Регулярные сады Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 18:54, реферат

Краткое описание

Регулярный парк (или сад; также французский или геометрический парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Увлечение разбивкой регулярных парков достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века)

Вложенные файлы: 1 файл

Регулярные сады Франции.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

Господин Сомье  истратил большую часть своего состояния на реставрационные работы и покупку старинной мебели. Он долго отказывался проводить там даже электричество, опасаясь, что это новшество может привести к пожару. Лишь в 1900 году шефу жандармерии Мелуна удалось доказать, что лампы, имеющиеся в замке, более опасны для деревянной мебели и картин. Когда Альфред Сомье умер, реставрация дворцово-паркового ансамбля была почти завершена. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника. 
 

Сады  замка Вилландри (Франция, Эндр-и-Луара)

Замок Вилландри был построен в XVI веке министром финансов Жаном Ле Бретоном на месте старого здания, которое сравняли с землей, оставив фундамент XII века и одну башню, к которой были пристроены новые корпуса. Прежде Жан Ле Бретон был послом в Риме, откуда и перенес традиции и лучшие образцы садового искусства периода итальянского Возрождения. Строительство замка, частично окруженного рвом, закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс. 

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный  флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними  аркадами следуют классическим принципам  симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны. 

Потомки Жана Ле Бретона были хозяевами замка  Вилландри до 1754 года, до тех пор, пока он не перешел во владения маркиза  де Кастеллана, королевского посла  и выходца из знатной семьи Прованса. Маркиз переделал фасады в классическом стиле, надстроил главный павильон, модернизировал интерьеры и разбил новые сады. В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже). 
 

В 1906 году Вилландри  купил испанец – доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего  владельца). Он оставил свою научную  карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская  премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики.

  

Сады Вилландри  сочетают две традиции: готическую – с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км. Всего в Вилландри ежегодно высаживается до 250000 единиц растений, овощей и цветов. 

Территория поместья Вилландри находится в маленькой  долине, через которую протекает  ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях. 

На самой высокой  террасе расположено водохранилище  на 3000 м куб –резервуар поливочной воды для садов. От него в стороны  расходятся каналы с водой к террасам. 

На второй террасе  разбит «Сад любви»: это партер с  четырьмя квадратами с виртуозно выстриженными витиеватыми узорами из самшита с добавление различных цветов.

Его еще называют символическим. Символический сад – это продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур–аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях: 

- Нежная (притягательная) любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;  

- Страстная (терпеливая) любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб; 

- Непостоянная (переменчивая) любовь – это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви; 

- Трагическая  любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные  цветы – это символ крови,  проливаемой на дуэлях. 

Над символическим  садом (Сад любви) через канал на этой же террасе находится «Музыкальный сад».

Сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах, на партере символично изображены арфы, а между ними подсвечники и пюпитры.

Это идеальное  место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом  находится лабиринт из стриженых  зеленых стен. Выше расположен огороженный  прямоугольный участок, где пасутся  домашние животные. 

 На нижнем  уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. Он имеет строгую геометричную планировку, окружен баллюстрадой. Состоит из девяти квадратов, каждый из них имеет свой неповторимый геометрический узор из гряд и бордюров. Посадки овощных и зеленных культур художественно дополнены цветами.

 В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква – плодовитость, капуста – распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности. 

Дополнениями  к убранству садов служат перголы, берсо, фонтанчики, аллеи стриженых  лип и других деревьев. Есть и  лабиринт. Еще одна достопримечательность –Аптечный сад, где на трех круглых грядах в художественном порядке высажены многочисленные лекарственные, пряные и ароматные травы. 
 

Рельеф местности  позволяет обозревать сады Вилландри  с высоты. Это можно сделать  с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами. 
 
 

Дворцово-парковый комплекс Версаль (Франция, Версаль) 

Версаль – маленький городок под Парижем. Сегодня он известен всем и каждому, ведь здесь располагается шедевр ландшафтной архитектуры – грандиозный дворцово-парковый комплекс. Возник он на месте небольшого дворца и охотничьих угодий Людовика XIII, которые занимали всего 100 га. На этом месте Король-Солнце Людовик XIV поручает Ленотру возвести небывалый по размаху парк, который будет достоин Его Величества и восславлять его могущество. 

 Андре Ленотр из семьи королевских садовников навеки вошел в историю как один из лучших мастеров ландшафтного искусства. Кроме Версаля он создал, например, парк Тюильри в Париже, сады замка Шантийи, Марли вблизи Лондона и Во-ле-Виконт, который заказал ему министр финансов Фуке. Увидев этот парк Луи XIV был восхищен и обижен, что его подданный имеет сад, какого нет даже у короля. Поэтому Фуке вскоре был арестован, а Ленотр получил заказ на создание истинно королевского парка, какого нет нигде в мире. Баснословная стоимость проекта не могла остановить молодого тщеславного монарха. 

Размах проекта поражает и сейчас. Планировочные мероприятия охватили площадь около 10 000 га (10 кв.км), дворец протянулся на 500 метров. Ленотр создавал Версаль в течение сорока лет, и после его смерти в 1700 году дело продолжили его последователи. 

Версаль возник на болотистом месте и является творением человеческих рук, как бы противопоставлен естественной природе, подчеркивает тотальную власть над ней. Сюда было завезено неисчислимое количество грунта, создан искусственный рельеф. Деревья высаживались уже большими. Кстати, многие деревья были вывезены из опального Во-ле-Виконта. Одна очевидица тех событий, живущая в городке Версаль, писала, что мимо ее окон бесконечным потоком в сторону дворца двигались подводы с деревьями, и казалось, будто лес ожил и передвигается по улице. 

Весь этот огромный комплекс создан по единому проекту. Ленотр смог сочетать единство композиционного решения с тщательной проработкой деталей. Ансамбль развивается вдоль основной оси, протянувшейся с востока на запад. 

Знакомство с Версалем начинается с площади Армий, одной из крупнейших в Европе. К ней ведут три лучевые аллеи из города. На площади перед дворцом установлена конная статуя Людовика XIV. Здесь пока не виден парк, и тем сильнее впечатление от внезапно открывающейся бесконечной перспективы, которое охватывает вас, когда вы попадаете по другую сторону дворца.

В парадной части раскинулось партерное открытое пространство, где главный элемент – два зеркальных бассейна, в которых отражается дворец, солнце и небо. Слева и справа находятся южный и северный партеры. С южной стороны по лестницам «ста ступеней» можно спуститься к оранжерее, откуда летом выставляют на улицу сотни экзотических растений в кадках. Далее ось завершается озером Швейцарцев. В северном направлении тянется аллея Детей. На этой оси расположены фонтан Пирамида, фонтан Дракон, а заканчивается она фонтаном Нептуна с большим бассейном. 

Далее к западу территория слева и справа от основной оси разбита на квадраты – боскеты. По периметру они обсажены плотной стриженой зеленью, а внутри находятся различные садовые изыски. Есть здесь фонтаны, скульптуры, грот, колоннада, театр и другие забавы. 

По главной оси парка располагаются друг напротив друга два знаменитых фонтана: Латоны, посвященный любимой матери Луи XIV и Аполлона, ее любящего сына. Между этими фонтанами находится еще одна особенная деталь Версаля – зеленый ковер, полоса идеального газона длиной 300 метров. За фонтаном Аполлона начинается Большой канал. Перспектива в этом направлении теряется где-то в голубой дымке. По каналам Версаля и сейчас, как в прошедшие века, можно покататься на лодке. 

В Версале работают 1 400 фонтанов. Раньше, когда не знали электричества, для подачи воды была построена гигантская насосная машина на Сене, которую приводили в действие только во время прогулок короля. 

Версальский парк щедро украшен скульптурой. Некоторые изваяние были вывезены из того же Во-ле-Виконта. 

Отдельную группу построек со своими собственными садами представляют два Трианона: Большой и Малый. Трианоном называлась деревня, которую Людовик XIV приобрел в 1668 году с намерением построить здесь павильон для легких трапез. Большой, или Мраморный, Трианон построен еще при Людовике XIV, а Малый позже – в 1768 году по заказу Людовика XV. Большой Трианон – это миниатюрная композиция на тему Версаля, здесь есть много похожих элементов, например, водное зеркало, бассейн, замыкающий главную ось, стриженые деревья, трехлучевая система. Кроме того, со смотровой площадки Большого Трианона открывается панорама парка и Большого канала. 

Малый Трианон отражает уже иную идею паркостроения. Он стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI, который подарил ей маленький летний дворец Трианон – крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве. 

В Малом Трианоне Мария-Антуанетта, находясь под впечатлением от получивших широкое распространение во второй половине XVIII века идей Руссо, пожелала иметь невинный естественный ландшафт.  

 Пожалуй, самым интересным местом в саду Малого Трианона является Ферма Марии Антуанетты – идеальная деревня из двенадцати домиков, раскинувшаяся по берегам Большого озера. Здесь есть сыроварня, башня, рыбацкий цех, мельница, голубятня, ферма, хижина, домик охраны. Главная постройка в деревушке – домик Королевы под черепичной крышей на берегу пруда, в который, тихо журча, впадает ручеек. В пруду есть островок, куда перекинут прелестный мостик. По пруду грациозно плавают белые лебеди. Прогулки по всем отделениям Фермы, дойка коров, ловля рыбы в озере доставляли Королеве истинное удовольствие. 

Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров и свиней здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. 

Во время путешествия по Европе Павел I, будучи еще Великим Князем, и его жена Мария Федоровна побывали в гостях у Марии-Антуанетты. Им очень понравились сады Малого Трианона, и некоторые идеи были позже использованы в родном Павловске.

Информация о работе Регулярные сады Франции