Искусство стран арабского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:29, доклад

Краткое описание

В конце VI в. у кочевых народов и оседлых племен Аравийского полуострова начал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав единое государство с центром в Мекке. В VIII в. они завоевали Сирию, Египет, Персию. Армению, Пиренейский полуостров и создали большое государство со столицей в Багдаде, позднее в Замарре (Месопотамия).

Вложенные файлы: 1 файл

Araby.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Раннее ткачество  мавров, как и в других странах,  поначалу использовало коптские и сасанидские  традиции. Узор строился полосами или  в кругах. Повторялись сюжеты, например, победа льва Гильгамешем. Но характер рисунка ближе к коптскому. Как и в коптских тканях, круги обводились ленточным орнаментом и соединялись коптскими звездами. Кроме того, использовалась композиция полосами, где парные животные и птицы (преимущественно, павлины) чередовались с древом жизни и арабскими надписями. Позднее, ткачи-христиане, переработают надписи в орнамент. Использовалось много феодальной символики.

 Основные  цвета мавританских тканей –  черный, красный и желтый.

В XI  в. ткачи, опираясь на высокие достижения поздней мавританской культуры, создали свой неповторимый стиль – стиль Севильи и Альгамбры. Узор тканей напоминал узоры убранства дворца в Альгамбре. Геометрия альгамбры наполнена символизмом, каждая линия имела свое значение. Горизонтали – покой и размышление, вертикали – стремленье и полет души, косые – печаль или радость и т.д. Промежутки между пересекающимися  полосами  заполнялись фоном или узорами из плоского, как бы рассеченного листа на тонком стебле, или надписями, выполненные строгим куфическим шрифтом. Фон обычно был темным и насыщенным зеленого, синего или коричневого цвета. На этом фоне четко смотрелись бледно-желтый, красный, белый и синий рисунок.

Сарацинские ткани  Арабы завоевали Сицилию   в начале IX в. и обосновали там многочисленные мастерские. Мотивы и их трактовка близки к общепринятым, но основное количество рисунков включает в себя характерный сюжет взаимного преследования зверей. Среди них постоянно встречается собака (пантера) в ошейнике, львы, попугаи, павлины и т.д. Один из характерных признаков – «рассечение» туловища животного орнаментальной линией. Часто использовалась динамичная Z –образная схема построения, где особенно удобно было изображать, как лев преследует оленя в то время, как его самого уже схватила рыба и т.п.  Несмотря на небольшое количество цветов, ткани были очень живыми, в них мастерски соединялась изобразительность и декоративность. Так же как во всех предыдущих группах тканей, рисунки их были в начале под влиянием коптского и сасанидского искусства, затем выработали свой стиль, а ближе к средним векам в рисунках все больше появляется  признаков европейского готического стиля.

После завоевания Сицилии французами и крупного восстания, известного в истории под названием  «Сицилийская вечерня», мастера перебрались на Аппенинский полуостров, где в это время налаживалось собственное производство тканей.

Костюм  Многие арабские народы до сих пор сохраняют традиционные формы одежды. В связи с особенностями природных условий, ткани появились довольно поздно, и долгое время на  одежду шли только животные материалы.

К числу одного из самых знаковых видов одежды относится  накидка для паломничества в  Мекку. Она проходит под правым плечом и перекидывается на левое плечо.

Другая древняя  форма, дошедшая до наших дней – абас,  верхняя одежда типа плаща из грубой овечьей или верблюжьей шерсти с полосами желто-черного, желто-голубого или чисто желтого цвета. По покрою абас представляет собой мешок, имеющий отверстия для головы и рук и открытый спереди сверху до низа.

В качестве головных уборов до наших дней сохранились четырехугольные платки, один край которых покрывает голову, другой свободно опускается на спину. На голове платок удерживается эластичной тесьмой, часто сплетенной из волоса.

Длинная и широкая  рубаха арабов  может быть с рукавами или без них. Она имеет на груди разрез и завязывается на талии кушаком.

Во время завоеваний VII – IX в. арабы позаимствовали у покоренных народов различные виды одежды, которые обогатили одежду, сделали ее разнообразнее. В последствии единственной частью одежды, общей для всех арабов, стали штаны, заимствованные в Азии.

В Азии и Египте носили арабы штаны, белую рубашку  из хлопка,  льна или шелка  с  длинными широкими рукавами, узорчатый  кафтан с длинными рукавами, пестрый  пояс и верхний распашной халат с запахивающимися поломи, подпоясанный кушаком.

Костюм дополняла  шапка из черной смушки или чалма. На ноги надевали башмаки с загнутыми  носами из кожи или сафьяна, иногда сразу по несколько пар.

Женский костюм Женских изображений времени раннего ислама сохранилось мало, и сведения об их облике в основном берутся из литературы. Канонический идеал красоты предполагает наличие изящного стана, белого гладкого лица, «подобного луне в 14 ночь», миндалевидные черные глаза под густыми черными бровями и родинку на щеке.

Однако, открывать  эту красоту было почти всюду  запрещено. Существовал обычай закрывать  лицо покрывалом из крепа или кисеи, которое в разных странах называлось по -разному: паранджа, чадра и т.д. Обязательным было  и головное покрывало, прикрепленное на лбу и спускающееся сзади почти до земли. Покрывала были разных цветов и украшались вышивкой, золотом и блестками. Волосы заплетались в косы и перевивались шелком.

В комплект женской  одежды входили те же части, что и  в комплект  мужской:  длинная широкая рубашка, шаровары, шарфы-пояса, кафтаны, халаты. Кафтан в соответствии с каноном туго прилегал к груди и затягивался поясом. Рубашка доходила до колен, из - под нее выступали широкие шаровары из тонкой ткани, подвязанные у коленей и ступней. Рукава рубашки во время работы завязывали на спине, обнажая при этом верх тела.

Одежду дополняли  ручные и ножные браслеты, кольца в  ушах и носу, перстни.

P. S.

О маврах. Из письма К.Маркса  дочери Дженни.

«Они ростом выше среднего француза, у них продолговатые лица, орлиные носы, большие и сверкающие глаза, черные волосы и борода, а цвет их кожи бывает оттенков от почти белого до темно-бронзового. Их одежда – даже нищенская – красива и изящна: короткие штаны, покрывало (или мантия, скорее, тога из тонкой белой шерстяной материи), или плащ с капюшоном. Для прикрытия головы в   неблагоприятную погоду, при сильной жаре и т.д. для этого служит также капюшон, или тюрбан, или кусок белого муслина, которым они опоясывают свои штаны. Обыкновенно они оставляют ноги босыми, а лишь изредка надевают туфли из желтого или красного сафьяна.

Даже самый  бедный мавр превзойдет величайшего  европейского актера в искусстве  драпироваться в свой плащ и в  умении выглядеть естественным, изящным  и полным благородства…»

P.S. 2.

В самом Коране только в одном месте имеется  прямое запрещение работы художников, точнее скульпторов. Вот этот стих: «О, верующие! Вино, азартные игры, статуи – суть наваждение сатаны; воздерживайтесь  от этого, и вы будете счастливы!»

Запрещения изображать живые существа есть в комментариях к Корану:

«Несчастье тому, кто будет изображать живое существо. В день последнего суда лица, которых  художник представил, сойдут с картины  и придут к нему с требованием  дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен в вечном пламени»

В другом месте:

Бог послал меня уничтожить людей троякого рода: гордецов, многобожников и живописцев. Берегитесь изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и  неодушевленные предметы»

У Бухари: « Ангелы не войдут в дом, где находится  картина или собака» 


Информация о работе Искусство стран арабского Востока