Режиссерско-постановочный план пьесы А. Чехова «Чайка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:16, творческая работа

Краткое описание

В пьесе «Чайка» Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви (“Мало действия, пять пудов любви”,-- шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, общей идеи, цели существования, определенного мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

чайка.docx

— 32.14 Кб (Скачать файл)

Жанр: комедия в 4-х действиях.

Зерно пьесы

Зерном пьесы является высокая гора, на вершину которой не каждому под силу забраться. Весь путь до вершины- это все преграды и препятствия па пути творца. Сильные духом доходят до конца пути, а остальные, не выдержав всех испытаний перестают существовать как великие художники, как выдающиеся личности. На этой вершине ты будешь не один, поэтому нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь с его пути, его призвания. По существу это образная картина нашей жизни. Причиняемая боль от таких движений, пусть даже совершенных по неосторожности, может привести к гибели, нравственной или физической, близкого тебе человека.

Сюжет

В усадьбе Сорина поселился его племянник, начинающий писатель Константин, мать которого знаменитая актриса приехала к ним погостить. Константин пишет пьесу. В саду этой усадьбы был подготовлен театр, где должна состояться премьера спектакля. Главную роль в этой пьесе играть Нина Заречная, молодая девушка, дочь богатого помещика, которую горячо любил Костя. Приезжает Нина и оставшись с ней наедине Треплев признается ей в любви, но она не отвечает ему взаимностью. Мать Кости восприняла пьесу сына как что-то декадентское и у них произошла ссора, и Треплев подал занавес и прервал спектакль. После этого он стал каким-то странным и отчужденным. У Нины появилась симпатия к Тригорину. После ссоры с Шамраевым Аркадина решает уехать. Нина дарит на прощание медальон Тригорину и признается в своих чувствах. Они договариваются встретиться в Москве. Жизнь стала скучной и обыденной. Произведения юного писателя Треплева стали печатать в журналах, но это его совсем не радовало. После второй попытки самоубийства Аркадиной отправляют телеграмму о плохом самочувствии Сорина. В усадьбу снова приезжает Аркадина и вернувшийся к ней Тригорин. Константин узнает о приезде Нины в деревню и с трепетом ждал их встречи, ходил к ее дому, но не решался войти, стоял под е окнами. К приезду Аркадиной в усадьбу был подготовлен праздник, но Константин не захотел веселиться вместе со всеми остальными. Он остался у себя в кабинете, и в эту ночь он наконец-то дождался встречи с Ниной, которая к нему пробралась тайком, чтобы ее никто не заметил. Они поделились своими бедами друг с другом и Треплев попросил ее взять его с собой, но Заречная отказалась и покинула его. Когда он остался один, то понял что жизнь его разрушена, что он не знает ради чего он живет, не знает своего призвания и стреляется. Услышав выстрел из кабинета его обнаруживает Дорн.

 

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН ПЬЕСЫ А. ЧЕХОВА «ЧАЙКА»

Сверхзадача

Убедить зрителя в том, что мечта  и творческая реализация является главной ценностью для человека, и ради мечты необходимо преодолеть все преграды и соблазны, возникающие на жизненном пути. Каждый человек хозяин своей судьбы, и только ему решать, какой будет его жизнь.

 ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН ПОСТАНОВКИ

 В постановке спектакля  «Чайка» я хочу придерживаться  стиля того времени, уделять внимание  мелким деталям. Декорации -  согласно стилю времени. В спектакль вкладываю особый смысл в детали, придавая множественность значений простым, на первый взгляд, действиям или вещам: Треплев в начале пьесы зажигает фонари, словно огонь, который он хотел бы разжечь в душах окружающих; Нина всегда одета в красную  одежду – символизируя уверенность, страсть, решительность и отчаянность.

На озере герои пускают бумажные кораблики - как символ того, что им теснои они хотят убежать сами от себя.

Главное для постановщика спектакля – духовный поиск молодого человека (Треплева), переступающего порог взрослой жизни, собственного предназначения и своей индивидуальности в творчестве: «Жизнь надо изображать не такою, как она есть и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах»! В этих словах героя пьесы – суть образного строя спектакля, где описанные драматургом  коллизии — плод воспаленного воображения Константина Треплева, поэта и мечтателя, преобразующего явь в грезы, страждущего любви, но остающегося непонятым даже самыми близкими людьми. Как одиноки и несчастны  в своем неудержимом стремлении к любви, в странном хороводе чувств персонажи, где каждый любим – но не тем, кого любит; каждый любит – но безответно…

Важное место в спектакле отведено эксцентричной музыке (Эрика Сати, например).

В конце спектакля слышен крик чаек, постепенно затихающий.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Режиссерско-постановочный план пьесы А. Чехова «Чайка»