Исследование цветовых систем для профессиональной деятельности «Художника по костюму»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:43, реферат

Краткое описание

Ньютон доказал, что появление радуги спектра на экране при прохождении света через призму объясняется не влиянием стекла на белый свет, а тем, что белый свет является сложной механической смесью разнообразных цветных лучей, преломляющихся в стекле в разной степени. Призма не изменяет белый цвет, а разлагает его на простые составные части, оптически смешав которые, можно снова получить исходный белый цвет. Пространственное разделение простых цветов дало Ньютону в руки первый объективный и количественный признак цвета, отвечающий его субъективно воспринимаемой цветности. Исааку Ньютону удалось вывести учение о цвете из неопределенности и путаницы субъективных впечатлений на прямую и точную математическую дорогу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
4-5?
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.....................................................................................................................
?
1.1 Физическая основа цвета….………………………………………….............
?
1.2 Основные цветовые характеристики..….……………………………………
?
1.3 Понятие цветовых моделей.….........................................................................
?
1.4 Цветовые модели и их описание.………........................................................
?
1.5 Цветовое конструирование.…………………..................................................
1.6 Исследование цветового шара….……………………………………………
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................
?
ПРИЛОЖЕНИЕ А...................................................................................................
?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б..............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

черновик диплома.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

             Пурпурный ряд цветовых тонов отсутствует в спектре солнечного света (или любого источника света), поэтому их и называют неспектральными. Их нельзя получить монохроматическим излучением (например, при помощи оптического устройства- монохроматора). Но можно создать с помощью смешения лучей двух и более монохроматических излучений (например, красного и синевато-пурпурного). Для качественной и количественной характеристики цвета используют такие понятия, как цветовой тон, насыщенность (чистота) и светлота (яркость).

           То, что художники, да и обычные люди, называют цветом, в цветоведении называется цветовым тоном. Так, говорят о цветовых и тоновых отношениях, спорят о тоне или цвете. Такое употребление термина «цвет» исключает возможность видеть в нём одновременно и цвет, и свет. Мы имеем хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон – это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Это понятие можно применять в смысле: хорошо по цвету, не чувствует цвет и т.п. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектр. Трава – зелёная, рожь – жёлтая, небо – голубое. Если светлота зависит от количества отражаемой красочным пятном лучистой энергии, то цветовой тон в основном определяется волновым составом отражённого светового потока.

 

 1.3 Понятие цветовых моделей

            Цвет имеет отношение не столько к физике, но и к физиологии человека способам его восприятия. Одно и то же изображение, раскрашенное в разной цветовой гамме, может в одном случае притягивать, а в другом – отталкивать. Поэтому при создании изображений надо руководствоваться не только техникой создания и редактирования рисунка, но и знанием того, как образуются и воспринимаются цвета и оттенки. У цвета есть следующие атрибуты: светлота, цветовой тон, яркость, насыщенность, цветовая температура. 

             Светлота. Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Светлота - количественная характеристика, а цветовой тон - качественная, характеризующая монохромность отражённой волны (рисунок 5) Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Светлота (яркость цвета) зависит от большей или меньшей близости данного цвета к белому. Например, желтые цвета и их оттенки находятся ближе к белому, они светлее красных, а красные светлее синих.

          Различные  варианты краски одного и того  же цвета, но усиленного или  ослабленного, называются оттенками  или тонами. Под тоном надо  подразумевать количество света, отражаемое поверхностью. Тон - количество света, заключённого в данном цвете. Тон есть степень насыщенности светом, а светлота - неотъемлемое качество любого цвета. Простую и ясную характеристику светлоты применительно к цвету дал Освальд - немецкий учёный, занимавшийся изучением цвета, который считал, что светлота каждого красочного пятна зависит от двух компонентов – от светлоты ахроматического серого, которое есть во всех цветах, и от собственной светлоты цветовых лучей. Можно сказать, что цвет одного и того же цвета может быть светлее и темнее, не меняя цвета. Альберти по этому поводу писал: «Примесь белого не меняет род цвета, но создаёт его разновидности» Разность светлот даёт и создаёт ощущение объёма.

                                                    Рисунок 5- Светлота в одежде 

 

            Цветовой тон - Основная характеристика цвета, определяющий оттенок цвета (красный, жёлтый, синий). Цветовой тон-качество цвета, определяемое длиной световой волны (в нм) и приравниваемое к одному из спектральных или не - спектральных (пурпурных) цветов. Цветовой тон (λ) дает название цвету (рисунок 6). Цветовой тон является таким атрибутом, который позволяет различать цвета как красный, желтый, зеленый, синий или как промежуточный между двумя соседними парами этих цветов. Разница в цветовых тонах в первую очередь зависит от длины волны света, попадающего в глаз. Если светлота зависит от количества отражаемой красочным пятном лучистой энергии, то цветовой тон в основном определяется волновым составом  отражаемого светового потока. В этом смысле  светлоту можно рассматривать как количественную характеристику, а цветовой тон – как качественную особенность изолированного цвета, которая объективно присуща ему и которую можно выразить в единицах, характеризующих длину волны монохроматического излучения (рисунок 7) .  По цветовому тону в основном и получают название окружающие нас цвета. 

 

                                                      Рисунок 6 – Цветовой тон

 

 

         Для качественной характеристики цветов и их соотношений часто употребляется термин «тон». Тон можно считать, практически, синонимом визуальной яркости. По тону цвета делятся, также как и по яркости, на светлые и темные. Понятие тон относится как к цветам окрасок, так и излучений.  К понятию «цветовой тон»,  как было сказано, оно не имеет никакого отношения. 

применяется для качественной оценки кадра по характеру относительным площадям содержащихся в нем тонов. При преобладании в изображении светлых тонов говорят о высокой тональности, при преобладании темных - о низкой.

                           Рисунок  7 - Цветовая волна и гармоничные сочетания цветов               

             Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте (яркости) ахроматического (серого). Насыщенность цвета определяется степенью густоты цвета, его предельной окраской. Например, красный цвет можно считать насыщенным, если его нельзя усилить, сделать еще более красный (рисунок 8). Освальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого, т.е. объективное качество красочного пятна. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны. Но интенсивность – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет.


                                         Рисунок 8-  Насыщенные цвета

            Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности. Разбеливая цвет, мы делаем его менее цветным, бледным, а затемняя -   заглушаем. Психологически цвета яркие, чистые, интенсивные всегда воспринимаются как более светлые, чем тусклые, блеклые. В известной мере насыщенность зависит и от цветового тона. Цвета чистых красок (спектральные) тоже обладают разной насыщенностью. Жёлтый наиболее насыщен, а красный и синий менее. При разбеливании жёлтая краска дольше сохраняет свою желтизну, чем другие. Если учесть, что при разбеле красного мы получаем розовый, который, становясь светлее, приобретает холодный оттенок, то можно сказать, что с изменением светлоты и насыщенности происходят некоторые изменения цветового тона.

           Сопоставляя естественнонаучные данные о цвете, сравнивая содержание цветоведческих и искусствоведческих терминов, следует иметь в виду, что естествовед имеет дело с иным цветом, нежели художник, дизайнер или визажист. Там – световые потоки, здесь – пигменты – поверхность цветового пятна или цвета ткани. А насыщенность самой чистой краски нельзя сравнить с чистотой спектрального цвета. Степень достигаемой насыщенности меняется от светлоты цветового оттенка. При наивысшей или наименьшей светлоте цветовые оттенки мало чем отличаются от просто белого или чёрного цветов.

1.4 Цветовые модели и их описание

         Цветовая модель (или цветовое пространство) -  это не более чем способ описание цвета с помощью количественных  характеристик. В этом случае не только легко сравнивать отдельные  цвета и их оттенки между собой, но и использовать в цифровых  технологиях.

           Цветовые модели используются для математического описания определенных цветовых областей спектра. Большинство компьютерных цветовых моделей основано на использовании трех основных цветов, что соответствует восприятию цвета человеческим глазом. Каждому основному цвету присваивается определенное значение цифрового кода, после чего все остальные цвета определяются как комбинация основных цветов.

           Независимо от того, что лежит в ее основе, любая модель должна удовлетворять трем требованиям:

1) реализовывать определения цвета некоторым стандартным способом, не зависящим от возможностей какого-либо конкретного устройства;

2) точно воссоздавать диапазон воспроизводимых цветов, поскольку ни одно множество цветов не является бесконечным;

3)учитывать механизм восприятия цвета – излучение или отражение.

Большинство графических  пакетов позволяет оперировать  широким кругом цветовых моделей, часть  из которых создана для специальных  целей, а другая для особых типов красок. По принципу действия цветовые модели можно условно разбить на три класса:

1)  аддитивные (RGB), основанные на сложении цветов;

2) субтрактивные (CMY, CMYK), основу которых составляет операция вычитания цветов (субтрактивный синтез);

3)  перцепционные (HSB, HLS, Lab, YCC), базирующиеся на восприятии.

             Аддитивные цветовые модели

             Аддитивный цвет получается путем соединения лучей света разных цветов. В основе этого явления лежит тот факт, что большинство цветов видимого спектра могут быть получены путем смешивания в различных пропорциях трех основных цветовых компонент. Этими компонентами, которые в теории цвета называются первичными, являются красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue). При по парном смешивании первичных цветов образуются вторичные цвета: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow) (рисунок 9)

            Для получения новых цветов с помощью аддитивного синтеза можно использовать и различные комбинации из двух основных цветов, варьирование состава которых приводит к изменению результирующего цвета. В графических пакетах цветовая модель RGB используется для создания цветов изображения на экране монитора, основными элементами которого являются три электронных прожектора и экран с нанесенными на него тремя разными люминофорами, имеющими различные спектральные характеристики. Один люминофор под действием падающего на него электронного луча излучает красный цвет, другой – зеленый, третий – синий.

 

         Рисунок 9 –модель RGB                                      Рисунок 10- модель CMY  и CMYK

                    

                                           Рисунок 11 – модели HSB, HLS, Lab

              Субтрактивные цветовые модели

            Для описания печатных цветов используется модель CMY, базирующаяся на субтрактивный цветах. Субтрактивные цвета получаются вычитанием вторичных цветов из общего луча света. В этой системе белый цвет появляется как результата отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет.

             Существуют две наиболее распространенные версии субтрактивной модели CMY и CMYK. (рисунок 10) Первая из них используется в том случае, когда изображение будет выводиться на черно-белом принтере. В ее основе лежит использование трех вторичных цветов (голубого, пурпурного и желтого). Теоретически при смешивании трех этих цветов в равной пропорции на белой бумаге получается черный цвет. Однако в реальном технологическом процессе получение черного цвета путем смешения трех основных цветов для бумаги неэффективно. Поэтому при печати чистого черного цвета используется добавка дополнительной черной компоненты цвета. Что приводит к изменению названия цветовой модели: от CMY к CMYK.

             Перцепционные цветовые модели

             Для устранения аппаратной зависимости цветовых моделей был создан ряд так называемых перцепционных цветовых моделей. В их основу заложено раздельное определение яркости и цветности. Такой подход обеспечивает ряд преимуществ:

  • позволяет обращаться с цветами на интуитивно понятном уровне;
  • значительно упрощает проблему согласования цветов, поскольку после установки значения яркости можно заняться настройкой цвета.

         Модель HSB в отличие от моделей RGB и CMYK носит абстрактный характер. Отчасти это связано с тем, что цветовой тон и насыщенность цвета нельзя измерить непосредственно.(рисунок 11) Любая форма ввода цветовой информации всегда начинается с определения красной, зеленой и синей составляющих, на базе которых затем с помощью математического пересчета получают компоненты HSB-модели. 

           Цветовая гармония

            Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония — это равновесие, симметрия сил. Учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета — жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета. (рисунок 12)

красный - зеленый = красный - (жёлтый и синий);

синий - оранжевый = синий - (жёлтый и красный);

Информация о работе Исследование цветовых систем для профессиональной деятельности «Художника по костюму»