Искусство стран арабского Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:29, доклад

Краткое описание

В конце VI в. у кочевых народов и оседлых племен Аравийского полуострова начал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав единое государство с центром в Мекке. В VIII в. они завоевали Сирию, Египет, Персию. Армению, Пиренейский полуостров и создали большое государство со столицей в Багдаде, позднее в Замарре (Месопотамия).

Вложенные файлы: 1 файл

Araby.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Искусство стран  арабского Востока

 

В конце VI в. у кочевых народов и оседлых племен Аравийского полуострова начал формироваться феодальный строй. В начале VII в. эти племена объединились, создав единое государство с центром в Мекке. В VIII в. они завоевали Сирию, Египет, Персию. Армению, Пиренейский полуостров и создали большое государство со столицей в Багдаде, позднее в Замарре (Месопотамия).

Завоевания Чингизхана в XIII в. и Тамерлана в XIV в.,   включили в круг этой культуры и религии Среднюю Азию и Китай, а в I в. мусульманское искусство вслед за завоеваниями Моголов проникло в Индию.

Возникшее в  результате всех завоеваний арабское государство превосходило Римскую  империю периода ее расцвета. Уже  с VIII в. от этого политического союза стали отделяться независимые государства, но, в условиях нарастающего кризиса халифата, арабская культура, усвоив и переработав художественное наследие покоренных народов, вступила в пору подъема.

Эстетическая  система мусульманского искусства  стала общей для всех стран, хотя в каждой из них сохранились свои особенности. Это единство обусловлено сходством форм  государственного строя с его правовыми и социальными канонами, единой религией и пользованием одним и тем же языком.

Развитие искусства, его концепцию и каноны определяли принципы ислама. Догмат о неосязаемости и невидимости божества отрицал использование изобразительного искусства как средства пропаганды религиозных идей. Мусульманское искусство развивалось в системе отрицания греко-римской античной культуры и религии с ее идолопоклонством. Запрет, наложенный Мухаммедом  на изображение животных и людей,  хотя и относился прежде всего к религиозным сооружениям, в годы утверждения ислама исполнялся строго. Со временем   в некоторых видах искусства в странах с развитыми традициями изображения живых существ, они появились вновь. Особенно это касается персидского искусства, ковров и книжной миниатюры.

Силу своего воздействия новая религия основывала  на слове, а главными святынями стали  не статуи и иконы, а рукописные Кораны. Каллиграфия встала на одно из главных мест не только орнамента, но и одной из главных сфер приложения сил художников.

Художники, вынужденные  отказаться от изображения живых  существ, создали остро декоративную, почти абстрактную форму изображения  деревьев, цветов и листьев. Появился тип орнамента, подражание которому впоследствии в европейском искусстве стали называть «арабеска». Под эти имелся в виду орнамент, состоящий из густо переплетенных листьев, цветов и геометрических фигур, полученный путем наложения треугольной сетки на восьмиугольную и т.п.

Мусульманскому  искусству и орнаменту присуще  стремление избежать пустоты, тяга к  многокрасочности.  Искусство исламского востока – одно из самых орнаментальных. Почти во всех его видах орнамент заполняет всю поверхность арт-объекта.

Соединив многие культуры, создав на их основе единую мусульманскую  культуру, арабское государство стало  мощным передатчиком культур Востока  в средневековую Европу.

Керамика  продолжала традиции производства изразцов стран Ближнего Востока, на которые наложились китайские влияния и специфика религии.

Предположительно  в VIII в. в Багдаде арабскими мастерами была изобретена техника люстра. Она   заключается в следующем. Тонкий глиняный черепок покрывается тонким слоем оловянной глазури. Обжигается и расписывается красками, составленными на основе окислов металлов, в основном, меди. Затем изделие опять обжигается при более низкой температуре, и под воздействием дыма  краски приобретают тонкий металлический слой золотистых, красных и коричневых оттенков.

Влияние Китая  сказались в подражании китайским  изделиям в качестве фаянса и появлении  среди сюжетов  драконов, фениксов и растительных мотивов.

Много керамических мастерских было в Турции. Выполнялись  блюда, кувшины, чаши и керамические плиты для облицовки мечетей квадратной или более сложной, звездообразной формы.

Сюжеты: розы, гвоздики, лилии, тюльпаны, пионы, гиацинты, гранат и мак. Цветы на тарелках располагались  вертикально с небольшим наклоном, как бы качнувшись от ветра.

На других изделиях встречаются арабески, надписи, изображения птиц и зверей. 
Стекло продолжило традиции культур завоеванных народов.  Выполнялись бокалы с лепными украшениями, флаконы для духов, стаканы и кубки с цветным люстровым декором, лампады для мечетей и домашние лампы.

Ювелирное дело. Вследствие наложенных  Мухамедом ограничений выполнялось гораздо больше бытовых предметов, чем украшений. Выделяются ларчики из серебра, набитого на деревянную основу или позолоченного, блюда с чернью, украшенные арабесками,  надписями, реже – изображениями животных.

Металлы, резьба по дереву Основные материалы – медь, бронза, слоновая кость, дерево.

Изделия: кувшины, подносы, шкатулки для хранения Корана, вазы, котлы, подсвечники.

Дерево применялось  не столько для мебели, сколько  для отделки дверных створок, потолков и других частей интерьера.

Почти единственным орнаментом была арабеска. Реже встречались  стилизованные цветы, еще реже –  стилизованные изображения животных.

Резьба по слоновой кости использовалась, в основном, для изготовления ларцов.

Ткани. В самом начале появления единой арабской культуры, пока сохранялось единое государство, ткани стран, входящих в него, были схожи. Главным фактором единообразия был оживленный товарообмен, поскольку драгоценные шелка, бархаты и парча являлись такой же валютой, как и монета. Другой причиной общности были обязательные ежегодные паломничества в Мекку, где  мастера могли обмениваться опытом.

Однако, в каждом государстве сохранялись и местные  традиции.

Среди всего  многообразия принято выделять три основных группы тканей:

  • восточная, или персидская
  • центральная, или арабская
  • западная, или мавританская и сарацинская

В восточную группу входят ткани Персии, Средней Азии (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) и тех частей Индии и Китая, которые оказались под правлением Великих Могололв.

Среди этих тканей до наших дней сохранились ткани  с надписями, лицевые ткани и  ткани с рисунками растительных форм. Вырабатывались как мерные, так  и штучные ткани.

Ткани с надписями  появились в первые годы  Ислама, то есть в VII веке, Они использовались как культовые – для знамен, покровов и занавесей в мечетях. Позднее стали использоваться для одежды и кушаков. Обычная схема построения их композиции– горизонтальные полосы, между которыми помещена надпись.  В более поздних тканях горизонталь начинает ломаться, превращаясь в шевроны. Затем шевроны превратились в волнистые фестоны.

Лицевыми тканями  называются ткани с изображениями  человека или целых сцен с его  участием. Такие ткани встречаются  только у суннитов (одно из направлений ислама). Первыми сюжетами таких тканей были темы военного героизма. Постепенно эти сюжеты сменились мирными  сценами быта, иллюстрациями поэзии и пр. Глубина и перспектива в этих тканях отсутствует, пространство передается помещением одной фигуры над другой.

Поверхность ткани  максимально заполнена.

Ткани с рисунками  растительных форм поначалу были самой  малочисленной группой и продолжали ткацкие и художественные традиции сасанидских тканей. С VII по ХI века сохранялся принцип построения композиции в кругах. Затем этот прием сменяется шахматным расположением кругов. Еще позднее дуги смежных кругов вытягиваются в непрерывную линию, и получается новая, ставшая типичной для востока копьевидная форма.

Середина ее вначале заполнялась растительным узором, во многом повторявшим древо жизни, а в более поздних тканях – сильно стилизованными растительными мотивами, взятыми из местной природы. Наиболее распространенными были цветы  гвоздики, тюльпана, гиацинта, ириса и шиповника. Часто на одном стебле помещалось несколько видов цветов. Со временем эти цветы выходят за линию медальона, начинают за ее пределами переплетаться; рамки медальона становятся ненужными, исчезают, а цветочные мотивы сливаются в один сплошной узор. Не смотря на все эти изменения,  одно свойство рисунка неизменно сохраняется – его плоскостной характер.

Среди мотивов  часто встречается традиционный символ – полумесяц и смещенное  на край круга солнце.

Исключительным  явлением мирового текстильного искусства  являются ковры эпохи правления Сефидов, правящих с XV по первую четверть ХVIII века. Эти ковры ценятся на вес золота, их куски рассеяны по крупнейшим музеям мира. Композиция ковров сложная, колорит мягкий и изысканный. Сюжетами служили сцены придворных охот,  восточных сказок и фигуры животных и птиц, окруженные изящным орнаментом.

Кроме светских ковров были характерные молитвенные  ковры, меньшие по размеру и более  строгие по рисунку. В них преобладали  изображения мечетей, изречения  из Корана и строгий геометрический орнамент.

Ковры, ткавшиеся  на экспорт, были небольшими по размерам, ткались из шелка и часто включали в себя золотую нить. Они назывались польскими. Часто польские ковры  сшивались  из двух полотнищ и обшивались узкой полосой подобного, или  совершенно другого по характеру узора.

Необходимым элементом  одежды мусульман был пояс с концами, низко свисающими по бокам, несколько  раз обернутый вокруг талии. Древние  персидские пояса ткались гобеленовым  способом из тонкого шелка, позднее  – из парчи с добавлением золотых и серебряных нитей. Обычный тип их орнамента – мелкий узор из растительных или геометрических мотивов, заключенных между поперечными полосами. Концы, часто другого цвета, украшались более крупными мотивами.

Дошедшим до наших дней     видом древнего мусульманского текстильного искусства является вышивка по грубой х/б ткани плотным шелком или шерстью больших по размеру ковров – сюзанне. Композиция выполнена в виде нескольких или одной центральной круглой розетки, окруженных цветами и листьями. Преобладающая гамма – оттенки темно-красного с черным на белом фоне. Узор всегда преобладает над фоном; иногда настолько, что закрывает фон полностью.

Арабские  ткани. – это ткани из Аравии, Двуречья (Ирака), Сирии, Египта и Турции.

Ткачи этих стран  продолжали традиции коптских и сасанидских ткачей. Более грубое по технике, но более сочное и красочное коптское  направление со временем стало преобладающим, предпочтя более тяжелые формы и коренастые фигуры.

С распадом арабского  государства Египет стал самостоятельной  страной, управляемой турецкой династией Фатимидов. Ткачи перестали использовать все мотивы, напоминавшие об античности и христианстве, оставив от коптских мотивов формы карточных мастей, свастику, круг, восьмиконечную звезду, зайцев и уток. Античные меандры переработали в перевивки разными способами лент.

Старая коптская традиция сохранилась в том, что  египетские ткани ткали не из чистого  шелка, а из смеси шелка с пенькой, льном или волоченым золотом.

Здесь же работались легкие ткани типа муслинов, парча  с рисунками из лотосов на полосатом атласном фоне и ткани в копьевидных медальонах. Дальнейшее развитие этой схемы привело к тому, что рисунок стал напоминать рисунок кованых изделий.

Турецкие  ткани. В середине XIV в. Турция продвинула свои границы в Европу; начала складываться огромная военно-феодальная держава Сулеймана Великолепного.

Турецкие ткани  представляют собой переработку  персидского, коптского, византийского, а позднее и итальянского ткацкого искусства. Такие ткани на Руси называли «брусскими» или «турские» и активно использовали для церковных облачений.

Главным мотивом  рисунка этих тканей были восьмиконечные розетки или звезды разной величины, которые строились из выходящих  из центра по диагональному и прямому  крестам цветов на прямых стеблях. Чаще всего этот узор встречался на разрезных бархатах. Типичным решением цвета был  малиновый фон, травянисто-зеленый контур и золотой узор. Величина рапорта достигала от 20 до 60 см. Со временем эффектное крупное пятно стало дробиться, а узор, расположенный вокруг этого пятна как дополнение, -  все больше интересовать художника.

Помимо роскошных  шелковых тканей, идущих на экспорт, в  Турции производилось много дешевых  набивных х/б  и льняных тканей. В руках крестьян-кустарей рисунки  упрощались, приобретая простоту и лаконичность.

Сарацинские и мавританские ткани . В начале VIII века арабы захватили Испанию, бывшую до того богатой римской провинцией. На 800 лет Пиренейский полуостров стал одним из центров производства арабских тканей. Мавры, то есть испанские арабы, принесли с собой в Испанию культуру текстиля Персии, используя местный шелк.

Информация о работе Искусство стран арабского Востока