Райнер Мария Рильке о Родене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:57, реферат

Краткое описание

Некоторые принципы импрессионизма - передача мгновенного движения, текучесть формы - в разной степени сказались в скульптуре 1880-1910-х гг (в Эдгара Дега и Огюста Родена во Франции, М. Россо в Италии, П. П. Трубецкого и А. С. Голубкиной в России); в то же время повышенная живописность импрессионистической скульптуры вступала порой в противоречие с ощутимостью и телесностью, присущими самой природе скульптурного образа.

Содержание

Ведение…………………………………………………….2
1. Основа творчества Родена……………………………………... 2
2. Факты из биографии.....................................................................4
2.1 Начало пути ………………………………………………….4
2.2 Становление………………………………………………….5
2.3 Поздние годы………………………………………………....9
3. Райнер Мария Рильке о Родене…………………………………11
Заключение………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………....15

Вложенные файлы: 1 файл

Огюст Роден.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

  С конца 80-х годов Огюст Роден работал не только над "Вратами ада", но и над другими большими проектами. Необычен, очень эмоционален и возвышен задуманный без пьедестала памятник шестерым смельчакам, которые в XIX веке ценой собственной жизни спасли горожан от неминуемой гибели,- "Граждане Кале", воплощенный в бронзе в 1884-1895 годах. Роден создал и проекты памятников Виктору Гюго, который увиделся ему на острове в окружении муз; Оноре де Бальзаку, которого он одел в его излюбленное монашеское платье.

   Осталось немало портретных бюстов, в каждом из которых Роден открывал не просто образ, а неповторимый характер - мадам Викунья, Ева Фэрбакс, Густав Малер...

   Роден считал, что для мужских фигур больше подходит бронза, а для женских - мрамор. Этими материалами он владел в совершенстве.

  В 1910-е годы Роден увлекся мифологией, создал целую серию, куда вошли воплощенные в бронзе "Феи вод", "Вакханки", "Переплетенные женщины"... А, потом и библейскими темами - "Екклезиаст", "Духи зла", "Дух добра".

  Одной из самых значительных в творчестве Опоста Родена была создаваемая на протяжении двадцати лет серия рук. Начал он ее "Рукой Бога" в 1898 году, а окончил "Рукой Родена, удерживающей торс", над которой работал за три недели до своей смерти.

  В последние годы Огюст Роден жил в отеле "Бирон", где его соседями были Райнер Мария Рильке, Жан Кокто, Анри Матисс и Айседора Дункан. После смерти Родена здесь открылся его музей.

   Роден умер 17 ноября 1917 года от пневмонии. Он завещал похоронить его рядом с Роз Бере возле их дома в Медоне, и чтобы надгробием им был его "Мыслитель".

  Французская академия, которая при жизни не принимала Родена, через несколько дней после его смерти приобщила его к сонму бессмертных. Сын Роз и Родена Огюст умер через девятнадцать лет от алкоголизма.

   Огюст Роден, который не только творил, но и всю свою жизнь размышлял об искусстве, оставил после своей смерти завещание, в котором называет искусство "прекрасным уроком искренности" и с надеждой восклицает: "Представьте себе, какого огромного прогресса мы могли бы добиться, если бы люди были до конца правдивы!"

   Он был всю жизнь правдив и искренен перед самим собой и перед теми, кто был рядом. И каждая из его скульптур - это великое откровение гениального мастера.

 

  1. Райнер Мария Рильке о Родене

   Все творчество Родена – это незавершенный, растущий мир, единое произведение, «творение» [2, с. 5].  Материал его искусства – поверхность, «из которой можно сделать все» [2, с. 12]. Поверхность в скульптуре Родена – это его способ восприятия и выражения жизни. Роден – скульптор, стремящийся преодолеть изначальную статичность своего искусства. Одно из главных художественных и философских открытий, которое он делает (впервые – маска «Человек со сломанным носом») – отсутствие и невозможность покоя в природе, в человеке, в искусстве, в том числе в скульптуре, которая традиционно рассматривалась как самое «спокойное» искусство. Когда Роден создавал маску, «перед ним спокойно сидел человек со спокойным лицом. Но это было лицо живого, … и он обнаружил, что оно полно движения, полно беспокойства… [2, с. 17-18]. Рильке подчеркивает, что само по себе движение в скульптуре – не новшество, обновился лишь его характер, к которому свет притягивается особым свойством поверхностей. Важнейший этап развития Родена – «завоевание света». Камни у него «излучают свой собственный свет»; скульптору доступна «вся шкала теней».                          Роден в своих скульптурах использует эффект валёра. Искусствоведческий термин "валёр" (от французского valeur - ценность) означает соотношение света и тени в живописи, графике или скульптуре. Валёр помогает показать предмет в световоздушной среде. В скульптуре эффект валёра хорошо виден, когда на фигуру зритель смотрит против света на фоне вечернего неба, тогда ее силуэт виден на этом фоне в виде тени, детали которой неразличимы. Соотношение тени с небесным фоном и есть валёр, позволяющий увидеть в скульптуре самое ценное, самое нагруженное художественным смыслом. Для Родена в статуе основное - это движение, контур, валер; излишняя детализация фигуры (например, скрупулезная передача складок одежды) отвлекла бы зрителя от восприятия целого. [4]

   Это «присвоение и усвоение света» Роден признал существеннейшим свойством пластики. Подчинением света началось другое великое завоевание Родена – «покорение пространства», которое подарило его вещам облик, своеобразное величие, независимое ни от каких изменений. Еще одно открытие Родена – постепенный отход от сюжетности в скульптуре. Как известно, мастер не смог отказаться от сюжета полностью. (Так, при ближайшем рассмотрении «Весны» (объятия влюбленных) мы обнаруживаем в руке юноши открытую, но уже отбрасываемую в сторону книгу, и вспоминаем «И в этот день мы больше не читали…» – и «Весна» предстает не экзерсисом на эротическую тему, поскольку оказывается, что изображенные – это герои Данте – Паоло и Франческа). Роден не полностью отошел от «литературности» в скульптуре, но именно его сюжет никогда не привязан к художественному предмету, как животное к дереву. Он живет неподалеку от предмета, он живет им и при нем …» [2, с. 30]

   Следующее открытие Родена – новое открытие человеческого тела: «Язык скульптуры – тело. А это тело, когда видели его в последний раз? Слой за слоем накладывались на него костюмы, … но под защитой этих оболочек его изменяла растущая душа…» [2, с. 9]. Академическая скульптура пыталась копировать античный телесный канон, но человеческое тело существенно изменилось, так же, как изменился, усложнился внутренний мир человека «…Жизнь держала его в своих руках, работала над ним, прислушиваясь к нему, шлифовала его день и ночь. …А скульптура, его обладательница, все еще не знала его» [2, с. 9]. Показать это новое тело, которое выражает глубины человеческой души – вот задача, которая стояла перед искусством скульптуры и с которой смог справиться гений Родена.

   «Человек ранних времен» демонстрирует власть Родена над человеческим телом. По мнению Рильке, этот образ знаменателен тем, что возвещает новое рождение жеста в творчестве Родена: «Жест, произраставший до такой силы и величия, здесь он пробился родником, тихо стекающим по телу» [2, с. 20]. Новый жест раскроется чуть позже в скульптуре «Идущий», изображающей Иоанна Крестителя, в «Гражданах Кале», в статуе Бальзака, в «Еве». Естественные и свободные положения фигур, новые жесты, не известные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни современного человека.

   Рильке подчеркивает, что значение Родена как реформатора искусства связано и с его новым пониманием красоты в искусстве: прекрасным может быть и изображение безобразного, если оно художественно совершенно. «Человек со сломанным носом» резко отличается от канонов академической красоты выбором модели: Роден изображает не молодого и красивого, а стареющего безобразного человека с изувеченным носом. Но его внешнее безобразие лишь усиливает выразительность лица, подчеркивает глубину страданий, «работая» на образ. В этом, по мнению Рильке, сказывается «его доверие к жизни, творящей даже тогда, когда она уродует» [2, с. 33]. То, что согласно нормам классической эстетики не могло быть включено в сферу прекрасного – страдания, боль, смерть, – в современном искусстве становится таковым, поэтому прекрасное, красота может быть не только «захватывающей», но и «жуткой» [2, с. 37]. Сам Роден в «Завещании» писал о том, что природа «никогда не бывает безобразной»: «Для художника прекрасно все, поскольку во всем сущем его взгляд обнаруживает характер, то есть внутреннюю правду, проступающую сквозь форму. А в ней-то и кроется красота. Изучайте ее с религиозным тщанием, и вы не упустите найденной красоты, так как встретите правду». [3, с. 52]

 

Заключение

   По отзывам современников  Роден был живописцем-импрессионистом, случайно попавшим в скульптуру, поэтому на поверхности его  произведений так часто можно  различать типично импрессионистский  мазок. Да и сам скульптор утверждал, что моделирует не форму, а свет и тени. Вместе с тем, при всей импрессионистской направленности творчества, Роден предстает в своих произведениях как один из величайших реалистов в истории искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Библиотека » Великие художники XX века

  1. Рильке, Р.М. Огюст Роден / Р.М.Рильке. – СПб., 2002.
  2. Роден, О. 3. Завещание / О. Роден. – СПб., 2002.
  3.   http://studme.org/1709042412950/kulturologiya/skulptura Художественная культура ХХ век
  4. Л.Г. Емохонова: Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 1998 – 448с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Райнер Мария Рильке о Родене