Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: применить разнообразные графические приемы и техники в работе над мужской фигурой в сложном ракурсе. Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:
раскрыть понятие графики, изучив ее историю, виды; исследовать выразительные средства графики, материалы и техники; изучение пластики мужской фигуры; практически освоить некоторые графические приемы и техники в работе над мужской фигурой; выполнить ряд творческих работ с изображением мужской фигуры в сложных ракурсах, применив разнообразные графические приемы и техники.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава I Графика как вид изобразительного искусства………………………………….

Понятие «графика», история развития ……………………………………………...5
Виды и техники графики……………………………………………………………..7
Выразительные средства графики………………………………………………….15
Графические материалы…………………………………………………………….23

Глава II Особенности работы над мужской фигурой…………………………………24

Глава III Работа над творческим проектом………………………………………………

3.1 Выбор темы…………………………………………………………………………….
3.2 Работа над мужской фигурой ………………………………………………………27
3.3 Материалы, техники, приемы………………………………………………………..
3.4 Поиск композиционных решений ……………………………………………………
3.5 Оформление творческих работ……………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………………31
Список работ……………………………………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

рис курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Нижегородский государственный педагогический университет

Им. К. Минина

Технолого-экономический факультет

Кафедра декоративно-прикладного  и изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине: графика

 

на тему: «Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. 5ИЗО ЗО

Трофимова А.А.

Научный руководитель:

Ст. преподаватель

Савельева Р.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………………3

 

Глава I Графика как вид изобразительного искусства………………………………….

 

    1. Понятие «графика», история развития ……………………………………………...5
    2. Виды и техники графики……………………………………………………………..7
    3. Выразительные средства графики………………………………………………….15
    4. Графические материалы…………………………………………………………….23

 

Глава II  Особенности работы над мужской фигурой…………………………………24

 

Глава III Работа над творческим проектом………………………………………………

 

3.1 Выбор темы…………………………………………………………………………….

3.2 Работа над мужской фигурой ………………………………………………………27

3.3 Материалы,  техники, приемы………………………………………………………..

3.4 Поиск композиционных решений ……………………………………………………

3.5 Оформление  творческих работ……………………………………………………..28

 

 

Заключение……………………………………………………………………………….30

 

Список использованной литературы……………………………………………………31

 

Приложение ………………………………………………………………………………

Список работ……………………………………………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый вид искусства обладает своей спецификой, ставит собственные  задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др. Графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово). Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

Стремление запечатлеть себя или  внешность другого человека свойственно  художнику. В краткосрочных или  длительных рисунках важно передать пластику тела, его конструктивные особенности, пропорции и характерные черты. Человек с точки зрения формообразования является сложным объектом.

Особенно сложно изображать в ракурсе  человека: малейшая ошибка сразу же бросается в глаза, порой искажая всю работу. Ракурсом называется резкое перспективное изменение фигур, предметов, любых форм видимого мира при изображении их на плоскости. Это слово происходит от французского "raccourcir" - укорачивать, сокращать. В изобразительном искусстве сильные ракурсы помогают передать глубину пространства, стремительное движение, остроту той или иной ситуации. В картине, рисунке, рельефе ракурс - одно из средств создания реалистического изображения, яркого художественного образа.

Тема курсовой работы: «Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе»

 Цель курсовой работы: применить разнообразные графические приемы и техники в работе над мужской фигурой в сложном ракурсе.

Задачи, конкретизирующие цель работы, подразделяют ее достижение на следующие этапы:

  1. раскрыть понятие графики, изучив ее историю, виды;
  2. исследовать выразительные средства графики, материалы и техники;
  3. изучение пластики мужской фигуры;
  4. практически освоить некоторые графические приемы и техники в работе над мужской фигурой;
  5. выполнить ряд творческих работ с изображением мужской фигуры в сложных ракурсах, применив разнообразные графические приемы и техники.

Графика имеет некоторые преимущества перед другими жанрами искусства в плане широты диапазона отражений нашей жизни и прошлой и современной.

В графике наиболее очевидно отражаются поиски новых художественных выражений, индивидуальность авторов, новаторские  решения.

Эти поиски видны и вечных темах, которые неизменно волновали мастеров на протяжении столетий. Мужская фигура - одна из таких тем.

Как и психологический портрет, рисунок тела в полной мере отражает характер и эмоциональное состояние  модели. Так художник передает не только красоту линий и форм, но и душевные порывы.

 В данной работе автор постарается, как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I  ГРАФИКА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

1.1 Понятие «графика»,  история развития 

 

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические  изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого  общества - в эпоху неолита и  бронзовом веке. Еще до того, как  древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисунки эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятия и повествования. Начертание их менялось, пока не приняло облик знакомых нам букв. Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста.

Термин "Графика" первоначально  употреблялся лишь применительно к  письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого.

Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной  линии, используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала в  графике. Сочетанием тех же средств  могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией. Поэтому в графике, наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В.И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии). Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в ней неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр У. Хогарта, Ф. Мазереля, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, В.И. Касияна, литографий А.Ф. Пахомова, рисунков Б.И. Пророкова, Е.А. Кибрика, Д.А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в графике определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.

 

 

 

 

 

    1. Виды и техники графики

 

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и  газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную  (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат.

Рисунок - изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Выполняется (карандашом, пером, кистью, углём и т. д.) с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или нескольких цветах, преимущественно на бумаге. Главные виды художественного рисунка: станковый эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т. д. Исполняются рисунки в подавляющем большинстве случаев на бумаге. В станковом рисунке используется весь спектр графических материалов: «мягкие материалы» (уголь, соус, сангина, разнообразные мелки), краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила, бистр), карандаши, капиллярные и прочие пишущие узлы. В учебном рисунке, в настоящее время, наиболее употребим графитный карандаш и уголь.

Этюд(франц. etude, буквально - изучение), - в изобразительном искусстве - произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью её изучения.

Эскиз (франц. esquisse), - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Гравюра (франц. gravure), - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравёром. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углублённую, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.

Линогравюра - (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравёром. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углублённую, когда краска заполняет углубления. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.).

Шелкография (англ. silk screen, фр. serigraphie) - вид художественной трафаретной печати. Участки шелковой сетки, натянутой на раму, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку на поверхность, воспринимающую изображение. Шелкография отличается яркостью и декоративностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С ее помощью можно печатать качественные репродукции картин. В 20 в. техника шелкографии появилась в Европе из Китая и Японии, получила развитие с 1930-х в творчестве Дж. Поллока, Ф.Леже.

Информация о работе Применение разнообразных графических приемов и техник при работе с мужской фигурой в сложном ракурсе