История образования и развития Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:20, реферат

Краткое описание

Ростовская консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. В 2004 году консерватории присвоен статус Академии.
Ростовская консерватория — крупнейший центр музыкальной культуры и искусства Северного Кавказа и Юга России. Ею подготовлено 4000 специалистов — пианистов, дирижёров, хормейстеров, композиторов, музыковедов, оперных и камерных певцов, исполнителей на всех оркестровых струнных, духовых и ударных, народных инструментах, эстрадно-джазовых музыкантов. Более 400 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 70 удостоены почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, 60 защитили диссертации, 25 — профессора, 50 — доценты различных отечественных и зарубежных вузов.

Содержание

1. История……………………………………………………………2
2. Научная, концертная и творческая деятельность………………6
3. Международная деятельность…………………………………..10
4. Художественные коллективы…………………………………...11
5. Основные направления подготовки специалистов…………….12
6. Известные педагоги прошлых лет………………………………13
7. Используемая литература………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.88 Кб (Скачать файл)

Нижегородский Государственный Университет им. К. Минина

 

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету

«История музыкального образования»

на тему:

«История образования и развития Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова»

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила:

                                                студентка заочного

                                                                отделения

                                                  3 курса кафедры

    «музыкальное образование»

                                                       Мартиросян С.А.

 

 

 

Нижний Новгород, 2015 год

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. История……………………………………………………………2
  2. Научная, концертная и творческая деятельность………………6
  3. Международная деятельность…………………………………..10
  4. Художественные коллективы…………………………………...11
  5. Основные направления подготовки специалистов…………….12
  6. Известные педагоги прошлых лет………………………………13
  7. Используемая литература………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История

 

Ростовская консерватория была открыта в 1967 году как Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, в 1992 году преобразована в Ростовскую государственную консерваторию с присвоением имени С. В. Рахманинова. В 2004 году консерватории присвоен статус Академии.

Ростовская консерватория — крупнейший центр музыкальной культуры и искусства Северного Кавказа и Юга России. Ею подготовлено 4000 специалистов — пианистов, дирижёров, хормейстеров, композиторов, музыковедов, оперных и камерных певцов, исполнителей на всех оркестровых струнных, духовых и ударных, народных инструментах, эстрадно-джазовых музыкантов. Более 400 из них стали лауреатами и дипломантами международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов, 70 удостоены почетных званий Российской Федерации в области культуры и искусства, 60 защитили диссертации, 25 — профессора, 50 — доценты различных отечественных и зарубежных вузов.

Два десятилетия консерватория была единственным музыкальным вузом Юга России, обеспечивавшим подготовку высококвалифицированных кадров для музыкальных учреждений и учебных заведений всех уровней этого огромного региона. Становление и кадровое укомплектование открытых в последние годы музыкальных вузов и музыкальных факультетов при университетах, а также всех музыкальных театров и творческих коллективов региона также во многом обязано Ростовской консерватории, выпускники которой работают в каждом из них без исключения, а в некоторых — составляют подавляющее большинство творческого состава. Значительная часть Ростовской организации Союза композиторов России и её руководители — выпускники консерватории.

В 1982 году в РГК была открыта первая в СССР кафедра эстрадно-джазовой музыки,которую возглавил первый в стране профессор эстрадной и джазовой музыки (1989) Ким Назаретов -один из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России. Во многом благодаря этому Ростов-на-Дону называют негласной "столицей джаза" России.

В 1998 году консерватория стала лауреатом конкурса «Окно в Россию» по номинации «Институт искусств года», проведенного газетой «Культура», а также обладателем специальной премии общероссийского государственного телевизионного канала «Культура». В 1992 году консерватория начала регулярную издательскую деятельность, а в 2002 году — был организован редакционно-издательский отдел. В 1993 году в структуре консерватории был открыт Лицей — 11-летка для особо одаренных детей — ныне Средняя специальная музыкальная школа 11-летка (Колледж), что дало возможность целенаправленной подготовки талантливых детей с раннего возраста к поступлению в вуз. В 1993 году была открыта аспирантура по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство и ассистентура-стажировка (аспирантура) по всем творческо-исполнительским специальностям. С 1995 года функционирует Южный межотраслевой центр (ныне Институт) повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов творческих профессий, в котором повысили квалификацию около 2000 слушателей из высших и средних специальных учебных заведений и учреждений культуры и искусства Северного Кавказа и Южно-Российского региона.

В 1994 году открылся Диссертационный совет по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — музыкальное искусство. Ростовская консерватория стала первым региональным вузом России, где начал работу такой совет. С 2007 года совет имеет право принимать защиты не только кандидатских, но и докторских диссертаций. Председатель — доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер. В состав совет входят ученые из Ростова, Москвы, Саратова, Краснодара, Майкопа, Нальчика: музыковеды, а также специалисты в смежных областях гуманитарного знания — философии, истории, культурологии, педагогики.

За истекший период диссертации защитили свыше 70 музыкантов. Работы выполнены не только в Ростовской консерватории, но и в Государственном институте искусствознания (Москва), в Московской, Астраханской, Саратовской, Петрозаводской консерваториях, РАМ им. Гнесиных, Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С. В. Рахманинова, Уфимском институте искусств. Возраст соискателей на момент защиты от 26 до 66 лет. Ныне они работают в Москве, Ростове, Таганроге, Астрахани, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Курске, Майкопе, Махачкале, Орле, Саратове, Ставрополе, Петрозаводске, Славянске-на-Кубани, Уфе, Ханты-Мансийске, а также Колумбии, Китае.

Рахманинов в Ростове

(По материалам писем, воспоминаний, критических отзывов)

Рахманинова соединяли с Ростовом многие нити. Он выступал здесь как пианист, его приездов с нетерпением ждали ростовские музыканты и сотни любителей музыки. Здесь жили и работали его друзья, возможность встречи с которыми служила, вероятно, дополнительным стимулом для включения города в гастрольные маршруты. С Ростовом связан и ряд музыкально-административных забот великого музыканта, чей авторитет в те годы в столицах и провинции был огромен.

Творчество Рахманинова – композитора и пианиста – глубоко интеллектуально. Каждая музыкальная фраза – художественно одухотворенная мысль, результат логического, строго продуманного и своеобразно прочувствованного мышления…

Чрезвычайно интересная программа из собственных произведений концертанта. Поистине С. Рахманинов – это удивительный в своем роде художник, стяжавший себе славу композитора, пианиста-виртуоза и дирижера… Пианиста встречали и провожали овациями. («Приазовский край» от 1 ноября 1913 г.)

Особым был сезон 1915/16 г.: ровно в половине из 24 рахманиновских клавирабендов звучала музыка Скрябина, скоропостижно скончавшегося 14 апреля. Скрябинский тур по России Рахманинов начал с Ростова 20 октября 1915 года.

Программа: Прелюдии op. 11, Соната-фантазия № 2 gis-moll op. 19, Фантазия H-dur op. 28, Поэма Fis-dur op. 32, Сатаническая поэма op. 36, Этюды из op. 42, Соната № 5 op. 53.

Концерт проходил в здании бывшей Торговой школы на ул. Сенной – ныне корпус экономического и юридического факультетов Ростовского государственного университета (ул. М. Горького, 88).

Перед самым окончанием концерта, когда композитор готовился играть на «бис», кто-то из публики крикнул: «Свое!», на что Рахманинов спокойно и медленно ответил: «Скрябина!» и сыграл еще несколько скрябинских этюдов. (Из статьи С. Гурвича и Я. Друскина «Выдающиеся русские композиторы в дореволюционном Ростове-на-Дону».)

«Рахманинов и Скрябин» – увлекательная, многоплановая тема. Мы коснемся ее лишь в той мере, какая необходима для разговора о том эффекте, который произвели мемориальные концерты.

Давнишняя вражда некоторых музыкальных критиков, сгруппировавшихся вокруг Скрябина, с одной стороны, и Рахманинова – с другой, была известна в Москве. Отношение критиков к композитору противоположного лагеря было тоже далеко не беспристрастным. Это и создавало в Москве уверенность, что сами «виновники» газетной перепалки – Рахманинов и Скрябин – тоже относятся друг к другу недружелюбно. В действительности же между двумя композиторами приятельские отношения никогда не нарушались, хотя близости и взаимного понимания творчества у них не было. (Из воспоминаний С. А. Сатиной о Рахманинове.)

чем через месяц Рахманинов приехал в Ростов еще раз, чтобы 7 ноября выступить с местными музыкантами (скрипачом П. П. Ильченко и виолончелистом А. А. Стернадом).

Программа: Элегическое трио «Памяти великого художника» d-moll op. 9, Соната для виолончели и фортепиано g-moll op. 19.

Как и в октябре, концерт состоялся в зале Торговой школы.

По воспоминаниям М. Ф. Гнесина, билеты были распроданы в течение нескольких часов. На концерте присутствовали слушатели из Таганрога, Новочеркасска, Азова, других городов. (По статье С. Гурвича и Я. Друскина «Выдающиеся русские композиторы в дореволюционном Ростове-на-Дону».)

Играли Трио, – с очень неудачным скрипачом. На бис он [Рахманинов] сыграл «Полишинеля» и переложенную для рояля «Сирень». (Из воспоминаний М. Шагинян.)

Красивое полнозвучие, властные ритмы, светлое ликование… Рахманинов играл, конечно, блестяще, великолепно и бесподобно и как аккомпаниатор [ансамблист], и как солист; самые сильные и изысканные выражения в данном направлении совершенно бессильны выразить прелесть живых ощущений… Кудесник звуков, с такой же, как у Листа, энергией, но только с русскою душой. Игра Рахманинова достигла идеального и притом специфически рахманиновского совершенства.

Концерт прошел при переполненном зале и закончился шумными, восторженными овациями. («Приазовский край» от 9 ноября 1915 г.)

Упоминание о Листе представляется далеко не случайным: на старшем отделении Московской консерватории Рахманинов в 1888–1891 гг. занимался у своего двоюродного брата А. И. Зилоти, который после окончания консерватории по классу Н. Рубинштейна совершенствовался у Листа.

Последнее выступление музыканта в нашем городе прошло 26 января 1917 года как Шестое музыкальное собрание Ростовского отделения РМО. Таким образом, Ростов – вместе с Таганрогом, где артист выступал на следующий день, – оказался в числе последних российских городов, слышавших Рахманинова (после того и до отъезда за рубеж в декабре этого года он появлялся на эстраде только в Харькове, Петрограде, Москве и Ялте).

Программа: Соната № 2, Вариации на тему Шопена, восемь Этюдов-картин из op. 39 (еще неопубликованных), несколько ранних произведений, в том числе «Полишинель».

Концерт прошел в зале музучилища, которое располагалось на ул. Большой Садовой (здание не сохранилось; ныне на этом месте размещается офис Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе).

Судя по концертным программам Рахманинова, он не боялся повторять по нескольку раз в одном городе одни и те же произведения, но заботился и об освежении репертуара. На сей раз новинкой стали пьесы из нового опуса Этюдов-картин, тогда еще не опубликованного и даже не законченного: работа над ним началась в 1916 г. и продолжалась во время концертного сезона вплоть до середины февраля 1917 г.

Выступление Рахманинова сопровождалось настоящим триумфом. (Газета «Ростовская речь» от 28 января 1917 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Научная, концертная  и творческая деятельность

 

Определяющая характеристика творческого вуза — осуществляемая им художественная деятельность. Её главные составляющие: концертная работа, музыкальная наука (музыковедение), композиторское творчество. Уже в первые месяцы становления вуза, когда студентов было всего около 70, и ещё не вполне сформировался профессорско-преподавательский состав, состоялись первые афишные концерты и прошла научная конференция. Ныне Ростовская консерватория ежегодно осуществляет крупные концертные проекты, является центром научно-исследовательской и методической мысли в области музыкального искусства на Юге России.

Первым проректором по научной и концертной работе был Н. Ф. Орлов. Затем в разные годы эту должность занимали М. Н. Саямов, Н. Ф. Тифтикиди, Г. Р. Тараева, Е. Г. Шевляков, В. М. Гузий. С 1991 по 1998 и с 2002 по 2007 годы научную и концертную деятельность консерватории возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, профессор А. М. Цукер. С 2007 года эти функции разделены: А. М. Цукер сохранил за собой руководство научной работой (с 2007 по 2010 годы), помощником ректора по концертной и творческой работе назначен композитор, профессор Г. Ю. Толстенко.

Научно-творческую деятельность консерватории дополняет работа диссертационного совета, аспирантуры, отдела редактирования и информации, концертно-рекламного отдела. В рамках этой деятельности осуществляется научно-исследовательская и научно-методическая работа педагогов и студентов, организация и проведение научных конференций, концертов и фестивалей, подготовка и защита кандидатских диссертаций, публикация научных и методических трудов.

Уже традиционным стало проведение международных, всероссийских фестивалей и параллельно — научных конференций, посвященных общей теме. В числе наиболее значительных таких акций — «Отечественная культура XX века и духовная музыка», «Моцарт — Прокофьев», «Рахманиновские дни в Ростове», «Бытовая музыкальная культура: история и современность», «Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему», «Шуберт — XX век», «Искусство на рубежах веков», «Музыкальная культура православного мира», «Музыкальная культура христианского мира» (к 2000-летию Рождества Христова), «Музыка в информационном мире», «Старинная музыка сегодня», конференции «Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве» и фестиваль «Единый мир музыки», «Приношение Д. Д. Шостаковичу. К 100-летию со дня рождения», «Моцарт и моцартианство». Подобные конференции сопровождаются открытыми лекциями, семинарами, мастер-классами, выставками, экскурсиями. В рамках каждой конференции работает студенческая секция.

Информация о работе История образования и развития Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова