Пещера Ласко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:33, реферат

Краткое описание

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью него происходило общение людей.

Содержание

Введение
Наскальная живопись
Пещера Ласко – «Сикстинская капелла наскальной живописи»
Классификация
Датировка
Описание пещеры
Художественные приемы
Интерпретация
Архиологические открытия
Туризм и проблемы сохранности
Ласко II
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

искусство.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение

  1. Наскальная живопись
  2. Пещера Ласко – «Сикстинская капелла наскальной живописи»
    1. Классификация
    2. Датировка
    3. Описание пещеры
    4. Художественные приемы
    5. Интерпретация
    6. Архиологические открытия
    7. Туризм и проблемы сохранности
    8. Ласко II

 

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Слово “искусство” - первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного  строя, развивалось в течение  очень длительного времени, и  в некоторых частях света - в Австралии  и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к  ледниковому периоду, когда большая  часть Европы была покрыта льдом  и там, где теперь находятся южная  Франция и Испания, расстилалась тундра. Изначально благодаря первобытному искусству сохранялись и передавались различные навыки и знания, с помощью  него происходило общение людей.

Что именно послужило толчком  к изображению тех или иных предметов у первобытного человека, неизвестно. То ли это была боевая раскраска  тел, то ли отпечаток ступней человека или животного, то ли это была тень животного или человека, случайно увиденная им. На этот вопрос ответа так и не нашли. Древние люди могли  прийти к идее изображать увиденное  многими путями.

Нелегко было поверить в  то, что в глубине веков - от десяти до тридцати тысяч лет назад - в  Европе существовало искусство, достойное  восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные  статуэтки свидетельствуют о  том, первобытные охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и  шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.

В историю искусства навсегда вошло  имя Марселино де Саутуолы, первооткрывателя настенных рисунков в пещере Альтамира, называемой “Сикстинской капеллой первобытного искусства”. Саутуола исследовал пещеры, находящиеся в окрестности того места, где он жил. Альтамиру он впервые  посетил в 1875 году. Затем, ознакомившись  в Париже с богатым собранием  гравюр на костях с зооморфными изображениями  и орнаментацией, он решил ещё  раз осмотреть пещеру. В 1879 году его  девятилетняя дочь обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки. Год спустя, в 1880 году, преодолев  свои сомнения, Саутуола выступил с  публичным заявлением о том, что  рисунки являются художественным созданием  палеолитического человека. Эту точку  зрения он отстаивал до конца своих  дней. Дело в том, что дерзкое утверждение  Саутуолы вызвало согласное возмущение всех крупнейших учёных того времени. Не возможно было поверить, что человек  каменного века обладал столь  развитым искусством, свидетельствующим  о высокой культуре и талантливости  первобытных людей. Но Альтамира  доказала, что человеческий гений  был свойственен уже охотникам  на мамонтов и что, следовательно, он не зависит прямопропорционально от уровня технической цивилизации. Это  утверждение прозвучало как гром среди ясного неба, оно было столь  неожиданным, что учёный мир даже обвинил Саутуолу в подделке. Было высказано подозрение, что автором  рисунков мог быть один французский  художник, друг Саутуолы, гостивший  у него в момент открытия. В 1881 году в Альтамиру был послан французский  палеонтолог Арле, который должен был на месте произвести экспертизу изображений. Его заключение было беспощадным: рисунки, якобы, имеют новейшее происхождение  и могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы. Результаты “экспертизы” укрепили скептическое отношение к  Альтамире со стороны виднейших палеоисториков, и альтамирские рисунки без изучения и доказательств были осуждены как подделка.

Но открытие настенных изображений  в пещерах Европы множились. В 1878 году Широн сообщил о находке  гравюр в пещере Шабо, Франция, и  представил их фотографии, но это сообщение  осталось незамеченным. В 1895 году Ривьер открыл изображение на стенах пещеры Ла Мут во Франции и предположил  их палеолитический возраст, но и  его заявление не вызвало ничего кроме насмешек. В 1987 году была открыта  пещера Марсула, и хотя ранее она  была неизвестна, и следовательно, не могла посещаться людьми, в ней  также были обнаружены рисунки.

Одновременно всё больше множилось  рисунков, гравюр, различных скульптур  и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков  пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог  Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, снова посетил  эту пещеру, отрёкся от своих предыдущих предположений и установил, что  находящиеся там изображения  являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества. В последующие годы стали появляться новые сообщения об открытии пещерных рисунков в Испании, Франции, а также  в России на Урале. Из крупных открытий палеонтологического искусства  за последние сорок лет следует  привести пещеры Ляско(1940), Руффиньяк(1956), Дель Ромито(1961), а также Капову пещеру на южном Урале(1959) и Хоит-Цэнкер Агуй(1972) в западной Монголии.

 

1.Наскальная живопись

Но открытие настенных изображений  в пещерах Европы множились. В 1878 году Широн сообщил о находке  гравюр в пещере Шабо, Франция, и  представил их фотографии, но это сообщение  осталось незамеченным. В 1895 году Ривьер открыл изображение на стенах пещеры Ла Мут во Франции и предположил их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего кроме насмешек. В 1987 году была открыта пещера Марсула, и хотя ранее она была неизвестна, и следовательно, не могла посещаться людьми, в ней также были обнаружены рисунки.

Одновременно всё больше множилось  рисунков, гравюр, различных скульптур  и орнаментированных предметов, залегавших прямо в культурном слое. Это заставило многих скептиков  пересмотреть свою точку зрения. Палеонтолог  Арле, который первый раз проводил экспертизу в Альтамире, снова посетил  эту пещеру, отрёкся от своих предыдущих предположений и установил, что  находящиеся там изображения  являются подлинными. К сожалению, Саутуола не дожил до дня своего торжества. В последующие годы стали появляться новые сообщения об открытии пещерных рисунков в Испании, Франции, а также  в России на Урале. Из крупных открытий палеонтологического искусства  за последние сорок лет следует  привести пещеры Ляско(1940), Руффиньяк(1956), Дель Ромито(1961), а также Капову пещеру на южном Урале(1959) и Хоит-Цэнкер Агуй(1972) в западной Монголии.

2.Пещера Ласко – « Сикстинская капелла наскальной живописи ».

 

  Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

  Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко - относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

  Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками старших классов отправившиеся в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, уже давно вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековой замок. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что дыра порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство. Придя в себя, они догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь - восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю, который сначала недоверчиво отнесся к их рассказу, но когда вместе с ними сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой” первобытной живописи. Это сравнение со знаменитыми  фресками Микеланджело не преувеличенное, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор, изобразительное искусство.

Заслуга французских школьников не ограничивается открытием пещеры. Они устроили возле неё свой лагерь и стали первыми хранителями  новоявленных миру художественных сокровищ: благодаря их бдительности древнейшие памятники живописи уцелели в  те дни, когда молва о них разнеслась по округе, привлекая толпы любопытных людей.

Специалист по истории  первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном. А. Брейль первым установил  подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провёл несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую  он отнёс к перигорской культуре.

Несколько лет А. Брейль провёл в Испании, Португалии и Южной  Африке, а затем в 1949 году вернулся во Францию и начал раскопки Ласко  вместе с Северином Бланом и Морисом  Бургоном. Он рассчитывал найти там  захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений. А. Брейль позже дал такое определение  Ласко: « Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль».

С 1952 по 1963 годы по просьбе  Брейля Андре Глори произвел новые  раскопки на поверхности площадью 120 м² и обнаружил 1433 изображения (сегодня  в описи числится 1900 наименований).

Затем наскальную живопись Ласко изучали Аннет Ламинг-Амперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 годы — Норбер Ожуля.

Живопись  эта столь выразительна, что кое-кто  даже усомнился в её подлинности, высказав предположение, вскоре полностью  опроврегнутое научной экспертизой, будто это - творение современных  нам живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Подобные же басни, даже со ссылкой на иезуитов, якобы возмечтавших разоблачением  подделки опровергнуть древность человеческого  рода, распространялись в последню четверть прошлого века, когда в Северной Испании была открыта столь же знаменитая Альтамирская пещера с её замечательной живописью.

 

2.1 Классификация

 

  Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после её открытия, с 27 декабря 1940 года.

  В октябре 1979 года Ласко вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

 
2.2 Датировка

 

  Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применён при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. лет до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение А. Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре.

 

  Позднее было проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок А. Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17—15 тыс. лет до н. э.).

 

  В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетий до н. э.: был проведён радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», которые показали, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры. Правда, остаётся вопрос, приходили ли люди того времени в пещеру, чтобы создать часть или все изображения или же просто полюбоваться уже созданными?

 

  Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем. Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской.

 

  Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко. Хотя по мнению Н. Ожуля существуют некоторые доказательства, что Ласко скорее относится к солютрейской культуре: наличие геометрических символов; характерное изображение рогов зубров; изображение человека напротив животного из семейства полорогих (в Рок-де-Сер (фр. Roc-de-Sers), относящегося к солютрейской культуре, есть рисунок человека напротив овцебыка).

 

Информация о работе Пещера Ласко