Легкий наклон и поворот головы,длинная шея придают этому изображению особую поэтичность.Для техники исполнения характерно обильное применение бурава,при помощи которого выполнены локоны прически,достигнут контраст света и тени в трактовке волос.Реализм флавиевских портретов имеет эмоциональную окраску,в нем больше,чем в предшествующие периоды,ощущается отношение художника к портретируемому лицу.Интерес к миру и человеку определяет богатство и разнообразие художественных форм и технических приемов.

Портрет времени императора Траяна 98-117 гг. н. э.

Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения, и после смерти Траяна его преемникам пришлось отказаться от дальних провинций. В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора. В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи, причем личность собственно правителя как никогда ранее или позднее в римском портрете повлияет на его стилистику. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть с наивностью в передаче отдельных деталей; зато им удается создать свой собственный портретный стиль — холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.

Тем не менее, идеализированные портреты императора также создаются. Принято разделять «псевдо-республиканские» раннетраяновские портреты, а затем  «портреты десятилетия», когда к  юбилею правления Траяна в его  иконографии появляется образ героя-полководца.Идея героизации образа императора ясно выражена в бюсте,находящимся в Ватикане, с перевязью и палудаментом- военным плащом.накинутым на левое плечо.На портрете император выглядит старше,лицо его стало строже,суровее,значительнее.Резче подчеркнуты складки на переносице,брови нахмурены.Несмотря на отсутствие пластически выполненного зрачка,глаза переданы очень выразительно- ощущается сосредоточенны,внимательный взгляд.В исполнении деталей лица,глаз,волос ,губ сохраняется большая четкость линий,но в то же время появляется элемент пластической лепки формы,начинает изчезать сухость,характерная для портретов раннего времени.Волосы трактуются не как плотная масса, прочерченная графическими линиями, а как свободно лежащие живописные пряди. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. В женских портретах этой эпохи запечатлены сложные прически в виде валиков волос, например, из заплетенных косичек, которые передаются графичными линиями.Портрет молодой женщины времени раннего Траяна,хранящийся в Берлинских музеях,представляет переходный памятник между флавиевскими и траяновскими портретами.Спокойное,чуть грустное женское лицо трактовано обобщенно:голова увенчана нарядной прической.Такая прическа,состоящая из поднимающегося над лбом высокого кокошника,образованного крутыми завитками волос,появилась еще в флавиевскую эпоху.Прекрасный образец ее дает женский портрет в Капитолийском музее в Риме.Но если во флавиевском портрете скульптору удалось передать пышную массу локонов,кажущуюся живой и подвижной,то в голове берлинских музеев совсем не чувствуется мягкости,преодолевающей твердость камня.Здесь подчеркнута прочность этого сложного сооружения из плотно уложенных завитков,которые образуют сплошную поверхность,испещренную глубоко просверленными отверстиями.В такой сухой и жесткой интерпретации прическа вполне соответствует обобщенно-холодным,четким чертам лица этой молодой женщины.

Во конце правления Траяна сложится новая форма большого бюста (грудь и руки пониже плеч), которая в эту эпоху будет использоваться только в его портретах, а в следующий, адриановский период, получит широкое распространение.

 

Римский портрет II века н.э.

Портрет времени Адриана 117-138 гг. н.э.

Для мировоззрения императора Адриана, а также для многих из его окружения были характерно сосредоточение на внутреннем переживании, стремление уйти от реальности, глубокий интерес к образованности, а также обращение к греческой культуре. Адриан был эллинофилом, и благодаря этому было создано новое направление римского искусства — новый всплеск классицизма (символом которого стали портреты любовника Адриана — Антиноя). Из визуальных проявлений его любви к греческому — мода на бороду, которую он начал носить.

Характерные черты стилистики этого времени — реакция на сухость искусства Траяна, которая выразилась в более живой и пластической передаче человеческого тела. Жесткие угловатые контуры сменяются мягкими плавными, волосы изображаются локонами, а не графическими прядями. Налицо подражание греческим портретам. Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами. Главное новшество — скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и поэтому в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией).Важное местов портретном искусстве этого времени занимают портреты самого Адриана.Их сохранилось боле двухсот тридцати.Один из лучших-мраморный бюст во дворце Консерваторов в Риме.Император изображен в расцвете сил.На нем панцирь,украшенный медальоном с головой Горгоны.Плащ(палудаментум) скреплен на правом плече крупной фибулой и падает красивыми складками.лицо обрамлено холеной бородой с усами,вьющиеся волосы тщательно уложены на голове.Черты лица моделированы мягче,но зрачки еще не пробуравлены.К ранним портретам адриана относится голова Адриана Берлинских музеев,выполненная из темно-зеленого базальта.Этот портрет передает только внешность императора, а не его внутренний мир.Вместе с тем он поражает мастерским овладением материалом- базальтом,часто применявшимся в египетской скульптуре и распространившимся в это время среди римлян.Для искусства времени Адриана велико значение образа Антиноя.Антиной — молодой грек из Вифинии, любимец Адриана, отличался необыкновенной красотой. Он сопровождал императора во всех его путешествиях. Во время пребывания в Египте Антиной, по преданию, покончил с собой, бросившись в Нил. После его самоубийства, которым он, по мнению современников, отвратил гибель Адриана, ему предсказанную, был учрежден культ Антиноя, в котором соединились религиозные представления Древнего Египта с образами греческих богов — явление, характерное для этого времени. Культ Антиноя получил широкое распространение главным образом в Греции и в Египте. Его почитали как Озириса и Адониса, Аполлона и Диониса, посвящали ему храмы и алтари. «Греки, по воле Адриана, обожествили Антиноя и утверждали, что через него даются предсказания» (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XIV, 7). 
Чеканились монеты с изображением Антиноя. Сохранилось очень много его портретов, большая часть их была выполнена в Греции и восточных провинциях Римской империи. 
Во всех этих портретах мы видим одни и те же черты, воспроизводящие, по-видимому, реальный образ: мускулистый торс с широкими плечами, довольно тонкие руки, округлое лицо с полными щеками, пухлые губы, довольно крупный нос, прямые брови. Следует думать, что все портреты Антиноя восходят к одному прототипу. Индивидуальные черты идеализированы, большинство портретов представляет его героически  обнаженным, как греческого атлета (например, статуя Национального музея в Неаполе, один из лучших портретов Антиноя), или в виде какого-либо греческого божества (например, статуя в Ватикане, изображающая его в образе Диониса). Однако красивое юношеское тело лишено силы и мужества греческих прообразов. Его чувственная красота соединяется с выражением томной грусти и какой-то покорности судьбе.

 

Портрет времени Антонинов 138-192 гг н.э.

 

Хотя Траян и Адриан также номинально принадлежали к  династии Антонинов, искусство их периодов правления принято рассматривать отдельно, а художественное наследие, созданное во время следующих представителей династии, начиная с Антонина Пия, объединять в единый период.

В стилистике резких изменений, по сравнению с искусством адриановского  времени не происходит; приемы, введенные  тогда, начинают использоваться более  широко. Для техники II века характерны обильное употребление бурава для создания локонов бороды и волос с активной игрой светотеней, а также гладкая полированная поверхность лица. Изображение зрачка становится общепринятым. Также в портрете отражается начавшийся упадок Римской империи, который проявляется в упадке, отходе от реальной жизни и углублении во внутренний мир, легкой грусти моделей. Уменьшается различие между римским и греческим портретом, римские мастера подражают греческим портретам философов. В период Марка Аврелия, следующего после Антонина Пия императора, техника становится еще тоньше и виртуознее: происходят поиски большей выразительности, сильнее выражен контраст светотеней благодаря глубокому рельефу, еще обильней применяется бурав, зрачок вырезается глубже, что придает глазам большую одухотворенность, кожа полируется еще блестящей. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа — строгости, простоты и ясности построения».  

В рассматриваемый период уменьшается различие между римским  и греческим портретом, которое  мы отмечали выше. Римские скульпторы в своих работах вдохновлялись  образами классической греческой скульптуры, подражали многочисленным портретам  философов. Эти образы были близки и  понятны греческим скульпторам, работы которых отличаются от столичного портрета лишь большей мягкостью  в обработке материала, особым мастерством  моделировки, отражавшим веками накопленный  опыт. В греческих портретах также переданы настроение легкой грусти, самоуглубленность. Интересно, что эти портреты, изображающие частных лиц, часто более индивидуальны, чем римские.

Будучи незаурядным полководцем, Марк Аврелий не пользовался, однако, популярностью ни у армии, ни у  народа. Это был император-философ, последователь стоической философии. Он считал, что человек должен стремиться к самоусовершенствованию и жить сообразно законам природы. В  своем трактате "Наедине с собой" Марк Аврелий выражает сомнение в  ценности реального мира. "Время  человеческого бытия – миг. Его  сущность – вечное течение. Ощущение смутно, строение всего тела – бренно, душа неустойчива, судьба загадочна, слава  недостоверна... Жизнь – борьба и  странствие по чужбине". В этих словах звучат усталость, разочарование, стремление уйти от реальной действительности, чрезвычайно характерные для римского общества этого времени. Они находят отражение в портретах как самого Марка Аврелия, так и многих его современников.

В скульптурном портрете еще  сохраняется простота композиции, строгость  построения. Но поиски большей выразительности  приводят к нарастанию живописных тенденций  в обработке мрамора. Обильнее, чем  раньше, применяется бурав при  изображении волос и бороды. Зрачок [с.64] вырезается глубже, из желания  придать глазу большую одухотворенность. Поверхность лица сильнее полируется и контрастирует с пышной массой волос и бороды. Еще более тонкой становится моделировка мрамора. Все  эти черты особенно ярко проявляются  в портретах самого Марка Аврелия. Их сохранилось очень много, они  отражают все периоды его жизни, начиная с юного возраста. Уже  в ранних портретах ясно выражено духовное начало, характерная для  Марка Аврелия самоуглубленность.

Самым знаменитым портретом  Марка Аврелия является бронзовая  статуя, изображающая его верхом на коне – единственная дошедшая до нас  конная статуя римского императора.Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии. Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы . Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах – сандалии. Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками.Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками. Черты самоуглубленности особенно сильно выражены в изображениях пожилого Марка Аврелия, например, в бюсте из Национального музея в Риме. Это один из самых выразительных его портретов времени написания "Наедине с собой". Признаки старости выражены в морщинах на лбу, глубоких складках на лице, немного дряблой коже. Глаза сильно выступают из орбит. Однако в целом черты лица сравнительно мало изменились. Волосы, по-прежнему густые, выполнены глубокими врезами бурава, создающими светотеневые контрасты. В этом портрете акцентированы сосредоточенный и печальный взгляд Марка Аврелия, серьезность его лица, как бы выражающего отрешенность от жизни.

В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина есть превосходная голова неизвестного мужчины, относящаяся  к раннему периоду правления  Марка Аврелия – вероятно, к 60-м  годам II века н.э. Изображен человек  средних лет. Высокий лоб мыслителя, немного впалые щеки, мягко очерченный рот. Глаза полуприкрыты верхними веками, как на портретах Марка Аврелия. Взгляд придает особую одухотворенность лицу. Мягкая моделировка умеренно полированного лица контрастирует  с глубокой светотеневой проработкой  волос, бороды и усов. Эта голова является одним из шедевров антониновского портрета. Несмотря на большое единство антониновского портрета, он отнюдь не однообразен благодаря использованию  в нем различных скульптурных приемов.

Информация о работе Римский скульптурный портрет