Искусство танца в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

В настоящее время в Индии существует множество самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие:
1. Классические танцы.
2. Полуклассические танцы.
3. Народные танцы.
4. Эстрадные танцы.

Вложенные файлы: 1 файл

referat-iskusstvo-tanca-v-ind_.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)


Искусство танца в  Индии

В настоящее время  в Индии существует множество  самых разнообразных танцевальных традиций, среди которых выделяют следующие:

1. Классические танцы.

2. Полуклассические танцы.

3. Народные танцы.

4. Эстрадные танцы.

Наибольший интерес несомненно вызывают классические  формы танца, корни которых уходят в глубокое прошлое - во времена  ритуальных храмовых богослужений. Полуклассические танцы представляют собою стилизацию классического искусства.

Народные танцы тесно  связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Эстрадные танцы –  смесь разных ярких движений, музыки и костюмов (могут быть даже современные), чтобы привлечь внимание зрителя. Они используются в Болливуде.

Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальных инструментах, а народные танцы танцуют практически все.

1. История возникновения танца

Как-то раз Боги  собрали совет и с удивлением обнаружили, что им совершенно нечего делать - не было абсолютно ничего, чем бы они могли занять свой ум или внимание. Они поняли, что должны положить этому конец и, посовещавшись, решили пересказывать истории с помощью жестов и движений. Так возникло искусства танца и драмы.

Все это происходило  примерно в то время, которое в  Индийской мифологии называется Золотым веком или Крита Юга. Тогда ни о каком искусстве  танца или драме никто и  не слышал. Золотой век длился сотни  тысяч лет, затем, согласно космическим  законам, Крита Югу сменила Трэта Юга, и все в мире претерпело большие изменения – исказились идеалы, мораль, этика. Люди стали неудовлетворенны, у них появилось чувство скуки.

И тогда Индра, собрав совет Богов, предложил обратиться к Брахме с просьбой о создании такого искусства, которое было бы благоприятно для глаз и ушей, как самые прекрасные вещи в мире, для самых высших каст и в то же время доступное даже низшим, которым было запрещено изучать Веды.

Великий Брахма внял просьбе  и вошел в состояние медитации. Он призвал в своем уме четыре священные Веды, олицетворение «вечной истины» Индуизма, и взял из каждой из них самую суть.

Из Сама Веды он взял музыку, из Риг Веды - слова, из Яджур Веды - закон жестов, из Атхарва Веды  - элемент сентиментальности (раса).

Все эти составляющие он объединил в гармоничную форму  и добавил туда толику своего 6ожественного таланта. Он создал совершенно новое  искусство - искусство драмы или Натья Веду.

Теперь необходимо было перевести все это на практический уровень. Для этого Брахма призвал на помощь своего верного помощника святого Бхарату, у которого  было 100 сыновей, и с их помощью начал работу. Но вскоре он понял, что, используя лишь мужчин в своем проекте, его работа будет слишком однообразна. Эту проблему Брахма тот час решил обхватив свои пальцы и материализовав 23 апсары (нимфы), которых он отдал Бхарате для успешного воплощения искусства Haтьи в жизнь.

В начале Бхарата мог  применить лишь 3 Вритис (способы  выражения):

- Бхарати – речь,

- Арабхати - выражение  мужественности,

- Саттвати - выражение  эмоций.

Этого оказалось мало, и тогда по просьбе Бхараты  Брaxмa создал 4-й способ: Каисики –  грациозность.

Мудрец Нарада и гандхарвы (небесные музыканты) предоставили музыкальное сопровождение, и 6ожественная группа Натья Бриндам была сформирована.

Время летело быстро, и  все с нетерпением ожидали  представления. Было решено, что «Индра Дваджамаха» (или фестиваль знамени  Индры) будет наиболее подходящим случаем  для этого. Когда все приготовления  были завершены, великий день настал и искусство Натьи было впервые представлено перед аудиторией Девас (богов) и Данавас ( демонов).

Так случилось, что темой  первой драмы «Асурапараджьям» был  конфликт между Богами и Демонами, победителями которого оказались Боги. Видя это, Демоны пришли в ярость и стали плести магические заклинания, чтобы остановить представление и парализовать танцоров.

Но Брахма остановил  их, объяснив, что это всего лишь развлечение, задачей которого было показать идею превосходства одного существа над другим в войне или  мире. Группа людей лишь притворились теми, кого они хотели изобразить, и воспроизвели события прошлого. Однако целью этого представления является не только развлечение, но  и просвещение.

Брахма сказал: «Знайте  же, что то, что я создал отражает жизнь трех миров - богов, демонов и людей, и предназначается в равной мере для высших и низших. Искусство Натьи покажет вам ценности добра и пороки зла, оно впитало в себя суть всех искусств всех трех миров, и будет нескончаемым источником отдыха и просвещения, в котором каждый почерпнет то, что ищет.» Так прошло первое представление Haтьи.

Затем Брахма предложил  показать искусство Натьи великому Шиве.

Шива с радостью согласился. Было решено, что две драмы «Амрита  Мaнтxaнa» (Пахтанье океана) u «Трипура Даха» (Сожжение трех дворцов) будут представлены в Гималаях. Шива, окруженный чертями и духами, наслаждался прекрасной постановкой. Он поздравил Брахму и заметил, что, смотря драму, невольно вспоминал о своем космическом танце Нритта (или другое название - Тандава). Шива сказал, что было бы хорошей идеей объединить в одно целое Тандаву и Натью.  

Брахма с энтузиазмом  поддержал предложение и попросил Шиву обучить Бхарату технике  танца. Шива, в свою очередь, отдал  приказание своему ученику Танду  об обучении Бхарaты. Так танец объединился с искусством Натьи и стал его неотъемлемой частью. Высшей точкой стал письменный источник - Hатья Шастра, написанный святым Бхаратой.

Существует версия, что  пока Танду обучал Бхарату Тандаве, супруга Шивы - богиня Парвати - представилa свой собственный стиль танца - Ласью. Позже она обучила этому стилю Ушу, дочь демона Бану, которая в свою очередь передала эти знания женщинам Саураштры (Западная Индия).

Так по всему миру распространились два основных направления индийского танца - Тандава и Ласья.

Несмотря на то, что  искусство Натьи было создано Брахмой как источник развлечения и просвещения, важно помнить, что оно также является таинством. Поэтому Брахма дал наставления всем танцорам перед выступлением обязательно делaть Пуджу (или Пурварангам Врити – определенные ритуалы поклонения божествам перед выступлением, всего их насчитывают 19, 9 из которых совершаются за кулисами, а остальные 10 - на сцене после поднятия занавеса).

Считается, что если Пурварангам Врити будет проигнорирован или проведен не правильно исполнителями или их учителями, то такие люди будут пребывать в горе. Их выступление станет Нича Натьям (вульгарным), а зрители, смотрящие такое выступление, будут рождены животными в следующей жизни. В то время как выполнение Пуджи по всем правилам и с должным почтением позволит даже смертным танцорам получить от Богов грацию и место на небесах.

Таким образом, искусство  танца является воплощением высшей формы божественности. Вот почему в Индии классический танец уже столько веков почитается как празднество, достойное глаз Богов.

2. Классические танцы

Выделяют семь форм классического  танца:

1. Бхарата Натьям – утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад. Это динамичный, земной и очень четкий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на притопывание, прыжки и повороты. Основные фигуры – уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придает танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.

2. История возникновения  танцевальной традиции Мохини Аттам (дословно «Танец Чаровницы») уходит корнями в далёкое прошлое Кералы, штата на юго-западе Индии. Геометрия движений и основная техника Мохини Аттам отображают незабываемые образы природы Кералы: листья кокосовой пальмы, колышущиеся на ветру; лодки, раскачивающиеся на волнах и создающие на воде узоры из расходящихся кругов и т.д. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости.

3. Кучипуди – это неповторимое очарование тонкого слияния искусства  драмы, черпающего свое вдохновение в древнем эпосе, и непревзойденной техники. В нем присутствуют энергичные прыжки и повороты, смелая и полная чувств игра глаз, вихрь необыкновенно быстрых и точных движений, которые затем сменяются  каскадом застывших скульптурных поз. Родина танца кучипуди – деревня под названием Кучелапурам в Анхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам. Зародившись в 15 веке, он первоначально исполнялся во времена ритуальных процессий, прославлявших богов.

4. Одисси – классический танец штата Орисса. Этот стиль танца, существующий уже более двух тысячелетий, процветал в храмах и при дворах раджей. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец – это движущаяся скульптура, а скульптура – застывший танец. Музыка в одисси очень лирична.

5. Катха кахе со катхак – «тот, кто рассказывает историю, - катхак». В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная музыкальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и музыкального двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа. Чистый танец занимает в Катхаке основное место. В отличие от других индийских классических танцев, танцор не выставляет согнутые колени вперед или в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. В Катхаке нритта, или чистый танец – это выражение чистой радости движения и легко узнаваемого самозабвения в ритме. Прикрепив на щиколотки колокольчики (гхунгра), танцор отбивает ногами целый ряд ритмичных звуков и вариаций. Это умение – основополагающая часть стиля.

6. Манипур – край необыкновенной красоты, зеленый, плодородный, окруженный горами. Это долина Бога Змея, ее населяет народ, считающий жизнь человека и природу дарами Бога и рассматривающий танец и музыку как прекраснейший и наиболее естественный способ выражения благодарности. Танцор Манипури должен сохранять уникальную легкость движения и строгую сдержанность, каким бы сложным ни был танец и каких бы физических усилий он ни требовал. В этом, пожалуй, ключ к пониманию стиля. Никаких резких жестов. Одно движение переходит в другое, создавая ощущение бесконечности. Мягкая смена фигур приводит к плавности и непрерывности движения тела, что столь характерно для этого стиля танца.

7. Катхакали – наиболее  красочная, искренняя и полная страстей форма танца в Индии. Катхакали распространен в штате Керала (Южная Индия). Нынешняя форма этого стиля сложилась около 300 лет назад. Это пантомимическая танцевальная драма; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» Поскольку танец этого стиля отличается воинственностью и выражает неукротимую мужскую энергию, исполняют его исключительно мужчины. В женских ролях выступают юноши.

В основе каждой из них  лежат три аспекта: Нритта, Нритья и Натья.

Нритта - это ритмическая  последовательность, оканчивающаяся либо песней, либо стихами;

Нритья - это совокупность ритмических рисунков, каждый из которых следует за определенной пантомимной интерпретацией (или абхинаей);

Натья – это полная танцевальная драма с разворачивающейся  сюжетной линией и различными характерами.

Каждая танцевальная форма является уникальной комбинацией  этих трех аспектов, в каждой из них  присутствует своя изюминка, но Кучипуди  вполне заслуженно считают наиболее красивой и самой сложной формой танца из всех вышеперечисленных.

Талант истинной девадаси сродни талантам йогов, способных жаром своего тела на несколько метров растопить вокруг себя снег и лед Гималаев. В основе того и другого - совершенная работа с психоэнергетикой. Но, пожалуй, классический  танец, даже превосходит йогу. Задача приверженцев последней состоит в том, чтобы преобразить только самого себя. Задача исполнителя индийского ритуального танца - привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Неслучайно заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа - это «мокша», освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом. Танцор выступает как великий экстрасенс, целитель недугов души и тела. Мощным излучением исходящей от него энергии объясняется этот удивительный факт, что немало зрителей, созерцающих храмовый танец, не только испытывают особое чувство умиротворения, но и освобождаются от болей, особенно психосоматического происхождения. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца.

Информация о работе Искусство танца в Индии