Искусство 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Процесс изменения мировоззрения в искусстве XX века 4
1.1 Психология искусства XX века 4
1.2 Культура XX века. 7
2. Основные направления художественного искусства XX века 9
2.1 Фовизм, первое течение авангарда. 9
2.2 Особенности кубизма, второго течения 11
2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда 13
2.4 Абстрактное искусство 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

культура 20 века.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

Матисс постоянно подчеркивал, что цель искусства - доставлять радость человеку. Цель живописи - доставлять радость яркими красочными сочетаниями, абсолютно не заботясь при этом, насколько точно картина отражает реальность. Матисс считал, что изобретение и развитие фотографии сделало бессмысленным делом реалистическую живопись и поставило живопись перед необходимостью создавать картины, не имеющие ничего общего с природной реальностью.5

Деформации форм и пропорций, ориентация на необычные красочные  сочетания цвета стали не просто допустимыми художественными приемами, а принципами первого авангардистского течения. Принципиально важным является то обстоятельство, что Матисс очень уважительно относился ко всем художественным традициям. Матисс высоко оценивал средневековое искусство, иконопись. Также как и постимпрессионисты, Матисс внимательнейшим образом изучал художественные особенности японской гравюры, интересовался искусством орнамента Востока. Из всего этого можно сделать вывод о том, что авангард XX века возник вовсе не из стремления разрушить творчество великих мастеров прошлого.

 

2.2 Особенности  кубизма, второго течения.

Следующее по времени возникновения  течение авангарда - кубизм. Название этого направления возникает  примерно по той же схеме, что и  названия фовизма и импрессионизма: выставка, а затем недоброжелательная рецензия, автор которой придумывает слово как бы в насмешку, а затем это название становится общепринятым для данного художественного течения. В случае с кубизмом выставка имела место в 1908 году, а кубизм подчеркивал следующую особенность творчества живописцев этого направления: их картины представляли собой на первый взгляд различные комбинации геометрических фигур - треугольников, квадратов и т.д. Этот геометризм отдельных элементов картины и подчеркивался в слове "кубизм". Художники-кубисты исходили из положения Сезанна о том, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы - шар, цилиндр, конус, хотя сам Сезанн никогда не обнажал геометрической структуры предметов, лишь подразумевая ее при построении объемов. Картины кубистов не состояли исключительно из идеальных геометрических фигур. Общей особенностью кубистических произведений было стремление передать изображаемые в картинах объекты с помощью сочетаний различных плоскостей.

В картинах кубистов как  будто бы изображались самые схематичные, характерные черты объектов. Кубисты  считали, что таким образом они  могут передавать основные пространственные элементы, из которых складываются реальные объекты. Картины кубистов можно рассматривать и как  результат стремления показать суть, схематическую основу природных  объектов. По своему смыслу понятия «основное», «существенное», «суть» связаны со стремлением отбросить детали, нюансы, конкретику, т.е. то, что было бы главным для импрессионистов. В отличие от картин фовистов, произведения кубистов не отличались декоративностью, главная роль отводилась комбинации форм и линий. Некоторые произведения кубистов были выполнены даже в монохроматической, т.е. одноцветной манере, когда варьируются оттенки одного цвета.6

Наиболее распространенным жанром кубистической живописи был  натюрморт, но кубистические произведения могли создаваться даже в жанре  портрета. Самый известный представитель  кубизма, великий Пабло Пикассо (1881-1973) Портрет А. Воллара, мецената и торговца картинами, - бесспорно, одна из вершин кубистической живописи, "составлен" только из геометрических форм и самое поразительное, что стиль не помешал передаче сходства, характера и внешнего облика Воллара. В этом случае Пикассо продемонстрировал, как можно нетрадиционными художественными приемами выразить самое существенное в человеке. Характерно, что Брак, наряду с Пикассо закладывавший основы кубизма, не разделял его склонности к портрету. Картина этого жанра предполагают выделение индивидуальных черт, а кубизм, геометризуя, частному и отдельному предпочитал общее и родовое.

В отличие от основного  лозунга импрессионистов - "художник должен писать только то, что он видит, и так, как он видит", - Пикассо  заявляет: " Я изображаю мир  не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю".

Принципы кубизма были реализованы не только в живописи, но и в скульптуре, поскольку скульптурные произведения свободно можно было создавать  как сочетания геометрических форм. Кубисты начинают применять такие  средства выражения, которые приведут впоследствии к возникновению новых  видов искусства. Жорж Брак, один из основателей кубизма, стал дополнять  свои картины различными вклейками  из газет, объявлений. Этот прием получил  название коллаж (от франц. слова «вклеивание»). Затем живописные полотна стали  дополняться и другими материалами: кусочками стекла или дерева. Впоследствии эти приемы стали использовать художники  других направлений авангарда.

 

2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда.

Еще одним направлением художественного авангарда, получившим широкое распространение в начале XX века был экспрессионизм. Его название связано со словом экспрессия. Главная цель художников этого направления состояла в том, чтобы выразить свои чувства и свои мысли по поводу действительности, окружавшей художника. Отличительная особенность экспрессионизма заключалась не столько в определенной системе художественных приемов, сколько в трагическом или, по крайней мере, тревожном, драматическом восприятии положения человека в современном мире. Экспрессионисты подчеркивали, что современная общественная система враждебна человеку.

Экспрессионизм получил  наибольшее распространение в Германии, где возникли творческие объединения  экспрессионистов - «Мост» в 1905 году и  «Синий Всадник» в 1911 году. В эти  группы входили Э. Кирхнер, Ф. Марк другие художники. Экспрессионизм как художественный феномен, связанный с особым отношением к действительности, не ограничивался только живописью. Экспрессионистические идеи выражали в своем творчестве многие немецкие поэты начала XX века. Именно в поэзии полнее всего и было выражено восприятие действительности как явления, враждебного человеку, как явления, разрушающего человека.7

В живописи подобное отношение  к миру могло выражаться с помощью  различных приемов, как сюжетных, так и чисто живописных. Норвежский художник Э. Мунк, считавшийся предшественником экспрессионизма, в своей картине  «Крик», изобразил кричащего в  ужасе человека. Распространенным приемом  в живописи экспрессионизма было использование деформаций в изображении  человеческого тела. Деформация в  данном случае символизировала придавленность человека обществом, социальными противоречиями,  которые разрывают человека на части.

 

2.4 Абстрактное  искусство.

Среди представителей русского авангарда, творчество которых оказало  значительное влияние на мировую  культуру, можно выделить таких мастеров как В. Татлин, А Родченко и др. Но чаще всего мировое значение русского авангарда связывают с абстракционизмом. Вероятно, наиболее известным и значительным (наряду с сюрреализмом) течением модернизма. Вместо понятия абстракционизм иногда используют такие понятия как  абстрактное искусство, беспредметное  искусство, нефигуративное искусство. Иногда между этими понятиями проводят определенные различия, иногда их используют как имеющие одно и то же значение. Наиболее знаменитые представители абстракционизма - К. Малевич, В. Кандинский, П. Мондриан, П. Клее.8

Малевич и Кандинский создавали  не только художественные произведения, но и хорошо продуманные теоретические  концепции, в которых объяснялись  принципы и особенности абстрактного искусства.

Абстрактная картина на первый взгляд представляет собой сочетание  красочных геометрических фигур, просто цветовых пятен. Но если в фовизме или кубизме эти фигуры и пятна сливались в некое подобие реальных объектов, то в абстракционизме эти сочетания даже приблизительно не напоминали очертания реальных предметов, отсюда и название - беспредметное искусство. Но соотношения фигур и красочных пятен не были произвольными. Эти сочетания были или глубоко продуманными или же они были выражением художественной интуиции. Абстрактное искусство при своем рождении вызвало наибольшее отторжение у публики, задававшейся вопросами: что это значит, как это понимать, в чем здесь смысл? Поэтому теоретические объяснения Малевича и Кандинского были необходимы - но это были объяснения не отдельных произведений, а толкование принципов художественного творчества в целом.

Интересно, что Малевич  и Кандинский творили независимо друг от друга. Свои первые абстрактные  произведения Кандинский создал в Германии, где он участвовал в организации  объединения экспрессионистов «Синий всадник». Этот факт показывает, что  границы между течениями авангарда  иногда были достаточно условны. Самым  известным произведением абстракционизма  является картина Малевича «Черный  квадрат», впервые показанная на выставке в 1915 году. На белом холсте был изображен  черный квадрат и больше ничего. Эта картина долгое время служила  доказательством авангарда вообще и, абстракционизма, в частности. «Черный  квадрат» Малевича был не столько  самостоятельным произведением  искусства, сколько своеобразным лозунгом или даже теоретическим манифестом. Черный квадрат в данном случае был  чем-то вроде буквы нового художественного  алфавита, нового искусства.9

Этот необычный принцип  Малевич обосновывал в первую очередь тем, что геометрическая фигура - это чисто духовное произведение. В природе нет квадратов, треугольников, овалов, конусов и т.д. Все эти феномены - плоды деятельности интеллекта, чисто духовные сущности. Обращаясь к этим произведениям, художники вырываются из плена материальных, природных объектов. Искусство в таком случае становится абсолютно - духовным явлением. Вот несколько принципиальных высказываний Малевича: «Я уничтожил кольцо - горизонта, и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры... Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой... Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование... А это возможно тогда, когда мы лишим все наши искусства мещанской мысли сюжета и приучим сознание видеть в природе все не как реальные вещи и формы, а как материал, массы, из которого надо делать формы, ничего не имеющие общего с натурой. И вот я пришел к чисто красочным формам. И Супрематизм есть чисто живописное искусство красок, самостоятельность которого не может быть сведена к одной... Потребность достижения динамики живописной пластики указывает на желание выхода живописных масс из вещи к самоцели краски, к господству чисто самодельных живописных форм над содержанием и вещами, к беспредметному Супрематизму - к новому живописному реализму, абсолютному творчеству.

Квадрат не подсознательная  форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Квадрат  живой, царственный младенец».

Малевич называл свой творческий метод супрематизмом, т.е. искусство, возвышающиеся над материальными вещами. Супрематические картины и состояли из разноцветных геометрических фигур. Талант художника заключался в том, чтобы найти гармоничные сочетания этих геометрических фигур, сочетание, которое благодаря интуиции художника могло бы стать символом каких-то феноменов, недоступных для обычного зрительного восприятия.10

Таким образом, с помощью  абстрактных сочетаний линий  и пятен можно добиваться различных  эмоциональных состояний у человека. Благодаря этому, художник может  без опасения за силу воздействия  искусства отказаться от копирования  природы, отказаться от литературных сюжетов  в композиции и создавать чисто  живописные композиции - абстрактные  картины, подобно тому, как композитор создает чисто музыкальные произведения.

Абстрактные картины - это  не произвольное сочетание красок, форм и линий. В основе каждой композиции лежит внутренний голос художника, та самая способность художника  улавливать внутреннюю духовную основу предметов и воплощать ее для  чувственного восприятия. Абстрактное  искусство, по мнению Кандинского, это  духовное искусство. Его произведения - не случайное нагромождение форм и пятен, не симметричный калейдоскоп, а зримое выражение духовных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ХХ в. возникает множество  авангардных течений в живописи и в других видах искусства. Новые  художники отходили от обычных представлений  о мире. Их картины представляли собой различные сочетания геометрических форм и фигур, как у кубистов, или  же просто набор каких-то ломаных  или кривых, как у абстракционистов.

Искусство, адекватно отражая  существующий мир, содействует переустройству мира, фиксирует и сохраняет его  состояние. Формальные методы и приемы искусства могут обогащать и  содействовать тем или иным способам освоения и создания среды обитания и деятельности человека. Искусство - интегрирующая часть культуры, социума, оно действует посредством  формы и содержания, скрепляя, цементируя различные области деятельности и давая ту самую "картину мира", которая необходима для целостности  восприятия среды обитания, деятельности и совершенствования человека. Человек - творец искусства и одновременно его продукт.

В 20 веке произошло изменение структурных соотношений в искусстве: наряду с реализмом возникают авангардные направления, течения, стили - кубизм, модерн, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, конструктивизм. Эти отличные от классического искусства направления объединяла доминирующая роль субъективного начала и преобладание формы над содержанием. Появление нового мышления, новой визуальной культуры в искусстве оказалось отправной точкой развития современных принципов формообразования в дизайне. Это наглядно демонстрирует русский конструктивизм, язык которого основан на структурном построении, конструкциях, линейных геометрических рисунках, на принципах модульности, на научных исследованиях средств формально-композиционной выразительности цвета, фактуры, плоскости, пространства. Идея практичного утилитарного использования искусства и составляла сущность конструктивизма.

 

Список используемой литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. – 182с.
  2. Бартошевич А. В. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. - М.: Искусство, 2004. – 199с.
  3. Бартошевич А. В.  На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. - М.: Наука, 2004. – 254с.
  4. Батраков С.П. Художник XX века и язык живописи. – М.: Наука, 1996. - 176с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство,  1986. - 573с.
  6. Гальцева Р. А. Самосознание европейской культуры XX века. - М.: Политиздат, 1991. – 202с.
  7. Дмитриева Н. А Краткая история искусств. - М.: Искусство, 2003. - 318с.
  8. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. – М.: Академический Проект, 2005. – 304с.
  9. Ильина Т.В. История Искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 1993. - 336с.
  10. История искусства зарубежных стран. Том 2. - М.: Академия художников СССР, 2004. – 405с.
  11. Мейлах Б. С., Хренов Н. А. Психология процессов художественного творчества. – М.: Наука, 1980. – 285с.
  12. Самосознание европейской культуры ХХ в. - М.: Феникс.2005. – 210с.

Информация о работе Искусство 20 века