Исследование цветовых систем для профессиональной деятельности «Художника по костюму»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Ньютон доказал, что появление радуги спектра на экране при прохождении света через призму объясняется не влиянием стекла на белый свет, а тем, что белый свет является сложной механической смесью разнообразных цветных лучей, преломляющихся в стекле в разной степени. Призма не изменяет белый цвет, а разлагает его на простые составные части, оптически смешав которые, можно снова получить исходный белый цвет. Пространственное разделение простых цветов дало Ньютону в руки первый объективный и количественный признак цвета, отвечающий его субъективно воспринимаемой цветности. Исааку Ньютону удалось вывести учение о цвете из неопределенности и путаницы субъективных впечатлений на прямую и точную математическую дорогу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
4-5?
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.....................................................................................................................
?
1.1 Физическая основа цвета….………………………………………….............
?
1.2 Основные цветовые характеристики..….……………………………………
?
1.3 Понятие цветовых моделей.….........................................................................
?
1.4 Цветовые модели и их описание.………........................................................
?
1.5 Цветовое конструирование.…………………..................................................
1.6 Исследование цветового шара….……………………………………………
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................
?
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................................
?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б..............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

черновик диплома.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

жёлтый - фиолетовый = жёлтый - (красный и синий).

 

                     

                                       Рисунок 12- цветовая гармония из трех основных цветов

       Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объединяющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.

        Когда Оствальд утверждает, что « цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

1.5 Цветовое  конструирование

               Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — жёлтый, красный и синий (рисунок 13). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый — не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.

                              

                               Рисунок 11- двенадцатичастичный цветовой круг

         Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность. В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными. Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:

             Цветовое конструирование основано на законах проявления цвета в том их виде, в каком они наблюдаются нами в эмпирических опытах. Всё заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интуитивное ощущение выше этого, ибо ведёт в царство иррационального и метафизического, неподчиненного никакому числу. Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла - это только та «повозка», которая доставляет нас к дверям новой реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Исследование  цветового шара

       Для всеобъемлющего обзора всей цветовой системы вместо круга здесь необходим тот самый шар, который уже Филиппом Отто Рунге был представлен как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации. Шар является элементарной объёмной и симметричной формой, позволяющей наиболее полно выразить многообразные свойства цвета. Он позволяет составить отчётливое представление о законе дополнительных цветов и наглядно показать все основные взаимоотношения хроматических цветов, а также их взаимодействие с чёрным и белым цветом. Если представить цветовой шар прозрачным, в каждой точке которого находится определённый цвет, то у нас сразу появится возможность представить все цвета в их взаимоподчинённости. Каждая точка шара может быть определена с помощью своего меридиана и своей параллели. Для отчетливого представления о цветовом порядке нам понадобиться шесть параллелей и двенадцать меридианов. (рисунок 14)

        На поверхность шара мы наносим шесть параллелей, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга и образующих семь зон, и перпендикулярно к ним, от полюса к полюсу, проводим 12 меридианов. В экваториальной зоне, в двенадцати одинаковых секторах располагаются все чистые цвета двенадцатичастного цветового круга. Полярные зоны покрываются белым цветом в верхней части и чёрным — в нижней. Между белым цветом и экваториальной зоной каждого чистого цвета последовательно располагаются две ступени его осветления. От экваториальной зоны в сторону тёмного полюса мы также даём к каждому чистому цвету по две, но теперь уже затемнённые ступени. Поскольку двенадцать чистых цветов обладают неодинаковой светлотой, то ступени по направлению к белому и чёрному цвету должны быть рассчитаны для каждого цвета отдельно. Чистый жёлтый цвет, например, очень светел и поэтому его два осветлённых тона очень близки между собой, в то время как оба затемнённых — очень далеки друг от друга. Фиолетовый цвет — самый тёмный из чистых цветов и его осветлённые оттенки значительно отдалены друг от другого, в то время как затемнённые — очень близки. Каждый из двенадцати цветов должен быть осветлён и затемнён исходя из его нормальной яркости, в результате чего к каждому из двенадцати цветов мы получаем по два параллельных кольца с осветлёнными и затемнёнными оттенками.

                   

                                  Рисунок 14 – Общая поверхность цветового шара

 

     Цветовой шар дает возможность представить:

-  чистые призматические цвета, расположенные по экватору сферической поверхности;

- смешанные цвета дополнительных пар, расположенные в горизонтальных сечениях;

      - смеси любых пар дополнительных цветов, осветлённых по направлению к белому полюсу и затемнённых по направлению к чёрному.

    Предположим, что мы имеем магнитную стрелку, закреплённую в центре цветового шара. Если мы направим конец стрелки на какую-либо точку шара, то другой её конец будет направлен на симметричную точку и цвет, дополнительный к первому. Если конец стрелки будет указывать на вторую ступень светлоты красного цвета, а именно ~ на розовый цвет, то другой конец стрелки будет указывать на такую же ступень затемнённого дополнительного зелёного цвета. Если мы направим конец стрелки на вторую затемнённую ступень оранжевого цвета, а именно — на коричневый цвет, то другой конец магнитной стрелки укажет нам вторую ступень осветления синего цвета. Таким образом, мы узнаем, что не только противолежащие цвета, но и ступени их светлоты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

              На рисунке 15 показаны пять основных способов перехода между двумя контрастирующими цветами. Если мы хотим работать с парой дополнительных цветов, например, оранжевым и синим, и начнём искать тона, которые их объединяют, то мы должны сначала локализовать оба эти цвета на цветовом шаре. Оранжевый, расположенный на экваториальной линии, будет двигаться к красному и далее к фиолетовому, это в одном направлении, а в другом - к жёлтому и зелёному, переходя в синий. Это - горизонтальные варианты движения цвета. Но тот же самый оранжевый, следуя по меридиану, будет объединяться с синим через светло-оранжевый, белый и светло-голубой, это в одном направлении, а в другом - через тёмно-оранжевый, чёрный и тёмно-синий. И это - вертикальный путь их взаимосвязи. Если следовать от оранжевого к синему по диаметру цветового шара, то оба дополнительных цвета могут быть соединены с помощью серого цвета или других смесей оранжевого с синим в следующем порядке: оранжево-серый, серый и сине-серый.

                                 

                            Рисунок 15- основные переходы между цветами

 

Эти пять главных направлений  будут являться самыми кратчайшими  и простейшими линиями соединения двух дополнительных (комплиментарных) цветов. Мир цвета обладает невероятными внутренними возможностями, богатство которых лишь частично может быть сведено к элементарной систематизации. Каждый цвет сам по себе есть целый космос. Но здесь мы должны удовлетвориться лишь изложением его элементарных основ.

Жёлтый  и фиолетовый, возьмём два соседних от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, или наоборот, лежащие рядом с жёлтым: жёлто-зеленый и жёлто-оранжевый, то и эти созвучия также будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет теперь равнобедренный треугольник ( рисунке 16). Если фигуры треугольников, и равнобедренного, и равностороннего, представить себе вписанными в цветовой круг, то, перемещая их вершины внутри круга по своему желанию, можно точно определить то или иное гармоничное трезвучие. При этом возникают два пограничных случая, когда одна из вершин треугольника находится на белом или чёрном полюсе. Если мы используем равносторонний треугольник, одна из вершин которого соприкасается с белым, то две другие вершины будут указывать на первые затемнённые ступени пары дополнительных цветов. Тогда мы, к примеру, получим такое трезвучие: белый, затемнённый сине-зелёный и затемнённый оранжевый. Если же одна из вершин соприкасается с чёрным, то подобным образом мы получим чёрный, осветлённый сине-зелёный и осветлённый оранжевый. Эти случаи убеждают в том, что при использовании белого или чёрного в действие вступает контраст светлого и тёмного. Созвучие четырех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата (рисунке 17). При этом возникает три четверозвучия: жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный; жёлто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный, оранжевый, красно-фиолетовый, синий, жёлто-зелёный.

Другие четырёхцветные созвучия легко определить благодаря  фигуре прямоугольника, объединяющего  две пары дополнительных цветов, как  например: жёлто-зелёный, красно-фиолетовый, жёлто-оранжевый, сине-фиолетовый; жёлтый, фиолетовый, оранжевый, синий. Третья фигура для получения четырёхзвучия — трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов.

 

                              Рисунок 16,17- равнобедренный треугольник и квадрат

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так для чего мы видим Цвет?

           «Биологическая целесообразность» цветового зрения состоит в адекватном отражении объективной реальности, обеспечении правильного построения перцептивной картины мира. Из этого следует вывод: Закономерности функционирования цветового анализатора отражают объективные закономерности разноцветного мира. Эта «целесообразность» и психологическая тоже, поскольку прямо затрагивает проблему семантики цветов. Вопрос о целесообразности цветового зрения человека решается тем, что Цвет является предметной характеристикой объектов реальности. Последнее составляет одно из двух онтологических допущений нашего исследования. Это положение объясняет и семантическую неоднородность цвета, его способность закономерно модифицировать психосоматический статус субъекта. К сожалению, этот гуманитарный подход к проблеме восприятия цвета только начинает завоевывать позиции на «территории» прочно удерживаемой естественно-научной парадигмой.

          Цвет является объектом изучения  сразу нескольких разделов психологии сенсорных процессов: психофизики, психофизиологии, психологии восприятия. Еще раньше, чем стать объектом психологических исследований, он стал объектом изучения физики, оптики, физиологической оптики, анатомии глаза. К проблемам восприятия цвета определенное отношение имеют и такие прикладные дисциплины, как колориметрия, светотехника, теория фотографии, конструирование цветопередающей аппаратуры, полиграфия, химия красителей и т.п. Можно сказать, что Ньютон стал вдохновителем современной электронной оптики. Физик бы мог сказать об этом больше.

 

 

 

 

Но для психологов, художников и искусствоведов Ньютон никогда не был вдохновителем: 

«Ни один живописец не впадет в глупость ньютонианства». Определения Цвета, подобные ньютоновскому, основаны на в полнее осознанном предположении, что органы чувств не способны сообщить человеку объективные данные об окружающем мире. Не только чувства (эмоции), но и ощущения в этой механистической вселенной не существуют (попросту не принимаются в расчет как дающие ложные сведения). Результат подобной методологической ограниченности ярче всего проявляется, когда речь заходит о проблемах экспрессивных, им прессивных и символических характеристик цвета в искусстве, и в частности живописи. Фактически, современная научная теория цвета, как она предстает со страниц академических журналов и учебников психологии, не готова ассимилировать факты и феномены, с которыми на протяжении столетий работают художники, и которые составляют существенную часть экологии повседневной жизни.

           Вывод: определение цвета, заимствованное  психологами из естественных  наук, бесполезно для психолога,  значит - не валидно поданному  критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Матюшкин М. В –  Наука в искусстве Л., 1925г.

Матюшкин М. В – Справочник по цвету Закономерности изменяемости цветовых сочетаний; Изд. Д. Аронов. 2007г.

Беляева С.Е – Основы изобразительного искусства и художественного  проектирования; Издательский центр  «Академия» 2007г.

Беда Т. В – Живопись ; М.: просвещение, 1986г.

Визер В.В – Живописная грамота. Система цвета в изобразительном  искусстве. сПб: Питер, 2006г.

Энциклопедический словарь  юного художника. – М.: Просвещение, 1983г.

В.М Шепель. М.: Народное образование 2002г.

В.М Медведев – Цветоведение и колористика 

http://allbest.ru/o-3c0a65635b3bc68a5d53b88521216d27-2.html

http://rosdesign.com/design/folksofdesign_itten.htm Иоханнесс Иттен , Искусство формы, Искусство цвета;

http://www.docme.ru/doc/126020/issledovatel._sko-–-tvorcheskij-proekt--po-cvetovedeniyu--«i-  Исследователько- творческий проект по цветоведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Исследование цветовых систем для профессиональной деятельности «Художника по костюму»