Расцвет русской иконописи в XIV-XVI веках. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение периода расцвета русской иконописи с XIVпо XVIвв. Этой цели подчинен следующий ряд задач: исследовать общие закономерности русской иконописи в этот период и выделить особенности техники исполнения икон таких мастеров как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Особенности русской иконописи XIV-XVI вв. 5
Глава 2. Творчество величайших иконописцев
§ 1. Феофан Грек 10
§ 2. Андрей Рублев 14
§ 3. Дионисий 16
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по мхк.docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые  крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в  целом, придавая ей особую строгую завершенность  и монументальность.

В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в  них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом  живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. «Певучесть очертаний и интенсивность звонкой колористической гаммы создавали в иконе веселящую душу симфонию линий и красок. И хотя XIV век может почитаться золотым для новгородской монументальной живописи, характерные свойства иконописи по-прежнему явственны в ней и в эту пору»5.

Росписи Феофана Грека  созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются  проницательный ум, страстный, кипучий  темперамент автора.

Не случайно современников  Феофана Грека поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный  полет его творческой фантазии. Русских  поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. «Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец», - писал о нем Епифаний6. Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания.

Фрески Спаса Преображения явились ценным памятником монументального  искусства Новгорода, они повлияли на творчество ряда живописцев. Наиболее близки к ним росписи церквей  Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле, вероятно, выполненные учениками Феофана.

В Новгороде, по-видимому, Феофан Грек прожил довольно долго, затем, проработав некоторое время в Нижнем Новгороде, приезжает в Москву. Об этом периоде  творчества мастера сохранилось  больше сведений. Вероятно, Феофан имел собственную мастерскую и заказы выполнял с помощью учеников. Работы, упоминаемые в летописях, охватывают десять лет. За время с 1395 по 1405 год мастер расписал три кремлевских храма: церковь Рождества Богородицы (1395), Архангельский (1399), Благовещенский (1405) соборы, а, кроме того, выполнил некоторые светские заказы: фрески терема великого князя Василия Дмитриевича и дворца князя Владимира Андреевича Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского).

Из всех этих работ сохранился лишь иконостас Благовещенского  собора в Кремле, который создавался в содружестве с Андреем Рублевым и "старцем Прохором с Городца".

Феофану Греку принадлежит  большинство икон деисусного ряда: "Спас", "Богоматерь", "Иоанн  Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст", "Василий Великий".

Иконы отличаются исключительной монументальностью. Фигуры четким силуэтом выделяются на сияющем золотом фоне, напряженно звучат лаконичные, обобщенно-декоративные краски: белоснежный хитон Христа, бархатисто-синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. И хотя в иконах Феофан сохраняет живописную манеру своих росписей, линия становится четче, проще, сдержанней.

Работа в соборе была закончена  за один год. Неизвестно, как сложилась  в дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал  как миниатюрист. Некоторые из них  считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия  Хитрово - выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где  мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415 году великого живописца уже не было в живых.

Византийский мастер нашел  на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно  оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие  поколения русских художников.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.

 

 

§2. Андрей Рублев

Произведения Андрея Рублева  принадлежат к высшим достижениям  русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание  духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. «Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»7.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится  в Государственной Третьяковской  галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в  Успенском соборе наиболее значительна  композиция “Страшный суд”, где  традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества  Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно  с Даниилом Чёрным и др. мастерами  расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его  иконостаса. Время, когда на Руси назревали  новые междоусобные войны и гармонический  идеал человека, сложившийся в  предшествующий период, не находил  опоры в действительности, сказалось  и на творчестве Рублева. Колорит  поздних икон более сумрачен; в  некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические  тенденции. Некоторые источники  называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”.

С 1959 года в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

 

§ 3. Дионисий

О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о  его гениальных предшественниках —  Феофане Греке и Андрее Рублеве. Дионисий достиг славы при жизни. Так случилось, что творчество талантливого иконописца любил государь «всея  Руси» Иван III. После падения Византии Русское государство стало центром  православия: славянский мир с надеждой и упованием смотрел на Восток. Московскому князю сулили корону византийских императоров. «Москва  — третий Рим», — говорили в столице  Руси. Московский митрополит обращался  к Ивану III: «Государь и самодержец всея Руси», «новый царь Константин». Дотошные исследователи родословий выводили происхождение московских князей через  Рюрика от великого римского императора Августа. В конце концов Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, на русском гербе изобразили двуглавого византийского орла. Так слились воедино прошлое величие Византии и энергия, сила возрождающейся из пепла войн, распрей Руси. Главное, чем тогда дышала страна, — освобождение от монголо-татарского ига. Разве не истинный праздник в родной стороне? Вот в такое время освобожденной, обновляемой Руси как нельзя кстати пришелся светлый талант Дионисия — его умение создавать праздничный настрой духа, его сочные краски.

 Между 1467 и 1477 годами  иконописец вместе со своим  учителем мастером Митрофаном  принял участие в росписи церкви  Рождества Пресвятой Богородицы  в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. И духовные лица сразу оценили талант молодого человека, чье призвание — нести прекрасное, создавать красоту. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Вместе с тремя другими мастерами Дионисий приступил к выполнению нового заказа. Талант молодого художника ценили так высоко, что выплатили задаток — 100 целковых. По тем временам это была внушительная сумма. Исследователи искусства Древней Руси, специалисты по творчеству Дионисия считают, что именно он выполнил деисусный чин - одну из ответственнейших частей заказной работы... После Успенского собора Дионисий получил прозвание «мастера преизящного».

 Чем отличается живопись  Дионисия от живописи других  мастеров? Композиции его работ  торжественны, краски нежны и  светлы, словно летний день, фигуры  грациозно удлинены, лики святых  красивы. Произведения Дионисия  легки и радостны, они как бы  рассчитаны на то, чтобы поведать  миру о счастливой Руси, о том,  что великая держава готова  идти в будущее с надеждами,  а не со скорбью в сердце. Много работал Дионисий для  Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. Но особенно значительным его творением являются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где мастер трудился в 1495—1496 годах. Великий гимн житию Богородицы создал прославленный иконописец: светлое, возвышенное настроение пронизывает все фрески, нежные, чистые краски льются из каждого уголка собора. Преобладающие тона — зеленоватые, золотистые и белые. В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями; впоследствии же он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца. Надо сказать, что именно благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве.

 Фрески Ферапонтова  монастыря никогда не переписывались  — у монастыря, расположенного  в глухом Белозерском крае, не  было на это средств, — и  по их первоначальному колориту  мы теперь можем судить о  манере письма Дионисия. «Творчество  Дионисия сыграло огромную роль  в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...»8.

 Творчество этого замечательного  художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева, создавая произведения, исполненные оптимизма и торжественной ясности. Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д. Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма. «...После Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиевы мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены»9.

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русская икона является совсем особым художественным миром, проникнуть в который не так легко. Но кто  находит доступ в этот мир, тот  без труда начинает открывать  в нем все новые и новые  красоты. И отвлеченный язык иконы, его недомолвки, его символы становятся постепенно понятными и облекаются в нашем сознании в плоть и  кровь конкретного художественного  образа. С этого момента простое  разглядывание иконы уступает место  ее пониманию.

Икона, в наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Необходимо отличать икону  от других форм изобразительного искусства. При рассмотрении иконы важнейшее  значение имеют иконография и  стиль. Для иконографии характерны свои стилистические особенности. Считается, что совокупность изобразительных  приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными  словами, язык, то есть икона представляет собой текст.

Золотой век русской иконописи  начался в 80-х годах XIV века, в период небывалого духовного обновления под  покровительством святого Сергия Радонежского. В русской иконописи XV века, являвшегося  эпохой ее наивысшего расцвета, фигуры святых изображаются всегда бесплотными, они облачены в широкие, неопределенного  покроя одеяния, скрывающие пластику тела, у них округлые лица, в которых  нет ничего портретного и в  которых индивидуальные черты предельно  нейтрализованы. Русская иконопись XV века является искусством светлым  и радостным. Популярнейшей темой  русской иконописи XV века было Умиление. Отличительным свойством икон XV века, особенно когда их сопоставляешь  с иконами позднейшего времени, являются немногосложность и ясность их композиций. Золотой век русской иконописи связан с такими именами как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Главными иконописными школами были Новгород, Псков и Москва.

Информация о работе Расцвет русской иконописи в XIV-XVI веках. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий