Кинематограф как фактор проявления массовой и элитарной культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
-определить, что представляют собой эти культуры,
-выяснить, как понимается кинематограф в социологии и
-как он проявляется в массовой и элитарной культуре,
-определить его как уникальный продукт современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению кинематографа в контексте социологии культуры
1.1. Понятие, структура и функции массовой и элитарной культур……..5
1.2. Понятие кинематографа в социологии……………………………….10

Глава 2. Кинематограф как отражение массовой и элитарной культур
2.1. Кинематограф в массовой культуре……………………………………15
2.2. Кинематограф в элитарной культуре…………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СОЦИОЛОГИИ.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

            Федеральное Государственное БюджЕТное   

                 образовательное учреждение высшего                 

                       профессионального образования

 

      «Воронежский государственный университет»

 

                                 Исторический факультет

                   

                       Кафедра социологии и политологии

                                          

                              Пузикова Анастасия Ивановна

                       

  КИНЕМАТОГРАФ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ МАССОВОЙ И

                                  ЭЛИТАРНОЙ  КУЛЬТУР

                                  КУРСОВАЯ РАБОТА                             

                                    студентки 1 курса д/о

         

                        По специальности 040201 - Социология

 

 

 

                                                                                 

 

                                                                                       Научный руководитель

                                                                                        Новокшонова В.Н

                                           

 

                                               ВОРОНЕЖ              

                                                     2012

                                                 Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…3                         

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению кинематографа  в контексте социологии культуры

      1.1. Понятие, структура и функции массовой и элитарной культур……..5

      1.2. Понятие кинематографа в социологии……………………………….10

 

Глава 2. Кинематограф как  отражение массовой и элитарной  культур 
     2.1. Кинематограф в массовой культуре……………………………………15 
     2.2. Кинематограф в элитарной культуре…………………………………..20 
Заключение……………………………………………………………………….25 
Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

Введение

   Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым всеобъемлющим видом искусства.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики, приносящей огромную прибыль развитым государствам. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей. В техническом отношении кино идёт в ногу с мировым прогрессом. Из чёрно-белого немого ролика начала XX века к XXI веку кино превратилось в феерическое зрелище, уже немыслимое без компьютерной графики, главной целью которого становится максимальное погружение зрителя в действие кинофильма.

На мой взгляд, сегодня  нельзя в целом относить кино к массовой культуре. Ежедневно миллионы зрителей заполняют залы кинотеатров, ещё больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Каждый год появляется новый фильм, который устанавливает новый рекорд по кассовым сборам и порой этот показатель становится решающим в глазах обывателя в момент принятия решения о просмотре нового фильма. Сегодня «хорошим» считается то кино, которое оказалось наиболее выгодным для его производителей с коммерческой точки зрения. Но существуют и авангардные направления в кинематографе, целью которых не является кассовый сбор, которые создаются для узкого круга высокообразованной публики. Такое кино обычно непонятно широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

Актуальность обозначенной проблемы очевидна. Кино на сегодняшний день является самой массовой разновидностью культуры, не только потому, что его смотрят миллиарды, но и потому, что значимость его воздействия на формирование мировоззрения огромна. Искусство кино благодаря синтезу разнообразных элементов имеет самые широкие возможности воздействия на разный круг потребителей.

В курсовой работе рассмотрены  понятия, касающиеся культуры, изучен кинематограф – как вид искусства. Разобраны отличия кинематографа в массовой и элитарной культуре. Приведены яркие показательные примеры. Предметом исследования работы предстаёт киноискусство в целом. Объектом курсовой работы является его отражение в массовой и элитарной культуре.

Цели работы:

-определить, что представляют  собой эти культуры,

-выяснить, как понимается  кинематограф в социологии и

-как он проявляется  в массовой и элитарной культуре,

-определить его как  уникальный продукт современности.

В работе использованы как  теоретические труды, так и практические, а так же собственный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению кинематографа  в контексте социологии культуры

 
1.1. Понятие, структура и функции  массовой и элитарной культур

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. 
Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.1

 

__________________________________

1 Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры / Изд-во Ростовского университета, 1979.

Что же можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей,

ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.1

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

Некоторые социологи  выделяют такие виды культуры в современном  обществе, как элитарная, народная и  массовая. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Далее рассмотрим понятия массовой и элитарной культур. И у той и у другой огромное число определений, несущих в себе помимо объективной информации и сугубо личное – позитивное или отрицательное – мнение.

Массовая культура- культура распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и pop-music, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.

Пришествие массовой культуры в ХХ в. явилось результатом целого ряда взаимосвязанных процессов. В первую очередь это, несомненно, урбанизация, которая привела к кризису традиционной культуры и разрыву патриархальных связей между отдельными личностями и поколениями, к стихийному формированию городского фольклора, резкому расширению зоны индивидуального выбора. Одновременно с этим значительно повысилось психическое напряжения в обществе связанное с миграцией «деревня-город», ослабить которое могла лишь секуляризация недоступной ранее культуры широкой частью людей. Что и было сделано, во многом благодаря распространению законов капиталистического рынка на сферу культуры вкупе с развитием производства, его усложнением и резким повышением затрат психической энергии в условиях постиндустриального общества. Можно сказать, что она возникла в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.2

Днём рождения массовой культуры принято считать принятие британским парламентом закона о всеобщем образовании в 1870 году. Последствием этого закона стал доступ широких масс к главному виду художественного творчества XIX века – роману. Прилавки книжных магазинов захлестнула волна беллетристики, Нат Пинкертон зарабатывал состояние своими доступными, лёгкими романами, комиксы приобретали всё большую популярность. А, когда в 1895 году был изобретён кинематограф абсолютно новая форма творчества, которая не требовала даже элементарной грамотности и была обращена ко всем, – массовая культура

_________________________

2Флиер А. Я. «Массовая культура и ее социальные функции»// Высшая школа культурологи  Государственного университета культуры/ http://www.culture.circle.ru/index.htm

окончательно утвердилась в  жизни общества.3

                  В качестве антипода массовой культуре часто противопоставляют элитарную. «Элита» – с французского языка – лучшее, отборное. Элитарная культура – это культура для избранных, посвященных, которая создается и потребляется людьми широкого умственного кругозора, высокого интеллекта. Элита – это лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки и т.п.Основной задачей элитарной культуры является сохранить в культуре творческое начало. Уже в античности были попытки осмысления элитарности. Платон делит человеческое познание на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов - мудрецов, а мнение - толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.

Элита занимается духовной деятельностью, имеет высокие нравственные и эстетические задатки. Именно она обеспечивает прогресс. Элитой в основном считают интеллигенцию, которая, будучи носителем высоких идей, во все времена являлось устроительницей духовной жизни общества.  К ней обычно относят фильмы Тарковского, Михалкова, книги Кафки, картины Пикассо, Леонардо да Винчи. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. А массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять. Ведь можно услышать много негодований по поводу того, почему же «Мону Лизу» считают шедевром и много о ней спорят. Да, этого не понять каждому. Потребителями элитной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента.4                       

__________________________

3 Корзун Н.А. «Феномен массовой культуры»/ «Москва», 1987, №6

4 Культура "массовая" и "элитарная" //Рубрикатор экспертного центра РАН/                                              http://www.gc.spb.ru/Russian/GRNTI/level_3/13_11.html

Определяя элиту, ее всегда противопоставляют массе. При создании продуктов элитной культуры не преследуются коммерческие цели. Наоборот, произведения элитной культуры – это итог творческой деятельности, самовыражения личности, ее своеобразного таланта. В этом и смысл самобытной элитной культуры. «Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая ее уровень. Например, многие классические музыкальные произведения таких композиторов, как Моцарт, Бах, часто можно услышать в качестве мелодии звонка на мобильном телефоне, в часах-будильниках и т.д.4

Информация о работе Кинематограф как фактор проявления массовой и элитарной культур