Коллекция работ «Франческа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена интересом к белорусской культуре и ее истории. Это одно из ярких подтверждений естественного влечения к красоте и художественному творчеству. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось наполняя пространство своими красками и узорами.

Содержание

Введение
Глава 1. Традиции плетения
1.1. История лозоплетения в Беларуси
1.2. Традиционное спиральное плетения
1.3. Современные представители спирального плетения
Глава 2. Современное видение традиционного спирального плетения
2.1.Образное решение коллекции
2.2.Подготовка лозы и ленты
2.3.Подготовка соломы
2.4.Поэтапное выполнение работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

niem.doc

— 5.32 Мб (Скачать файл)

Минский государственный профессионально технический колледж

им. Кедышко

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

Тема

Коллекция работ «Франческа»

 

 

 

 

 

Выполнил: Учащийся ССУЗ группа 5-15х

Сотникова Сергея Сергеевича

Руководитель проекта:

Гурецкая Елена Васильевна

 

 

 

 

 

г. Минск

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

Глава 1. Традиции плетения

     1.1. История лозоплетения в Беларуси

1.2. Традиционное спиральное  плетения

1.3.  Современные представители спирального плетения

 

Глава 2. Современное видение традиционного спирального плетения

2.1.Образное решение коллекции

2.2.Подготовка лозы и  ленты

2.3.Подготовка соломы

2.4.Поэтапное выполнение  работы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы обусловлена интересом к белорусской  культуре и ее истории. Это одно из ярких подтверждений естественного влечения к красоте и художественному творчеству. Возникшее первоначально из потребностей и запросов быта, оно развивалось и совершенствовалось наполняя пространство  своими  красками и узорами.

По своим биоэнергетическим свойствам лоза считается растением, контакт с которым наращивает положительную энергетику человека и увеличивает сопротивляемость организма всяческим недугам. Поэтому при выращивании и обработке материала для лозоплетения человек наполняется силой самой природы.

Представленная работа посвящена в основе которых заложена история и культура белорусского народа.

Цель дипломной работы:  выполнение коллекции работ в технике спирального плетения  под влиянием рождения дочки и выполненной в народных традициях.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучение литературы по данной теме;
  • анализ аналогов литературы и работ мастеров прошлого и современных;
  • сбор и подготовка необходимого материала для выполнения дипломной работы;
  • разработка эскизов коллекции дипломной работы;
  • выполнение творческой работы по эскизам;
  • поэтапное выполнение работы.

 

1.1. История лозоплетения  в Беларуси  

Осваивая природное окружение, человек научился переплетать ветви и корни деревьев, пряди волос и полоски кожи животных. Жилища, рогожи, веревки, сосуды и одежда - первые плетеные вещи, которые изготовил человек из этих материалов.                                              

  В Беларуси из лозы плели  различные по форме и назначению  изделия: возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, кузова саней и повозок, посуду. Из лозы плели даже рыболовные сети и ловушки для птиц и животных.

В XVIII-XIX вв. изделия из лозы стали пользоваться большим спросом в городах. Сплетенные из прута корзины, детские коляски, колыбельки, игрушки, миниатюрные корзиночки для рукоделия, дорожные корзины-сундуки, чемоданы, шкатулки, мебель, кошики .

Основные материалы для плетения — ива, рогоз, камыш, тростник. Однако чаще всего для изготовления плетеных изделий используют ивовый прут.

Прутья, пригодные для плетения, должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы понять, пригоден ли прут, его несколько раз обматывают вокруг пальца. Если прут при этом не ломается, то он подходит для плетения.

Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы ее на 30-40 минут замачивают в воде. Смягчившуюся лозу помещают в полиэтиленовый пакет или заворачивают во влажную ткань, чтобы лоза во время плетения быстро не высыхала [http://www.dudutki.by/object/88/].

1.2.  Традиционное спиральное плетения

Очевидно, что использование соломы для плетения полезных предметов началось с того времени, когда человек научился выращивать хлеб. Именно ржаная солома использовалась для плетения. «Ржаница» — так в старину называли ржаную солому — имеет длинный, прямой и прочный стебель. Она использовалась для плетения изделий, испытывающих большие нагрузки. Почти каждый крестьянин владел ремеслом плетения из соломы. В каждом крестьянском хозяйстве были сосуды, корзины и емкости, выполненные спиральным плетением. В народе эту технику называли «шитье лыком». Форма предмета набирается из пучка соломы, перекрученного в жгут и уложенного по спирали. Каждый виток обматывается льняной или конопляной бечевкой, корнями хвойных деревьев и пришивается к предыдущему витку. Соломенная утварь белорусов разнообразна по форме и размерам, которые всегда определялись ее назначением.

Емкости для хранения зерна и муки плелись в форме бочки, имели устойчивое дно и достигали иногда полтора метра в высоту. Соломенные бочки были очень прочными и служили порой своему хозяину всю жизнь. Некоторые мастера так плотно укладывали жгуты соломы, что толстые стенки не пропускали влагу. В разных местах Беларуси эти предметы носили разные названия — «кузуб», «шиян», «короб», «карчага», «соломяник».

 

Емкости таких же форм, но меньшего размера, используемые для хранения продуктов и одежды, назывались «кубел» или «коробка». Соломенные бочки накрывались плоскими плетеными крышками — «блинницами». Конусообразные корзины с небольшим круглым или овальным дном предназначались для зерна во время сева. По бокам таких корзин выплетались ручки, к которым крепился ремень или веревка. Эти корзины назывались «севеньки», «севки», «лубки», «лубянки». Некоторые образцы соломенной утвари дошли до наших дней и хранятся в музее белорусского народного искусства в Раубичах. В фондах Витебского краеведческого музея хранятся соломенные емкости, датированные XVII веком [Cоломенных дел мастера].

Различают три основных вида такого плетения.

К первому виду относятся корневушки, фактура которых образована параллельными рядами спирали, а ряды оплетки редкие и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Сплести такие корневушки можно довольно быстро, но они неплотные и непрочные. В них можно хранить крупное зерно, горох, фасоль, ягоды, орехи, конфеты.

Ко второму виду можно отнести, фактура которых образована примерно одинаковым соотношением оплетки и спирали. Эти корзины намного плотнее и прочнее первых, в них можно хранить даже муку. Но на изготовление таких сосудов идет значительно больше времени и материалов.

Поверхность  третьего вида напоминает ткань. Оплеточные ленты настолько плотно пригнаны друг к другу, что почти полностью закрывают спираль. И хотя на изготовление таких  уходит больше материала и времени, зато они получаются необыкновенно прочными, а плотность плетения настолько велика, что в иные сосуды можно смело наливать воду. Разбухшая от влаги древесина корня плотно закрывает мельчайшие щели.

[remesla/pletenie_beresta_solomka_trostnik_loza_i_drugie_materialy/p1.phpxliby.ru/hobbi_i_]

    1. Современные представители спирального плетения

Народный мастер Кравчук Адам Николаевич. Ему, еще восьмилетнему мальчику, давал уроки спирального соломоплетения, учил плести лапти старый «палящук» Евдоким Леонюк. А.Н. Кравчук известен, прежде всего, как ведущий мастер в области по плетению корзин из лозы (занимается из 1979 года).

На курсах при Витебском областном научно-методическом центре народного творчества он всерьез заинтересовался спиральным соломоплетением, которое стало для него таким же близким, как и плетение из лозы.

     В работе Адам Николаевич  пользуется минимум инструментов: деревянным шилом из дуба или ножом. Перевязывает соломенных пучки жгутами. Солому использует любую.

Адам Николаевич – активный участник многих крупных выставок, ярмарок ремесел, конкурсов из лозы и соломы, проходящих в области и республике, а также представлял свои работы за рубежом: в Украине (г. Могилев-Подольский) и Германии (г. Франкфурт-на-Одере).

Он является членом Белорусского союза мастеров народного творчества. В 2008 году Адаму Николаевичу присвоено почетное звание «народный мастер Беларуси».

   А.Н. Кравчук – старейший  на Витебщине мастер, одинаково  профессионально владеющий плетением из лозы и из соломы. Он занимает ведущее место в области по возрождению спирального соломоплетения, изготовлению в этой технике традиционных форм утилитарно-декоративных изделий, а также соломенной обуви.   

     Горовая Людмила Геннадьевна. Л.Г. Горовая известна на Витебщине не только как мастер по работе с соломкой, но и как мастер вышивки, вытинанки и обрядовой флористики. Она член Городокского народного клуба художников и мастеров «Вытокі», а в 2001 году вошла в состав Белорусского союза мастеров народного творчества. Людмила Геннадьевна много времени отдает изучению традиционных  ремесел Городокского района, тесно сотрудничает с районным краеведческим музеем. Ею собран богатый этнографический материал во время экспедиции по региону.   Училась этому ремеслу у известного мастера А.Н. Кравчука на курсах при Витебском областном научно-методическом центре народного творчества. Затем по образцам утилитарно-бытовых предметов, изготовленны  спиральным плетением, найденным в деревне Хрошки Городокского района, возродила традиционные изделия – «сеялку» и «кубел», - дала им вторую жизнь. Опираясь на региональные этнографические материалы и изучение специальной литературы, она создала коллекцию работ в технике спирального плетения. В не присутствуют «кублы», овальной и круглой формы, различные миски и «жбаны». Главное достоинство коллекции Л.Г. Гуровой – соответствие созданных изделий традиционным образцам.    В 2004 году мастер стала обладателем Государственной стипендии деятелям культуры и искусства, творческой молодежи Республики

 Беларусь. Она является постоянной  участницей районных, областных  и республиканских выставок народного  искусства и праздников ремесел, а также представляет свое  творчество по линии Витебской Епархии. Л.Г. Горовая – лауреат областной выставки «Живая легенда» ІІ Всебелорусского фестиваля народного искусства «Беларусь – моя песня» (Витебск, 2005), победитель в номинации «утилитарно-бытовое изделие» за изготовление блюда в технике спирального соломоплетения в областном празднике-пленере соломоплетения «Віцебскія дажынкі» (Сенненский район, 2007). Творчество Людмилы Геннадьевны ценно своей многогранностью, а в работе с соломкой – развитием спирального соломоплетения, в котором она уверенно продолжила традиции народных мастеров Витебщины.

 Кольцова Зоя Павловна. В Браславском музее традиционной культуры изучала соломоплетение под руководством Э.В. Зинкевич. Способная ученица быстро и успешно освоила технику спирального соломоплетения. Она стала в ряд ведущих мастеров области в этом направлении.

З.П. Кольцова использует ржаную соломку и корень сосны, хорошо чувствует материал и форму изделий, грамотно выбирает для изготовления традиционные, региональные формы. Наряду с этим, все работы ее отличаются техничностью. Умелое использование природных материалов, профессиональная техника исполнения, удачный выбор форм предметов, знание народной традиции ремесла, красивое сочетание цвета и фактуры предметов воплотились в руках Зои Павловны в богатую коллекцию утилитарно-декоративных изделий, в которой присутствуют короба, кувшины, вазы и другие предметы. Мастер принимает участие в районных и областных выставках народного творчества. Является победителем областного конкурса мастеров соломоплетения «Папараць-кветка» в номинации «вещь утилитарно-бытового назначения» за блюдо, выполненное в технике спирального соломоплетения (Витебск,2004).

Творчество мастера З.П. Кольцовой ценно возрождением и развитием традиционного ремесла спирального соломоплетения и созданием в этой технике красивых народных изделий утилитарного назначения. [Cоломенных дел мастера]

 

Глава 2. Современное видение традиционного спирального плетения

2.1.Образное решение коллекции

Руки, взявшие первый колос и первый стебель уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля не смогли отвернуться от них. Так повелось от поколения к поколению, генетически передалось современным мастерам. На протяжении последних десятилетий соломоплетение   стали визитной карточкой искусства Беларуси. на эту колекцию меня вдахновили витебские мастера такие как Кравчук Адам Николаевич, Горовая Людмила Геннадьевна, Гурецкая  Елена Васильевна. Их работы выполнены в народных традициях и объеденённых белорусскими фольклорными мотивами.    Особое внимание в процессе создание этой колекции работ была  направлено на изучение работ мастеров и литературы по данной теме . В своих работах я пытался выразить простоту, фкункциональность и самобытность форм.

Солома у меня асоциируеться с маленьким ребенком, от мастеров родителей зависит, какой будет человек в будущем. Так же из соломкой - от рук мастера зависит, какое изделие воплотится в жизнь. Но прежде чем что-то сделать, нужно многому научиться, перенять опыт предков традиций и особенностей ремесла.  Ведь от меня в какой-то степени зависит: оборвется или нет тонкая нить, связывающая нас, сегодняшних, с ремеслами вековой давности. Я очень хочу научить свою дочь видеть красоту окружающего мира. Привить ей умение воплотить фантазию в художественных изделиях. И каждый раз не по шаблону. В мире столько всего сделано и придумано. Остается лишь то, что создано душой.

Информация о работе Коллекция работ «Франческа»