Регулярные сады Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 18:54, реферат

Краткое описание

Регулярный парк (или сад; также французский или геометрический парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Увлечение разбивкой регулярных парков достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века)

Вложенные файлы: 1 файл

Регулярные сады Франции.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Регулярные сады Франции

Регулярный парк (или сад; также французский или геометрический парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм. Увлечение разбивкой регулярных парков достигло наивысшего пика во Франции в эпоху барокко (XVII—XVIII века)

Тогда регулярные, правильные сады воплощали идеи абсолютного  торжества красоты, упорядоченности и гения архитектурной мысли над природой. Главная эмоциональная особенность стиля — торжественность, богатство, величие.

Регулярные сады и парки создавались при дворцах  и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Но и сейчас считается, что французский регулярный сад — это выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. 

Особенности регулярного  стиля:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
  • Ярко выражена основная ось композиции - стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • Использование скульптуры, ваз классической формы, беседок, ротонд
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму
 

Размер участка 

Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.

Живые изгороди

Непременным элементом  регулярного сада являются живые  изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования  сада). Создание зеленых комнат и  коридоров – еще один из приемов  французского парка. Очень красиво смотрятся берсо – живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.

Топиары

Трудно представить  регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

Растения для  регулярного сада 

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения, которые образуют зеленые своды. Сад в формальном стиле нередко украшают моносады – участки, на которых культивируют растения одного вида (розарии, сиренгарии – использование сирени, иридарии – использование ирисов и т.п.). В клумбах часто используют мульчирование; посадки растений оттеняют белым или цветным гравием.

В условиях средней  полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Водоем.

Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Водоем делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады – многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций.

Материалы

Материалы для  регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества – ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду – чугунные или литые с классическим рисунком решетки. В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.

Формальный или  регулярный стиль сада еще называют французским. И это, объясняется тем, что данный стиль достиг своего расцвета именно во Франции, во время правления Людовика XIV,( в эпоху апогея абсолютизма),так же это эпоха барокко (XVIIXVIII века); основные принципы устройства регулярных парков разработаны Андре Ленотром и его школой. Человек, которому король, строгий в вопросах этикета, позволял сидеть в своем присутствии.

Андре Ленотр, архитектор, "прекрасный садовник", чей талант прославил Францию на века. Его усилиями создан новый тип садово-паркового ансамбля - регулярный. Очарование последнего было столь велико, что по всей Европе стали разбивать парки, отличавшиеся четкостью, симметричностью плана. 

Замок Во-Ле-Викомт 

Летом 1661 года был построен Во-Ле-Викомт, который считается образцом классического стиля. Он меньше Версаля, но более типичен для французского вкуса. Там впервые сложилась система, ставшая впоследствии отличительной чертой регулярного парка: перед замком находился партер - участок земли, поделенный центральной и боковыми аллеями на части. До Ленотра никто не устраивал зеленые и водные партеры. Зеленый партер представлял собой своеобразную лужайку прихотливых очертаний, с подстриженной травой, цветами различных сортов - все это в виде затейливого орнамента. Водные партеры - бассейны криволинейных форм. Чередование их плоскостей, симметричное расположение относительно центральной аллеи - характернейшая примета регулярного парка. Он был украшен скульптурами, расположенными в самых разных местах. Пленительный эффект, который создавала зеркальная поверхность воды, разнообразие красок партера вызывали восхищение у посетителей. Открытость, разомкнутость пространства радовала взор. Ведь еще недавно сады были огорожены крепостными стенами. Теперь ее заменила зеленая изгородь, обнесенная ажурной металлической решеткой. 

Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт (1655-1661)  

Замок Во-Ле-Виконт расположен примерно в 50 км от Парижа, около Мелена. Во-ле-Виконт, во многом предвосхитивший ансамбль Версаля, был построен не для короля, а для генерального контролера финансов Н. Фуке, образованнейшего человека того времени. Его друзьями были, например, Мольер и Лафонтен, художники, зодчие, что, в принципе, и позволило ему создать Во-ле-Виконт. Фуке стал главным управителем финансами Франции после смерти кардинала Мазарини и надеялся стать премьер-министром. Его личные огромные средства позволили ему начать строительство в Во-ле-Виконт грандиозного замка и садов.  

Создателями этого  произведения зодчества были архитектор Луи Лево (1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и живописец Шарль Лебрен (1619-1690), участвовавший в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.  

Замок Во-ле-Виконт - одно из самых ярких произведений французской классической архитектуры XVII века. Дворец стоит на островке, окруженном наполненным водой рвом, и соединен с остальной частью сада подъемным мостом. В архитектуре дворца Во-ле-Виконт еще сохранены некоторые традиционные черты французского зодчества, но явно преобладают классицистические архитектурные принципы.  

Парковый ансамбль Во-ле-Виконт - первый образец строго регулярного стиля. Итальянские  парки традиционно устраивались на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французский сад симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Для него характерны строго геометрический план и изысканная скульптура. Английский сад - пейзажный, в своей композиции он как бы следует живой природе.  

В Во-ле-Виконт зеленые насаждения идеально подстрижены. Территорию парка расчленяют аллеи, дорожки на четкие, геометрические объемы. Идеально держат форму цветники, расположенные с внешней стороны партеров (посадки в парке заключены в прямоугольные, квадратные и круглые формы).  

Композиционно дворцово-парковый ансамбль можно разделить  на три части: замок с парадным двором, сад с цветниками, беседками, фонтанами, лесопарк. Обширный партер длиной 1200 м расположен по обеим  сторонам дворца до статуи Геркулеса. На заднем плане возвышаются гроты и скульптуры животных. Рядом с замком разбиты цветочные партеры сложного рисунка на фоне зелени большого партера. Здесь же можно видеть и партеры с арабесками - орнаментом из низкостриженого кустарника. Есть в Во-ле-Виконте партеры со скульптурой, фонтанами. А партер-газон визуально завершает композицию парка - он простирается перед скульптурой Геркулеса.  

Боскеты и партеры  образовали залы под открытым небом. Поперек главной оси сада проложен Большой канал, который нужно  обходить вокруг или пересекать на лодочке. Другой канал окружает замок и выполняет чисто декоративную функцию. Замок окружает лесопарк с многочисленными уютными полянами. Лесопарковая зона незаметно сменяется лесами и полями охотничьих угодий.  

Во дворце часто  устраивались приемы. 17 августа 1661 года замок посетил король Людовик XIV. "Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум, и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы", - писал А. Дюма в книге "Десять лет спустя". Король был просто ошеломлен увиденным и испытал чувство унижения оттого, что сад его подданного превосходит своей красотой королевский. Он отказался принять приглашение Фуке провести ночь в специально приготовленных апартаментах и отправился назад в Фонтенбло, предпочтя провести ночь в экипаже.  

Через три недели Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Так бывший министр финансов вместо замка Во-ле-Виконт оказался в заточении в маленькой крепости Пиньероль, где и находился до конца своих дней. А министром финансов был назначен Жан Батист Кольбер. Все художники Во-ле-Виконта во главе с Лебреном были взяты на службу к королю.  

 

То, что осуществил Фуке в Во-ле-Виконте, король захотел  воспроизвести в большем масштабе в своей загородной резиденции - Версале. После Во-ле-Виконта он обнаружил, что Фонтенбло слишком старомодно, Париж король ненавидел, Тюильри и Сен-Жермен были для него слишком малы. В 1662 году Людовик XIV поручил Ленотру создать проект сада в Версале. Этот сад создавался поэтапно, в течение 50 лет. Но в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта.  

Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке (гобелены, мебель, посуду, скульптуру), в Лувр и Версаль. С тех пор замок и парк переходили от одного владельца к другому. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен решил сломать здание и продать участки под сады. Только по счастливой случайности об этом узнали знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье и его жена - дочь историка Проспера де Баранта. В 1875 году господин Сомье купил замок, пребывающий в плачевном состоянии. От его коллекций остались только два стола из мрамора и резного дерева, и то только потому, что никто не мог сдвинуть их с места из-за огромного веса. Знаменитые сады замка одичали.

Информация о работе Регулярные сады Франции