Декоративно-прикладное творчество - хохлома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:28, доклад

Краткое описание

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.

Вложенные файлы: 1 файл

хохлома.docx

— 26.34 Кб (Скачать файл)

Для хохломской росписи  характерна оригинальная техника окраски  дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным  маслом и порошком олова (в современных  изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной  кистевой манере письма, затем покрывались  лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре  в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.

Распространены  типы росписи - "верховая" (красным  и чёрным на золотистом фоне) и "под  фон" (золотистый силуэтный рисунок  на цветном фоне). Угасавший в  начале XX века промысел в современное  время возродился; в 20-х - начале 30-х  гг. мастера объединились в артели.

В 1960-х гг. созданы  фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.

Наиболее известные  мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

[править]Возникновение

Техника хохломы  много обязана расколу в Русской  Православной церкви (разделение верующих в XVII веке сторонниками реформ патриарха  Никона) и бегству в леса многочисленных групп старообрядцев – сторонников  прежней веры.

В лесной части Заволжья – Семеновском, Городецком, Ковернинском районах Нижегородской области – интенсивно развивалось мастерство изготовления различных деревянных изделий для всевозможных хозяйственных и бытовых нужд : посуды, бочек, грабель, коромысел, лопат, дуг, саней, топорищ и тому подобного.

Эта продукция получила общее название горянщина – от древнеславянского гора в значении «лес» через посредство прилагательного горяный или горяной (лесной). (А не гора в значении «гористое правобережье Волги» через посредство горянин «житель правобережья Волги», как ошибочно думал М.Фасмер).

На основе горянщины очень рано начала развиваться так называемая хохлома – ремесло художественной росписи домашней утвари и посуды на основе модифицированной технологии производства икон. Ремесло оформилось примерно в том сложном виде, каким мы его знаем, с конца XVII века.

Хохломской рисунок  характерен тем, что на черном, золотистом или красном фоне создавался лиственно-ягодный, так называемый травный, орнамент –  изображения земляники, малины, ежевики, крыжовника, смородины, рябины и т.п. – выполненный сочетаниями красного и золотистого, красного и черного  или же золотистого и черного  цветов.

О происхождении  хохломы возникла любопытная легенда. Она гласит, что в древности  у какого-то московского царя был  искусный художник-иконописец, что  он мечтал о воле, поэтому убежал от царя в глухие Керженские леса (стоящие  по реке Керженец – левому притоку Волги в Нижегородском крае) и здесь стал изготовлять зделия из липы, осины, березы и другой древесины. Далее, по легенде, когда царь об этом узнал, то приказал вернуть беглеца, но тот якобы не захотел возвращаться и, передав свое искусство другим мастерам, бесследно исчез.

Дело получило название по большому торговому нижегородскому селу Хохломе, которое стало обычным  местом по продаже «хохломского товара». Название же самого села Хохлома связано  с именем речки Хохломки. Село расположено по берегам именно этой реки. Постепенно стало известно и собирательное название ремесел по украшению предметов, уже не обязательно деревянных, хохломской росписью, которой занялись уже все, кому не лень – «Хохломские промыслы».

Для формирования хохломского  орнамента большое значение имело  его исполнение свободно от руки кистью. Теперь, когда мастера перешли  к работе на широких поверхностях золотистого фона, могла еще более  ярко проявиться свойственная темпераменту русского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазок  становится одним из основных элементов  травного узора. По-разному сочетая  удлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные и легкие, мастера создавали  мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышной кудрявой листвой. Рисунок  дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися с помощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденность орнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинств произведения.

Зная традиционные мотивы и типовые композиции, даже рядовые исполнители росписи  могли создавать высокохудожественные произведения. Их работа, и это, пожалуй, самое ценное, никогда не превращалась в труд копииста. Типовые композиции служили лишь ориентирами, облегчавшими работу.

Растительный орнамент в технике "под фон" и рисунки "кудрины" в XIX веке исполнялись мастерами значительно реже, чем травные узоры, поэтому в этой области художественное наследие Хохломы намного беднее. Оба эти вида росписи были более трудоемки, чем травное письмо, и ими долгое время владели лишь самые опытные мастера. Рисунки с орнаментом "под фон" встречаются на вещах, выполнявшихся по особым заказам или для подарка. Эти предметы иногда сохраняют надпись, в которой указаны дата создания, имя владельца, а иногда и имя мастера. К их числу относятся донца прялок и швеек, лубленые лукошки для ягод, скамеечки, коромысла и дуги.

Приемы исполнения орнамента "кудрины" менее трудоемки, чем роспись "под фон". С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки "кудрины" писали на чашках и на больших "артельных" блюдах. Своими крупными монументальными формами они напоминали узоры поволжской домовой резьбы. Во второй половине XIX века мотивы "кудрины" часто исполнялись и в росписи ложек. В каждой мастерской их писали самые умелые мастера на так называемых ложках с "лицом", клавшихся по одной сверху в короб с дешевыми простыми ложками, чтобы показать способности и умение "писарей".

Как свидетельствуют  документальные материалы, уже в  середине XVIII века хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Токарную деревянную посуду в большом количестве привозили  на макарьевскую ярмарку. Яркие узорные золотистые чаши и братины стояли рядами на волжском берегу, сверкая на солнце. Отсюда на баржах их развозили по всей стране и за ее пределы.

Во второй половине XIX века в Хохломе создавалось  довольно много видов изделий. Здесь  делали большие плашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названием артельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки, кандейки, совки для муки и другие изделия. Для себя и по заказу односельчан мастера расписывали дуги, прялки и швейки, лукошки для ягод, грибов и лубяные мочесники для хранения веретен.

В это время промысел представлял собой грандиозное  ремесленное производство расписной  посуды. Между жителями различных  деревень четко сложилось разделение труда. В одних селениях заготавливали  древесину, в других занимались токарством, в третьих - вырезали из дерева ложки, в четвертых - расписывали изделия. Управляли всей этой сложной системой производства скупщики. Они покупали полуфабрикаты у одних мастеров и перепродавали его другим, скупали готовую продукцию.

Некоторые скупщики содержали свои мастерские, где работали токари, ложкари и красильщики. Самое  крупное село, в котором жили мастера  росписи, раньше называлось Бездели (сейчас это село Новопокровское). Так оно именуется в исторических документах XVIII - XIX веков. Не забыто это название и сейчас. Мастера объясняют его происхождение следующим образом: "Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. "Не работают они, а только кисточкой балуются",- говорили про нас, так и прозвали село - Бездели".

Но в памяти старожилов и в документальных материалах сохранилось  много свидетельств о тяжести  подневольной работы мастеров на скупщиков. Скупщик был полным хозяином на промысле, он всячески стремился урезать плату  работникам. В красильнях работали с двух часов ночи до позднего вечера. Особенно тяжело было работать детям. Часто в зимние темные ночи они  засыпали с кистью в руках. Заработка  же едва хватало на пропитание. И несмотря на все это, хохломское искусство жило. Почти в каждой деревне были мастера, сочинявшие новые узоры. Они украшали росписями прялки, швейки, лукошки, поставцы.

Старожилы села Новопокровского  рассказывают даже о том, как Иван Михайлович Красильников, запершись  в мастерской, писал на рогоже Змея-Горыныча. Они помнят и отца Ивана Михайловича - Михаила Красильникова, мечтавшего поехать в Петербург учиться, чтобы стать художником. Решил  он показать свое мастерство на выставке 1884 года и написал на крышке стола  картину "Крестьянское утро". Изобразил  деревню, пастуха с рожком, крестьян, выгонявших скот, и всю картину  окружил рамкой из золотых завитков "кудрины". Рассказывают, что работа имела на выставке успех: мастера вызвали в Петербург и наградили часами и тулупом. Однако учиться в столице ему никто не предложил. С горя мастер пропил и часы, и тулуп.

Отличным живописцем считался в Новопокровском и Яков Марусин - человек редкого всестороннего  дарования, шутник и вольнодумец. В  Семеновском музее сохранился мочесник его работы.

В конце XIX - начале XX века наступили для Хохломы  тяжелые времена. Стал быстро снижаться  спрос на деревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричной продукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневного крестьянского обихода. Особенно ухудшилась торговля изделиями в годы русско-японской и первой мировой войны. Закрылись многие красильни. Часть мастеров была отправлена на фронт.

Трудное положение  в народных промыслах заставило  Нижегородское земство принять  экстренные меры. Особое внимание оно  обратило на Хохлому. Туда были посланы  художники, пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей.

В это время в  среде русской интеллигенции  возникает глубокий интерес к  памятникам русской старины. Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиям народных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий  Хохломы, художники стали изготовлять  для нее образцы "под старину".

Так появились на промысле ковши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны с головами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными  ножками, коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке этих изделий искажались мотивы росписи "под фон" и "кудрины". Появился орнамент "славянской вязи" - неудачное подражание рисункам старинных рукописных заставок. Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубая пестрая раскраска.

Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя, поэтому в работе мастеров появились  трафареты. Травная роспись в  это время исполнялась лишь в  тех мастерских, где продолжали красить  дешевые чашки и блюда для  сельского рынка. "Травка" получает пренебрежительное название простой  окраски или "мужицких" рисунков. За травную роспись платили вполовину  дешевле.

Народное искусство  промысла не погибло и в эти  годы. Влияние образцов, насаждавшихся  земством, затронуло в основном мастеров, работавших в красильнях богатых  хозяев. Оно почти не коснулось  лачужек бедняков, где писали традиционный травный орнамент.

Во время Великой  Отечественной войны промысел потерял  значительную часть художников, ярко проявивших себя в искусстве предшествующих лет. В боях на Днепре погиб талантливый  орнаменталист Анатолий Григорьевич Подогов. Не стало Архипа Михайловича Серова, Семена Степановича Юзикова, Ивана Егоровича Тюкалова. Многие мастера не вернулись с фронта.

[


Информация о работе Декоративно-прикладное творчество - хохлома