Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыкального народного фольклора и регионального компонента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 18:03, реферат

Краткое описание

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в патриотическом воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия наминается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Вложенные файлы: 1 файл

ОПЫТ.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

ОПЫТ.    Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыкального народного фольклора и регионального компонента.

ВВЕДЕНИЕ.

 

 

Россия конца XX -  начала  XXI  веков  переживает  кризис  воспитания

подрастающего  поколения.  Нарушились  традиции,  порвались  нити,   которые

связывали младшие и старшие  поколения. Безжалостное обрубание  своих  корней,

отказ от  народности   в  воспитательном  процессе  ведет  к  бездуховности,

отбивает желание у детей  проявить себя творчески. Обращение  к  музыкальному

фольклору  в   воспитании   дошкольников   открывает   широкие   возможности

педагогическому творчеству, смелому  поиску инновационных методов обучения  и

воспитания.

       На  современном   этапе   главная   задача   музыкального   воспитания

дошкольников  средствами  музыкального  фольклора  –  повернуться  лицом   к

народной музыке, начиная с самого раннего, когда  еще  только  закладываются

основные  понятия  у  ребенка,  формируется  речь  и  мышление,  развиваются

способности, умения и навыки.

 

 

 

Современное общество характеризуется  ростом национального самосознания, стремлением понять и познать  историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и  научного обоснования национально-региональных факторов в патриотическом воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия наминается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

 

 

В наше время уже расширилось и  утеряло свою прежнюю определенность и во многом наполнилось новым  содержанием само понятие «фольклор».  Оно стало применяться к тем  видам и формам непрофессионального  творчества, в основе которых лежит  коллективное или индивидуальное начало, продолжающее и развивающее традиции русского народного искусства.

 

В настоящее время на уровне мирового общественного мнения рассматривается  необходимость защиты культурного  наследия, как главного условия преемственности  поколений, поэтому подчеркивается необходимость изучения этого наследия в качестве базовой основы современного образования.

В художественно-эстетическом образовании  и воспитании детей значительную роль играет приобщение к  народно-музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного  искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических  трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и  младшее поколения.

Поэтому очень важно возродить преемственность  поколений, дать людям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности.

В наше время с особой остротой стоит  задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения  и расцвета культурных традиций народов  России.

Поэтому главная задача моей деятельности –  обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре, используя  региональный компонент.

Основой при формировании эстетического  сознания дошкольников должны стать  художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

 

 

Культура является продуктом  и результатом человеческой деятельности. Отечественные и зарубежные исследователи  изучают региональную культуру как  важную характекистику современного общества. Нами региональная культура рассматривается как исторически развивающаяся в конкретных географических условиях, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распостранения, потребления; а также как процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности в различных сферах жизни на данной территории.

Внедрение регионального компонента в музыкальное воспитание – это использование совокупности музыкального опыта, накопленного  народами Южного Урала, заложенных в нем традиций нравственного, эстетического, интеллектуального характера. Ценности южноуральской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом.

 

 

    1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 

  Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть  народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна  их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство  которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного  характерными свойствами, такими как  традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении  методов различных наук с целью  выявления внутренних и внешних  взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего  анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных  исследованиях фольклора объясняется  происходящими в наши дни качественными  изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий  и ее “языка” (С.М. Толстая).

.Приобщение детей к народной  культуре как направление отечественной  педагогической мысли стало активно  разрабатываться в 80-90-е годы  ХХ столетия, когда в условиях  изменения концепции воспитания  происходит активное обращение  к народному опыту как основанию  жизненного пространства, его духовно-нравственного  наполнения.

Культурный  опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих  лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в нравственном воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

 

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень  поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти  и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали  необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали  активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Русская песня, русское поэтическое  слово становятся близкими детям  и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён, песнями современных авторов, танцам, при этом большую помощь оказывает постоянно приобретающиеся диски, кассеты, литература, которые в дальнейшем использую на праздниках и развлечениях. Этот репертуар включаю также на праздниках: «Осенний праздник - Кузьминки», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «До свиданья, детский сад» и др. Также мы являемся постоянными участниками мероприятий, которые проводятся в нашем городе. Так мы каждый год выступаем на конкурсе «Золотое яблоко»». Разрабатывая сценарии праздников, стараюсь их делать каждый раз неповторимым с прошлым праздником. Это даёт мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в детском саду. Увлеченность детей  и воспитателей кружковой деятельностью делает коллектив более сплочённым, организованным, способствует развитию у коллектива чувства коммуникабельности, коллективизма, что помогает в работе.

 

 

 

 

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

 

Диагностика выделенных показателей в ходе контрольного эксперимента проводилась в форме  индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных  заданий

Уровни  владения детьми народным музыкальным фольклором:

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях.
  2. Знание народных инструментов.
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки).
  4. Багаж народных игр.
  5. Формирование певческих навыков.
  6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.
  7. Художественно-творческое развитие.

Методика  выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором

Определение уровня владения детьми музыкальным  фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые  приёмы и многочисленные наглядные  предметные пособия, детские музыкальные  инструменты.

В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую  оценку каждой из семи показателей  владения детьми народным музыкальным  фольклором.

 

Показатели

Уровни

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое  эмоционально оценочное отношение  к музыкальному фольклору, умение  самостоятельно охарактеризовать  музыку, применяя художественно  образное описание.

 

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное  отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

 

 

 

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное  отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после  словесной помощи взрослого с  опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

 

 

 

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

 

 

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике.

 

 

 

 

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после  словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

 

3 балла

Ребёнок различает праздники и  традиции с опорой на немузыкальные  компоненты (используется зрительная наглядность).

 

 

2 балла

 

 

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно  воспроизводит  незнакомую мелодию (по усмотрению муз. рук.).

 

 

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит  песню или мелодию после оказания ему моторной помощи.

 

2 балла

 

 

 

 

 

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько  народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры).

 

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной помощи взрослого (2-3 игры).

 

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (показ действий к игре или название игры)

(1-2 игры).

 

2 балла

 

 

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6).

 

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5).

 

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4).

 

2 балла

 

 

 

 

 

 

 

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые  свойства музыкального звучания русских  народных инструментов

(по усмотрению муз. рук).

 

 

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые  отношения русских музыкальных  инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов.

 

 

 

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после  оказания ему моторной помощи

(предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания).

 

 

 

 

2 балла

 

 

 

 

 

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет  оригинальную песню или танец («свою» песню или танец).

 

 

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после словесной  помощи взрослого (элементарная словесная  помощь).

 

 

3 балла

 

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи (предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.).

 

 

 

2 балла

Информация о работе Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музыкального народного фольклора и регионального компонента