Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 08:36, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста играет народное декоративно-прикладное искусство. Известные педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, В.М.Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Содержание

Тема: Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства (хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка, русская матрешка, гжель)».

Введение.

Детское творчество как педагогическая проблема.

Конспект интегрированного занятия на тему: Умелые руки.

Конспект занятия
«Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка»

Основы развития детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях рисованием

Методические основы развития детского творчества на занятиях декоративного рисования.

1.7 Задачи и содержание обучения детей в группах.

1.8 Заключение.
1.9 Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУСТВА.docx

— 44.57 Кб (Скачать файл)

Областное государственное  образование бюджетное учреждение среднего профессионального образования  «Иркутский региональный колледж педагогического  образования»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По теме: «Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства (хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка, русская матрешка, гжель)».

Студентки 4 курса 3 группы

Лавринович Нины Александровны

2012г. 

 

 

 

(Домашний адрес)

Индекс 665335

Город с. Амур

Ул. Центральная

Дом № 33

д/с «Теремок»

Воспитатель

 

Иркутск 2012 г.

 

План:

  1. Тема: Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства (хохлома, жостовская    роспись, дымковская игрушка, русская матрешка, гжель)».

 

    1. Введение.

 

    1. Детское творчество как педагогическая проблема.

 

    1. Конспект интегрированного занятия на тему: Умелые руки.

 

    1. Конспект занятия

       «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка»

 

    1. Основы развития детского творчества средствами народного декоративно-прикладного искусства на занятиях рисованием

 

    1. Методические основы развития детского творчества на занятиях декоративного рисования.

 

1.7      Задачи и содержание обучения детей в группах.

 

1.8       Заключение.

1.9       Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Важную роль в воспитании детей дошкольного возраста играет народное декоративно-прикладное искусство. Известные педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина, Н.С.Карпинская, В.М.Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность  цвета и пластики, узорчатость  орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности  произведений народного декоративно-прикладного  искусства, которые созвучны эстетическому  чувству, восприятию, пониманию детьми. Как в произведениях народного  искусства, так и в творчестве детей всё радостно и красочно. И там и здесь  жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах.

Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображённых на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растений, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворённость, а фантастические образы не лишались правдоподобия.

Встреча с красочной птицей, изображённой на прялке, со стремительным  глиняным конём, разметавшим по ветру  свою гриву, с узорчатостью орнамента  на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным  материалом, развивающим их фантазию.

Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в  создании изделий из глины исходить от целого. Добиваясь лаконичными  средствами остроты пластического  решения, обогащают графическую  выразительность детских работ.

Народному декоративно-прикладному  искусству присуще единство эстетического  и утилитарного (практического использования). Созданию вещи подчинены все выразительные  средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.

Расписывая цветами берестяной туесок, украшая резьбой деревянный ковш, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства.

Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с  рисунком городецкой росписи – все  эти вещи, не переставая служить  своему практическому назначению, в  доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических  приёмах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного  декоративно-прикладного искусства  учат детей понимать замысел художников, ценить и уважать их труд и мастерство.

Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного  искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, обрабатывая которые  с помощью несложных орудий они  достигали высокого художественного  уровня и технического совершенства.

Выявление природной красоты  материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при  этом сочетались с несложными, чисто  техническими приёмами: нанесение ямок, штрихов и звёздочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос и нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приёмов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей  с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приёмов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определённую новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Анализируя особенности  восприятия детьми произведений народного  творчества, Н.П.Сакулина отмечала: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством».

Выступая на совещании  по игрушке, Е.А.Флёрина говорила: «Народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребёнка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишённая тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребёнка, прямо и просто учит его творчеству и труду».

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А.П.Усовой, которая писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство.

 

Детское творчество как педагогическая проблема.

 

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек: он становится творческой личностью.

На сегодняшний день творчество перестаёт быть неким таинством, в которое, по мнению ряда учёных (А.Бакушинский, Е.Флёрина, В.Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество  в широком смысле  - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нём проявляется индивидуальность творца.

Отечественные психологи  и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьков, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывал на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Л.Малагуцци – основатель известной во всём мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия – говорил о детской креативности. Которая является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления.

Детское творчество, которое  рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективного нового продукта, изучается в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Т.В.Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества, связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одарённости» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Важное значение для организации обучения детей с целью формирования у них творчества имеют данные о возможности развития креативности (творческости) с помощью специальных методов, связанных с решением задач открытого типа, то есть задач, имеющих несколько решений (М.Микер, П.Торренс, О.М.Дьяченко, Л.Ф.Обухова, С.Чурбанова и др.). Наряду с задачами открытого типа, имеющими несколько вариантов решений, необходимо использовать и задачи, требующие единственного решения. В целях усиления качественной оценки результатов креативности целесообразно методы П.Торренса дополнять другими диагностическими методами.

А.В.Брушлинский подчёркивает особое значение мышления в творчестве и рассматривает «анализ через синтез» в качестве основного механизма творчества, который позволяет извлекать даже из знакомого объекта новое содержание. Важно, чтобы ребёнок имел возможность открыть для себя то, что известно другим, иначе «усвоение культуры будет очень поверхностным и формальным, хотя по сути своей оно является своеобразным открытием».

Другие исследователи  рассматривают творчество как личностный интегративный показатель, выделяя  при этом разные основания: эмоцию в  качестве основы для порождения новых  идей (В.Д.Шадриков); интеллектуальную активность, связанную с выходом за пределы заданного (Д.Б.Богоявленская); эстетическое отношение к миру (А.А.Мелик- Пашаев) и др.

В оригинальной концепции  В.С.Юркевич сделана попытка разделить  творчество на «наивное», которое является просто возрастной особенностью дошкольников, и «культурное» как результат  особого познавательного и личностного  развития, особой потребности в преодолении  стереотипов. Однако возрастная специфика  детского творчества не даёт оснований  для противопоставления «наивного» и «культурного». Творческая деятельность ребёнка является первым основополагающим этапом присвоения социокультурного опыта (Л.С.Выготский, А.В.Брушлинский, Н.Н.Поддьяков, В.Т.Кудрявцев и др.), и поэтому она носит подлинно культурный характер.

 

Творчество дошкольника  имеет свои особенности:

1. Новизна открытий и  продукта субъективна. Дети делают  множество открытий и создают  интересный, порой оригинальный  продукт в виде рисунка и  т.п. (Е.А.Флёрина, Г.В.Лабунская, М.П.Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддьяков и др.).

2. Деятельность ребёнка  отличается большой эмоциональной  включённостью, стремлением искать  и много раз опробовать разные  решения, получая от этого особое  удовольствие, подчас гораздо большее.  Чем от достижения конечного  результата (А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.).

3. Для взрослого человека  начало решения проблемы является  самым трудным и мучительным,  иногда приводящим к отчаянию. Ребёнок же, в отличие от взрослого,  не испытывает таких трудностей. Он с лёгкостью и прежде  всего  практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая. Постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребёнка поиском и часто приводит к положительным результатам ( Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Г.В.Урадовских).

Указанные выше особенности  детского творчества демонстрируют  определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. И учёт этих особенностей необходим  в организации развивающего обучения детей.

Существенно- значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребёнка. Понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития»  составляет основу обучения и традиционно понимается так: ребёнок может существенно продвинуться в развитии с помощью взрослого, опирающегося на потенциальные возможности ребёнка.

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенко, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Чем выше уровень  воображения, тем выше уровень творчества. Каждая система обучения дошкольника, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у них мышления и воображения, а также овладение произвольностью, самостоятельностью и свободой поведения.

Существуют частные и  общие показатели развития детского творчества.

Частные показатели связаны со спецификой той деятельности, в русле которой формируется творчество.

К общим показателям относятся: новизна продукта, оригинальность, вариативность решений, интеллектуальная активность (Д.Б.Богоявленская), эмоциональные проявления в процессе деятельности (В.Д.Шадриков) и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений (А.В.Запорожец).

Информация о работе Особенности развития детского творчества с помощью декоративно-прикладного искусства