Испанские города в эпоху Реконкисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

История Испании в классическое средневековье ассоциируется прежде всего с реконкистой, процессом отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»
Реконкиста представляла собой не только освободительную войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают с различных сторон: это был многогранный процесс, оказавший влияние как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект.

Вложенные файлы: 1 файл

ispansky_gorod.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Московский Педагогический государственный университет

Исторический факультет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Испанские города в эпоху Реконкисты

 

 

 

Выполнил: Студент 3 курса Ягодкин  Анатолий

Научный руководитель: Колганов Олег Сергеевич 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, МПГУ, 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

История Испании в  классическое средневековье ассоциируется  прежде всего с реконкистой, процессом  отвоевания христианами территорию перинейского полуострова у арабов-мусульман. Сам термин Re concista в переводе с испанского обозначает «отвоевание»

Реконкиста представляла собой не только освободительную  войну, в отечественной и зарубежной медиевистике реконкисту рассматривают  с различных сторон: это был  многогранный процесс, оказавший влияние  как на политическую историю полуострова, так и на социально-экономический строй Испании этого периода. Изучение реконкисты включает в себя и экономический, и религиозный, и этнографический аспект. Общество эпохи реконкисты – многонациональное, Пиренейский полуостров населяли мусульмане, евреи и христиане, которые сами по себе были неоднородны. В средневековой Испании выделялось несколько категорий населения и немаловажную роль здесь играла национальная и конфессиональная принадлежность. Нужно учитывать, что в этот период Испания была раздроблена, и существовало несколько самостоятельных христианских королевств, поэтому Реконкиста стала ещё и особым путем испанцев к созданию централизованного государства. Реконкиста оказывала влияние на социально экономические процессы, на положение различных слоёв населения и их политическую роль в жизни общества, а политическая роль сословий в государствах Пиренейского полуострова была велика, что тоже в какой-то мере определялось реконкистой.  Исследователи рассмативают реконкисту не только как военный поход, но и как масштабную христианскую колонизацию, в этом плане особый интерес вызывает испанский город этого периода, который и стал основным объектом нашего исследования. Исследование средневекового города, вообще, одна из распространенных проблем в медиевистике. Испания всегда была страной городов, как её назвал ещё Исидор Севильский. Целью данной работы является рассмотреть испанский средневековый город в системе общественных отношений эпохи реконкисты.

Итак, стоит сказать  несколько слов об историографии. Основой  данной работы явилась в первую очередь советская историография, а также зарубежная историография переведенная в советский период, это объясняется в первую очередь её языковой доступностью. В советской медиевистике был ряд исследователей, занимавшихся вопросами социально-экономической истории Реконкисты и историей испанского средневекового города. Наиболее видные среди них Сказкин, Фрязинов, Червонов, Варьяш, Корсунский,  Пичугина.  Работы Сказкина и Фрязинова посвящены в большей мере испанскому феодализму и крестьянству, что весьма косвенно касается нашей темы. Статья Пичугиной  об особенности реконкисты в Кастилии дает некоторые основы для понимания реконкисты как колонизационного процесса. Наиболее важен здесь фундаментальный труд А. Р. Корсунского – История Испании в 11-13 веках, в той или иной степени охватывающий различные стороны жизни испанского средневековья, что касается непосредственно испанского средневекового города, основной работой является сборник трудов С. Д. Червонова, выпущенный под общим названием «Испанский средневековый город» и включающий в себя материалы диссертации исследователя и написанные им статьи по различным аспектам истории испанского средневекового города.  Также интересна статья О. И. Варьяш «Реконкиста и Пиренейский город», размещенная в четвертом выпуске сборника «Город в средневековой цивилизации западной Европы».

Важнейшими переводными  трудами, использованными в данной работе являются: «История Испании» француза Пьера Виллара, данной теме в этой работе посвящено всего несколько  небольших страниц. Основной переводной труд, ставший классикой для советской и российской медиевистики  -  работа испанца Р. Альтамира-и-Кревеа  «История Испании». Так же как и книга Виллара,  это исследование охватывает не только период средневековья, но оно само по себе более объемно, и значительная часть первого тома «Истории» Альтамиры посвящена именно проблемам испанского средневековья. Также весьма интересна книга французской исследовательницы А.  Рюкуа  - «Средневековая Испания», однако работа с этой книгой осложняется тем, что российский перевод, сделанный С. Нечаевым,  весьма популяризировал оригинальное исследование, на русском языке это скорее не научный труд, а популярное пособие, из которого можно взять лишь некоторые интересные факты.

Стоит немного сказать об истории изучения испанского средневекового города в самой Испании.

История изучения данной темы начинается с рубежа XIX – XX веков, у истоков стоял испанский историк Э. Инохоса, который уделил большое внимание вопросам происхождения испанского города, социально-экономическая эфера городской жизни осталась без внимания.  Историко-правовое направление долгое время было господствующим в испанской урбанистике Второе место в работах приверженцев этого направления занимал вопрос происхождения города.   Необходимо назвать следующие имена: Х. М.Ларра, К. Санчес-Альборнос, Э.  Майэр. Труды этих известных испанских исследователей не переведены на русский язык  и поэтому недоступны русскоязычному медиевисту (материал о книгах взят из введения к работе С. Червонова «Испанский средневековый город»).  С точки зрения социально-экономического строя город оценивался историками этого направления как аграрное поселение. Наиболее отчетлива эта мысль выражена в работе Л. Г. Вальдеовельяно.  

С конца 50-х годов  идет отказ от традиционных концепций. Проблематика исследования перестала быть исключительно историко-правовой, но в целом круг вопросов остается прежним. Данной темой занимаются историки Х. А. Гарсия де Картосар,  К. Этепа Диэс, Х. М. Фонт Руис и М.  Дель Кармен Карле, которые уделяют значительное внимание рынку, который по их мнению сыграл значительную роль  в становлении города. М. Дель Кармен Карле  и М.  Х. Арагонесес обращаются к вопросу социальной борьбы в испанском городе.

Обратимся к  источникам.  Выше уже было сказано, что специфика данной темы создает ситуацию, в которой русскоязычному исследователю доступна лишь небольшая часть источников. Источниковедческая база данной работы представлят собой испанские городские судебники – фуэрос. Иными словами, записи испанского городского права, санкционированные королем.

Для данной работы  я  использовал данные фуэро  Куэнки, Леона и Сепульведе. Здесь стоит  отметить, что речь  в работе пойдет о городах центральной Испании, а именно Кастило-Леонского королевства. Фуэро Куэнки по распространенному мнению было утверждено королем Кастилии Альфонсом VIII в 1189 г. Фуэро сохранилось в двух  редакциях, на латинском и старокастильском языках. Сегодня это один из самых доступных источников по истории испанского города, он переведен на русский язык, более  того,  к нему имеется открытый доступ в русскоязычном интернете.  Фуэро Куэнки — запись норм обычного права Испании, этот источник содержит данные о правовой системе испанского города,  о  городском хозяйстве, также из источника можно получить информацию о структуре населения испанского города, и о жизни города в целом: в него входят   статьи, регулирующие земледелие, скотоводство, поземельные отношения ( из  чего можно сделать вывод, что испанский город был отчасти аграрным),  ремесло и тоговлю, промыслы ( экономический строй города), права и обязанности отдельных лиц, магистратов, частное и публичное право ( правовой и политический строй).   Фуэро Куэнки наиболее полно отражает правовую систему и социально-экономический строй городов Кастилии. В данной работе использован перевод, сделанный крупнейшим исследователем испанского города С. Д. Червоновым и опубликованный в сборнике его работ «Испанский средневековый город», посмертно изданном его учениками.

Фуэро Леона  включает в себя законы, имевшие силу на территории всего королевства, и нормы городского права. Первая редакция территориального законодательства, сохранившаяся лишь во фрагментах, была записана в 1017 г. В 1020 г. была создана окончательная редакция, куда вошли в переработанном виде территориальные законы, касающиеся прав церкви и короля (1-17 статьи), и городское право.

Фуэро сложилось  в то время, когда, после разгрома Леонского королевства и разграбления города Леона Аль-мансуром в 987 г. в  правление Бермудо II (982-994), при его сыне Альфонсо V (994-1027) шел процесс повторного заселения опустевших земель и восстановления городского хозяйства. Это отразилось в содержании фуэро, многие статьи которого посвящены урегулированию поземельных отношений, установлению статуса зависимого населения, созданию благоприятных условий для заселения города и его округи. Таким образом, фуэро Леона является ценным источником для изучения аграрных отношений и социально-политического строя Леонского королевства. В то же время фуэро Леона - первый памятник эпохи Реконкисты, содержащий хотя и скудные, но определенные сведения о городской экономике и социальной структуре города.

Архетипом колонизации  в кастильской Эстремадуре на основании привилегии в историографии  традиционно считается Сепульведа. Это связано, прежде всего, с тем, что в грамоте Сепульведы 1076 г. впервые в Эстремадуре был собран воедино широкий набор личных привилегий колонистов в приграничной полосе, а также права совета-консехо. Фуэро Сепульведе является основополагающим источником, отражающим не только внутреннее устройство города, но и его участие в реконкисте.  В данной работе используется редакция судебника Сепульведе 1300 года, судебник 1076 доступен нам только в отрыках, но уже и по этим немногочисленным данным можно проследить динамику развития испанского городского законодательства, на которое безусловно оказывали развитие внешние факторы, в первую очередь реконкиста. Данные фуэро Сепульведе активно использует О. И. Варьяш в статье «Реконкиста и Пиренейский город», пытаясь показать взаимосвязь городского устройства с внешнеполитическими событиями, обусловившими колонизацию кастильской Эстрамадуры.

Итак, из приведенного выше историографического обзора можно  сделать вывод, что история реконкисты активно изучалась как в Испании, так и за её пределами, что касается исследований на русском языке, то здесь дела обстоят несколько сложнее. Во-первых, большинство исследований на русском языке принадлежат к советской эпохе, которая отличается своим специфическим отношением к истории в целом, и к социально-экономическим аспектам в частности. В исследованиях по данной теме это не так заметно, однако проблема состоит в том, что не с чем сравнивать, кроме дореволюционных работ историка Пискорского.  В современной отечественной медиевистике эта тема затрагивается мало. В этом случае спасает существование достаточного количества переводных работ, которые по большей части своей комплексные, чего нельзя сказать о работах отечественных исследователей, которые как правило рассматривают какой-то конкретный аспект реконкисты или пишут обо всем понемногу ( как например А. Р. Корсунский). В данной работе я ставлю цель связать социально-экономическое и политическое развитие испанского общества эпохи реконкисты с развитием испанского города, рассмотреть город в контексте реконкисты. Задачи работы можно определить следующим образом.

  1. Комплексно рассмотреть процессы реконкисты
  2. Описать облик испанского средневекового города и проанализировать влияние на него реконкисты
  3. Рассмотреть роль испанских городов в реконкисте
  4. Рассмотреть население испанского  города 

Методы исследования во многом ( даже более чем цели и  задачи) определяются состоянием источниковой и историографической базы. Недостаточность  доступных источников делает основным методом  компиляцию и анализ имеющегося материала, а также анализ доступных источников, в контексте общей картины работы.

 Наконец, стоит  договориться о временных рамках  данной работы. Реконкиста -   процесс  многовековой и неоднородный, поэтому  стоит сразу определиться, что в основе данной работы лежит характеристика испанского общества 11-14 веков, иначе говоря, во второй период реконкисты, вошедший в историю как «Великие завоевания Кастилии и Арагона».

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Реконкиста: христианская колонизация и многовековой крестовый поход

 

История реконкисты. Общая характеристика эпохи.

Название  Реконкиста (период обратного отвоевания земель) не определяет всего сложного содержания этого периода, которому суждено  было сыграть рещающую роль.   Многовековая борьба между маврами и христианами  имела тот же исторический смысл, как и относящияся к этой же эпохи войны за территории и классовая борьба внутри отдельных государств остальной Европы

Реконкиста – своеобразный испанский путь развития средневекового общества, в котором с учетом национальной специфики проходили те же процессы, что и в остальной Европе, но это развитие проходило под флагами войны с арабами: «священной войны» католиков и мусульман, войны за территории и масштабной христианской колонизации полуострова.  Это борьба за обладание материальной базой полуострова, необходимой как для экономического так и для политического развития. Широкое, массовое движение, захватившее все группы феодального общества. Не только сеньоров, но и горожан, а также разновидностей угнетенного класса. Первых манила жажда земельных и материальных захватов, крестьянство искало выхода из феодального гнета, а для испанских городов открывались широкие возможности для развития. Испания этого периода являла картину ожесточенной борьбы в рядах господствующего класса, а также борьбы королевской власти с испанскими грандами.   - так в общих чертах определяет эпоху реконкисты отечественный медиевист А. И. Кудрявцев1

«Безостановочная колонизация  и священная война, многовековой крестовый поход»  - в этой короткой фразе раскрывает различные стороны Реконкисты французский исследователь П. Виллар2.

До начала 11 века основным элементом политической и социальной жизни Испании являются мусульмане. Они обладают наибольшей мощью, их цивилизация  является более развитой. Христианские государства с трудом удерживают рубежи своих скудных земель изредка достигая небольших успехов в постоянных войнах.  Хотя порой они и одерживают победу всё же им неоднократно приходится отступать под напором мусульман.

Информация о работе Испанские города в эпоху Реконкисты