Павел Андреевич Федотов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года на окраине Москвы в семье отставного поручика, очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова. Мать - Наталья Алексеевна. Павел Андреевич был крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и "все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке". Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, - писал впоследствии Федотов, - составляет... основной фонд моего дарования".

Вложенные файлы: 1 файл

П. А. Федотов.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

Детская художественная школа  города Иваново

 

 

 

 

Реферат по истории  изобразительного искусства по теме:

«Павел  Андреевич Федотов»

 

 

 

 

Автор - Водянова Ольга Степановна,  6 «Б» класс

Учитель – Критский Алексей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

Иваново 2013

  1. Биография.

Павел Андреевич Федотов  родился  22 июня 1815 года на окраине  Москвы в семье отставного поручика, очень бедного чиновника, бывшего  воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича  Федотова. Мать - Наталья Алексеевна. Павел Андреевич был крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и "все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке".                 Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, - писал впоследствии Федотов, - составляет... основной фонд моего дарования".

Отец, мечтавший, чтобы сын  был военным, определил его в  Московский кадетский корпус  в  возрасте 11 лет. Благодаря своим  блестящим способностям, усердию, образцовому  поведению и  успешностью в  ученье он обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей, тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Первые опыты - портреты друзей, карикатуры - оказались удачными...

 В 1830 году он был  сделан унтер-офицером, в 1833 произведён  в фельдфебели и в том же  году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому  обычаю, внесено на почётную мраморную  доску в актовой зале корпуса.  Окончив Кадетский корпус, Федотов  получил назначение в лейб-гвардии  Финляндский полк в Петербурге  и прослужил там десять лет  (1834-1844). В николаевской армии царили  бесконечные смотры и маневры, парады и шагистика.

Чтобы отвлечься от скучных, однообразных будней, Федотов много  читает, изучает языки, увлекается музыкой, пишет стихи. Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, характерные  для столицы, на развлечения в  кругу добрых товарищей и на строгие  требования тогдашней фронтовой  и казарменной службы, он умел находить время для своего любимого занятия. Это было рисование, способность к которому выказалась у него еще раньше и в классных рисунках, и в схожих портретах корпусных однокашников и начальников, и в забавных карикатурах на них, и в чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные тетради. Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры; темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. Года через три-четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, "следки" и прочее старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы. С этою же целью, дома, в свободные от службы часы, он, сверх рисования придуманных жанровых сцен и подмеченных на улице типов, упражнялся в портретировании своих сослуживцев и знакомых карандашом и акварельными красками. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

Рисунки, рисунки, рисунки... Художник рисовал везде: на базарах  и в гостиных дворах, в департаментах  и на улице. Но это не были творения бесстрастного наблюдателя. Каждым рисунком Федотов активно вмешивался в жизнь, воевал с косностью и  бюрократизмом, разоблачал нравы николаевских сановников. Рисунки Федотова, напоминающие легкие быстрые наброски, удивительно  точно передают предметы и фигуры - это своеобразный дневник художника.

Простота и жизненная  убедительность композиционного решения  отличают рисунок "Набережная Васильевского  острова зимой". Сатирическая острота  в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как  люди садятся" и других. От множества разрозненных наблюдений, которые сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных произведений. Так родился замысел серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни", исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "Модный магазин", "Мышеловка", "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины" (1840 –е годы).

Показателен для творчества Федотова часто используемый им принцип  изобразительного рассказа. Художник создает многосоставные композиции, в которых, как правило, присутствует несколько линий повествования, несколько фабульных ответвлений. Сюжетные эпизоды развертываются параллельно; временная последовательность не соблюдается.

В «Первом утре обманутого молодого» одновременно происходят несколько событий: «молодая» на коленях умоляет мужа о прощении, грузчики выносят мебель, некто передает в окошко записку для недавней невесты, горничная убирает постель, а муж в отчаянии заламывает руки. Федотов собирает все эти эпизоды  в единый фабульный узел — для  большей убедительности, «вящей»  назидательности. Но объединены эти  события не хронологически, а по смыслу: каждое действие усиливает  обличение и разъясняет характер случившегося.

Для П. А. Федотова все герои  его работ одинаково важны: смысловая  нагрузка сюжета распределяется примерно одинаково между всеми персонажами. Тщательное, особое внимание к каждому  герою – важная черта творчества Павла Андреевича. Так, например, фигуре мальчика, просящего мать купить ему  игрушку (сепия "Модный магазин", 1844-1846), казалось бы, персонажа второстепенного, Федотов делает около полутора десятков набросков.

 

В неустанных поисках натуры, в бесконечном множестве набросков  Павел Андреевич шлифует образы своих героев. В сепиях он делает первые попытки психологической  и социальной характеристики своих  персонажей, с огромным упорством  ища способы выражения внутреннего  состояния и общественного положения  людей в их мимике, позах, одежде, которую они носят, обстановке, которая  их окружает. Всё, всё, каждая мелкая деталь имеет свое значение, дополняет и  углубляет сюжет картины.

 

В своих сепиях художник, исходя из натуры, идет к откровенному шаржу, карикатуре, сознательному усилению и подчеркиванию неприятных черт своих персонажей.

Разнообразие тематики, острота  критической мысли, широта охвата действительности, рисовальное мастерство дают основание  считать эту серию одной из значительных в творческом развитии художника. Однако работы эти не лишены недостатков, которые сказались  в чрезмерной перегруженности композиций, в многословности, в неумении выделить главное, отказавшись от второстепенного, - действие подчас так сложно, что художник, боясь быть непонятым, сопровождает листы пояснительным текстом. Работа над сепиями дала художнику чрезвычайно много; обогатился его жизненный и творческий опыт, накопился материал для создания новых произведений

Летом 1837 года, великий князь, возвратившись в Петербург из заграничной поездки, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину "Встреча великого князя", в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, "окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие". Вслед затем, он принялся за другую картину: "Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара", но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился, с целью их исходатайствования, представить эту картину еще в неоконченном виде великому князю. Последний показал ее своему августейшему брату, результатом чего было Высочайшее повеление: "предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц".

Чем больше времени и сил  отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал, что придется выбирать между живописью и военной  карьерой. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Но отказаться от обеспеченного  положения, обречь себя на полуголодное существование - решиться на это мог  лишь человек, обладавший большим мужеством  и, главное, уверенностью в себе. Федотов  долго раздумывал, воспользоваться  ли ему царской милостью, или нет, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен в чине капитана и с правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжелых жизненных условиях - в еще худших, чем те, при которых ему, сыну недостаточных родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - сделаться настоящим художником. В первое время по выходе в отставку, он избрал было для себя специальностью баталическую живопись, как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире "от жильцов" в одной из дальних линии Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-тикопеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он еще усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры, как дома, так и в академических классах, и дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотою, стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизе, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были "Французские мародеры в русской деревне, в 1812 году", "Переход егерей в брод через реку на маневрах", "Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника" и несколько композиций на тему "казарменная жизнь", сочиненных под влиянием Гогарта. Однако, живопись военных сцен не была истинным призванием художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека - все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы "отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта".

Такие картины Федотова, как "Разборчивая невеста" (1847 год), "Завтрак аристократа" (1849 год), "Сватовство майора" (1848 год) и "Свежий кавалер", были показаны больному Брюллову, знаменитый художник их принял восторженно. "Поздравляю вас, - сказал он Федотову, - Вы меня обогнали". Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.

 К концу 1840-х годов  Федотов - зрелый мастер, художник  со сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.  Он работал лихорадочно быстро. Замыслы будущих картин возникали  у него один за другим, но  не всем из них было суждено  осуществиться. Наступал последний,  самый трудный период в жизни  художника. Это было мрачное  время николаевского произвола,  жестокого цензурного террора.  Любое проявление критической  мысли преследовалось, запрещалось. "Многому бы народ научил, - писал художник в те годы, - да цензура мешает". Вскоре  закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов.  Не увидели свет рисунки Федотова  из "Нравственно-критической серии". Запрещены были и литографии  с его картин. Художник оказался  в трудном материальном положении,  без средств к существованию. За долги семья вынуждена была продать дом...

От многого - военной карьеры, богатства, личного счастья - отказался  Федотов во имя искусства. Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря на трудности, продолжал  неутомимо работать. В последние  годы жизни Федотов обращается к  созданию портретов. Лучший из них - портрет  Н. П. Жданович (1849 год).

Жизнь Федотова кончилась  трагически. Заботы и разочарование, вместе с постоянным напряжением  ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при  работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние  на здоровье Федотова. Он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами  крови к мозгу, частыми головными  болями, состарился не по летам, и в  самом его характере происходила все более и более заметная перемена; веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец, болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 рублей, повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице, приятели выхлопотали перевод его, осенью 1852 года, в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

"Федотов умер, - писал  В. В. Стасов, - произведя на  свет едва лишь маленькую крупинку  из того богатства, каким была  одарена его натура. Но эта  крупинка была чистое золото  и принесла потом великие плоды".

  1. Творчество художника.
  2. «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» - 1844 – 1846 годы.

Художник  следуя "старой страсти к нравственно-критическим  сценам из обыкновенной жизни", исполнил в 1844 году восемь произведений в технике  сепии на социальную тематику (все  в Государственной Третьяковской  галерее). Их отличает развитая фабула, конкретизация времени и действия (многообразного и разветвленного), сочиненность композиции, типизированные персонажи, персонифицирующие те или иные человеческие качества, острота характеристик, вплоть до карикатурности, аналитический взгляд на мир.

Две картины, из этой серии, «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» объединены общими персонажами и сюжетом. Они рассказывают о смерти барыниной собачки и о происшедших вслед за этим событиях.

На первом листе художник изобразил переполох  в доме: он полон детей, прислуги, копошащихся по всем углам кошек  и собак, которые, однако, не могут  заменить барыне её любимицы. Царящие здесь хаос и взаимное раздражение персонажей, кажется, озвучивают сцену криками и плачем.

Вторая  работа изображает тот же дом на другой день. Шум и гвалт сменились  тишиной, нарушаемой лишь шёпотом людей, соболезнующих хозяйке: от расстройства она слегла. Хлопочут врачи, приживалки, слуги. Скульптор сочиняет для собаки роскошный памятник. Художник, которого Федотов нарисовал похожим на себя, пишет последний портрет Фидельки. Этот рисунок, как многие работы Федотова, одновременно смешной и грустный. Автор не отделял себя от своих персонажей, он и смеялся над ними, и сочувствовал им. И самое грустное – помещённый на первом плане художник. Искусство вынуждено служить тем, кто платит.

  1. «Разборчивая невеста» - 1847 год. 

 Сюжет картины «Разборчивая  невеста» заимствован у Крылова.  Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко. Он взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:

 «Красавица, пока совсем  не отцвела,

За первого, кто к ней  присватался, пошла,

Информация о работе Павел Андреевич Федотов