Искусство 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:23, контрольная работа

Краткое описание

В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Процесс изменения мировоззрения в искусстве XX века 4
1.1 Психология искусства XX века 4
1.2 Культура XX века. 7
2. Основные направления художественного искусства XX века 9
2.1 Фовизм, первое течение авангарда. 9
2.2 Особенности кубизма, второго течения 11
2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда 13
2.4 Абстрактное искусство 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Вложенные файлы: 1 файл

культура 20 века.docx

— 45.57 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Процесс изменения мировоззрения в искусстве XX века 4

1.1 Психология искусства XX века 4

1.2 Культура XX века. 7

2. Основные направления художественного искусства XX века 9

2.1 Фовизм, первое течение авангарда. 9

2.2 Особенности кубизма, второго течения 11

2.3 Экспрессионизм, как направление художественного авангарда 13

2.4 Абстрактное искусство 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы.  В ХХ веке возникает целый ряд направлений и течений художественной культуры, которые долгое время будут восприниматься как направления, отказавшиеся от всех художественных традиций. Эти новые направления принято обозначать терминами «модернизм», «новое искусство», «художественный авангард». В буквальном значении все эти названия подчёркивают новаторский характер нетрадиционных художественных направлений.

Новое искусство ХХ века – это многообразие сечений и  направлений. Творчество отдельных  представителей авангарда вообще не вписывается в рамки каких-либо художественных течений. Кроме того, многие представители авангарда  в разное время создавали произведения, которые теперь причисляются к различным  авангардистским течениям. Не существует единство мнений даже в вопросе выбора обозначения искусства ХХ века. Дело в том, что в конце ХIХ века в Европе и в Америке возникает особый художественный стиль – модерн, связанный с архитектурой, дизайном прикладным искусством. Иногда этот стиль называли «новое искусство» в этих случаях понятия «модерн» и «новое искусство» используются в более узком смысле. В большинство случаев под модернизмом понимают именно совокупность нетрадиционных течений.

Цель работы: изучить специфику художественного мышления и отображения в искусстве XX века.

Задачи:

  1. Исследовать развитие нового мышления XX века в художественном искусстве.
  2. Рассмотреть психологию искусств XX века.
  3. Выделить основные течения в художественном искусстве.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Процесс  изменения мировоззрения в искусстве  XX века

1.1 Психология искусства XX века.

Психология искусства - призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека.

Произведение искусства — есть всегда синтез объективных и субъективных законов. Доминирование в каждом конкретном случае тех или других закономерностей связано часто с психологическим типом творца.1

Системно-типологический подход к  проблеме литературных, музыкальных, художественных и т. п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности.

Единство художественных, когнитивных  и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».

Искусство, считает З. Фрейд, возникло в период ранней истории общества. В психике первобытного человечества преобладали  представления о всемогуществе мысли. Искусство, разумеется, в начале своего существования  не могло  являться  искусством для искусства. В те доисторические  времена оно, имело такое  значение, которое  в современном обществе уже потерянно. Первобытный человек не разделял свои представления, фантазии  и реальные феномены  явлений природы; ему казалось, что власть, которую он имеет над своими мыслями, распространяется и на объективную реальность. Подобный тип мышления называют магическим мышлением.

Развитие психики в ходе истории  человечества, в процессе изменения  социальной жизни, утвердили в человеке другой принцип — принцип реальности; вера во всемогущество мысли была разрушена. "В одной только области  всемогущество мысли сохранилось, это область искусства. В одном  только искусстве еще бывает, что  томимый желанием человек создает  нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря  художественным иллюзиям — будит  аффекты, как будто бы она представляет собой нечто реальное».

В своей работе «Психология искусства» Л.С. Выготский приводит такое описание творческого процесса психоаналитиками Ранком и Саксом:

«Наслаждение художественным творчеством  достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда волосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно  льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, которых мы избегаем в жизни и странным образом  ищем в искусстве. Действие этих аффектов совсем иное, когда они исходят  из произведений искусства, от мучительного к приносящему наслаждение».2

З. Фрейд рассматривает творчество как продолжение и замену старой детской игры, в которой поэт создает  мир, к которому относится очень  серьезно, внося в него много увлечения, в то же время, однако, резко отделяя  его от действительности. При этом, считает он, творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Ибо чтобы в душе писателя или поэта развился образ, его должны обуревать сильные чувства, вызванные действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться.

Свои конфликты художник перерабатывает с помощью создаваемых образов, наделяя героев противоречивыми  чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем  больше вероятность освобождения  художника от конфликтов и достижения им  большей психологической зрелости.

Процесс художественного творчества является прототипом решения, в котором  всегда присутствует тенденция к  «порядку». «Такая тенденция к «порядку»  неотъемлемо присутствует в каждом произведении искусства, даже когда  его содержание или намерение  представляет «беспорядок».

Таким образом, художественное произведение для самого поэта является прямым средством удовлетворить неудовлетворенные  и неосуществленные желания, которые  в действительной жизни не получили осуществления.

И при этом «искусство оказывается  чем-то вроде терапевтического лечения  для художника и для зрителя  – средством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз».

Фрейд не был ценителем и знатоком искусства XX века. Ему нравятся искусства, где либидо человека  выступает в мягкой, скрытой форме. Искусство же 20 века   раскрывает полную правду о природе человека очень остро и откровенно. И поэтому Фрейд явился одним из апостолов нового искусства — не как его ценитель, а как мыслитель, который создал теорию,  обнажающую и исследующую  душу человека и при этом  способную предложить способ исцеления. Фрейд оказывал свое влияние опосредованно, предложив ряд идей, к которым искусство 20 в. двигалось самостоятельно, Он оказался близок модернизму своей критикой современной культуры, своей попыткой нарисовать более динамичный и многоплановый портрет человека, своим обсуждением ранее избегаемых тем (роль сексуальности, детского эмоционального опыта и т.д.). Можно обнаружить параллели между методом свободных ассоциаций и "автоматическим письмом" сюрреалистов, абстрактных экспрессионистов.

 

1.2 Культура XX века.

Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных  для исследования в истории всей мировой культуры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких  трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, такого широкого национально-освободительного движения. В общекультурное развитие включились народы, ранее не имевшие  профессионального искусства. Территориальные  границы изменились, и теперь почти  невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов.

В XX в. «европейское человечество»  впервые столкнулось с глобальностью  катастроф, с ощущением порвавшейся  «связи времен», с утратой традиционных этических и эстетических ценностей. Все это породило трагический  разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, привело к девальвации  образцов, к отсутствию авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер XX в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость всех и всяческих  критериев приводит к тотальной  иронии, скепсису, чувству опустошенности, подчас к стремлению паразитировать на художественных явлениях прошлого, одновременно и цитируя их, и подвергая  осмеянию. Прекрасное подменяется безобразным, духовное - бездуховным, подлинное искусство - подражанием или издевкой. И художник, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, которая в XX в. вытесняет культуру или в лучшем случае приспосабливает ее к своим прагматическим целям. Так создается одержавшая к концу столетия победу массовая культура и китч как ее крайнее выражение.3

Несомненно, судить об искусстве  легче «со ступенек времени» —  искусство XX века является еще скорее объектом изучения критика, чем историка. Тем более, что как бы в противовес специализации нашей эпохи научно-технической революции, многие мастера XX столетия выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм и пр.

Временное пространство в  несколько десятилетий вмещает  в себя одну творческую жизнь, поэтому  представляется нецелесообразным делить искусство нашего столетия на несколько  резко отграниченных периодов, как  это обычно принято: искусство начала века, между двумя мировыми войнами, периода Второй мировой войны, послевоенное, на современном этапе, что неизбежно привело бы, на наш взгляд, к неестественному нарушению единства творчества одного мастера.

Вместе с тем сложность  характеристики творческих процессов XX века состоит еще и в том, что именно это столетие дало жизнь  множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных, столкнуло  авангард (именуемый в нашем искусствознании  модернизмом) с искусством традиционным, верным реалистическим принципам предыдущих веков, и часто в творчестве одного художника соединяются самые разнородные художественные направления и концепции. XX век завершился, но время окончательных выводов и оценок искусства еще впереди; думается, что сейчас можно лишь проследить его основные тенденции и закономерности.

 

 

Глава 2. Основные направления художественного искусства XX века

2.1 Фовизм, первое  течение авангарда.

Первым течением авангарда  считается фовизм. Свое название это  течение получило достаточно случайно, как это произошло когда-то с  импрессионизмом. Слово «фовизм» произошло  от французского слова, означавшее «дикие». Это слово, прозвучало в одной  из критических статей, посвященных  художественной выставке в Париже осенью 1905 года. В этой выставке принимали  участие художники, которых и  окрестили словом «дикие». Творчество этих художников и принято называть фовизмом. Наиболее известные представители фовизма – это А. Дерен, М. Вламинг, А. Марке, Ж. Руо, и самый знаменитый из них – Анри Матисс. В течение нескольких лет эти художники придерживались схожих художественных принципов. Как содружество нескольких живописцев фовизм существовал недолго. Каждый из фовистов выработал свою собственную художественную манеру, и творчество каждого из них нельзя свести к фовизму. Тем не менее, именно фовизм стал явлением, обозначившим принципиальный и осознанный разрыв с традициями предшествующего искусства – от Возрождения до ХIХ века. Реализм и стремление отражать действительность были принципиально отброшены. В качестве основных отличительных особенностей фовизма называют следующие:

- использование ярких  красочных сочетаний, совершенно  независимо от цветов реальных  предметов; 

- резкая деформация пропорций  и форм реальных объектов;

- создание с помощью  этих художественных приемов  картин, которые бы не напоминали  реальные объекты, а создавали  особый эмоциональный настрой  именно своей необычностью, своей  яркостью, красочностью.4

В определенной степени все  эти черты можно было встретить  уже у постимпрессионистов, но постимпрессионисты использовали деформации и усиление цвета для того, чтобы выразить смысл и духовную суть изображаемых объектов, явлений. Фовисты же прибегали к деформации и искусственным ярким цветам для того, чтобы заставить зрителя забыть о реальных объектах. В картинах А. Матисса фо-вистского периода можно отчетливо увидеть следы того, что Ортега-и-Гассет назвал дегуманизацией. Характерный пример - картина Матисса «Красная комната», написанная художником в 1908 г. На картине изображена женщина, расставляющая на столе фрукты. Лицо и руки женщины написаны обобщенно, особенно по сравнению с тщательно выписанными узорами на скатерти и на стене. Поверхность скатерти сливается с поверхностью стены. Обе плоскости ярко-красного цвета, украшены одним и тем же узором. В левом углу картины Матисса - окно, в котором можно увидеть уголок природы, то ли нарисованный пейзаж, украшающий комнату. Уголок природы. Декоративное сочетание красок, безусловно, оказывает эмоциональное воздействие, но главное - при восприятии этой картины зритель понимает, что художник принципиально не ставил задачу копирования, отражения действительности. Для художника было важным передать красочные сочетания колорита, а не передать как можно точнее или полнее облик и характер человека, интерьер комнаты, детали пейзажа.

Информация о работе Искусство 20 века