Искусство набивки тканей в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Каждая мировая цивилизация внесла неповторимый вклад в общечеловеческую сокровищницу искусства. Достижения Индии в области искусства и культуры в целом, имеющие огромное значение в жизни её народа и широко отражающее его миропонимание, привлекают всё больше и больше внимания. Древнее наследие стран Востока исключительно актуально для современности, в особенности для Индии, ввиду преемственности её культурного развития в течении нескольких тысячелетий. И если изучение каждой страны Азии в целом и понимание её современного положения невозможно без учёта традиций, то тем более это относится к Индии, многие достижения которой в области культуры поистине бессмертны.

Содержание

Содержание
Ведение
§1. История развития искусства набивки тканей
§2. Главные центры набивного искусства Индии
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

«Искусство набивки тканей в Индии» .docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

    УО «Гродненский Государственный университет им. Я. Купалы» 

                                      Факультет искусств

 

 

 

                                                 Реферат

                        «Искусство набивки тканей в Индии» 

 

 

                         Выполнила

                                                         Студентка 2 курса, 3.2 группы

                                       Факультет искусств

                                              Компьютерная графика

                                                 Дневная форма обучения

                                    Башко Анжелика

 

                              Руководитель

                                                              Шелегович Наталья Максимовна

 

                                                                                                                                                                            

 

 

 

                                                   Гродно, 2010    

                                       СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                               

 

  1. Содержание
  2. Ведение
  3. §1. История развития искусства набивки тканей
  4. §2. Главные центры набивного искусства Индии
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

 Каждая мировая цивилизация  внесла неповторимый вклад в  общечеловеческую сокровищницу  искусства.  Достижения Индии  в области искусства и культуры  в целом, имеющие огромное значение  в жизни её народа и широко  отражающее его миропонимание,  привлекают всё больше и больше  внимания. Древнее наследие стран  Востока исключительно актуально  для современности, в особенности  для Индии, ввиду преемственности  её культурного  развития в  течении нескольких тысячелетий.  И если изучение каждой страны  Азии в целом и понимание её современного положения невозможно без учёта традиций, то тем более это относится к Индии, многие достижения которой в области культуры поистине бессмертны.

Возникновение характерных  особенностей искусства у разных народов зависело от многих причин. На него влияли исторические судьбы данного  народа, условия его труда, природная  среда, своеобразие быта, формы государственного устройства, общее состояние культуры на конкретных исторических этапах и  особенности психологического склада населения в разные эпохи.

В духовной культуре Индии  важную роль играли философия и эстетика, что во многом определяло характер искусства, которое отражало  жизнеутверждающее  мировоззрение, где добро побеждает  зло и человек превыше всего. Искусство Индии в своеобразной форме выразило философски возвышенные  идеи единства жизни, гуманизма и  любовь к природе. Преклонение к  ней было глубоко осмысленно и  постоянно выражалось в искусстве.

Как и другие великие цивилизации  Востока, искусство Индии, имея самобытные корни, творчески осваивало черты  художественной культуры соседних народов, что приводило к его обогащению.

Индийское искусство так  же порождает ощущение прекрасного, но не это в нём главное.  Единство в многообразии – основная типичная особенность искусства Индии, развившаяся в период начиная со времён правления династии Муарьев (317-180 гг. до н.э.). Ощущение единой жизни, одушевляющей формы, пронизывает изображения всех царств природы, человека и гениев небесных сфер. Сложные скульптурные и живописные композиции объединены  в неразрывное целое характерным ритмом, в котором особенно наглядно проявились динамичность и выразительность индийского искусства.  Вкладывая в свои произведения философский смысл и возвышенные идеи, индийские мастера неизменно  стремились при этом к декоративному единству. Ритм и декоративность – великие законы индийского искусства. Искусство Индии в значительной степени дошло до нас от прошлых веков как храмовое искусство. Но было и собственно народное творчество, хотя его произведений сохранилось мало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 §1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА НАБИВКИ ТКАНЕЙ

 

Текстильное производство и  украшение тканей техникой набивки  были и остаются в настоящее время  ведущими, наиболее развитыми и массовыми  видами ремесла Индии. Их возникновение  уходит в глубокую древность. Уже  в Ведах, древнейшем литературном памятнике  Индии, встречается образное сравнение  смены дня и ночи с движением  челнока в искусных руках ткача. Не менее убедительное доказательство древности  этого ремесла – кусок хлопчатой ткани со следами маренного крашения, найденной при раскопках в Мохенджо-Даро (III-II тысячелетия до н. э.).

Высокое качество индийских  растительных красителей, сохранявших  в течение длительного времен яркость нанесённых  на ткань  узоров, хорошо было известно уже в  древности в странах Дальнего и Ближнего Востока и даже в  Европе. В латинском переводе Библии IV в. Говориться, что её мудрость древнее, чем даже «цветное крашение Индии», т. е. древность этого ремесла выступает здесь как временной критерий. Если добавить к сказанному выше упоминание Геродота (V в. До н. э.) о красоте индийской одежды, вытканной их «шерсти, растущей на дереве», как называли греки впервые увиденный ими в Индии хлопок, сообщения Мегасфена о цветной одежде индийцев их тончайшей ткани и свидетельства китайских купцов, то будет очевидна популярность индийского текстиля в древнем мире.

В средние века Индия вела широкую  торговлю со многими странами мира, и главной статьёй индийского экспорта по-прежнему были текстильные  изделия: тончайшие прозрачные муслины, златотканая парча и многочисленные ткани из хлопка с бесконечным разнообразием набивных узоров. Влияние индийских тканей, хлынувших в Европу и пользующихся неизменной популярностью вследствие разнообразия и красочности их узоров, не ограничивалось только художественной стороной. Они наложили значительный отпечаток на характер европейского, особенно английского, интерьера и ещё более – английского костюма. В начале XVIII в. индийские чинтцы (ткань с отпечатанным узором) проникли в английские дома. Степень воздействия на вкусы европейцев, которую приобрели индийские набивные ткани и особенно  их узоры, можно сравнить лишь с влиянием китайского фарфора.

Этот продукт ремесленного производства Индии может рассматриваться  как одна из форм народного искусства, к тому же искусства, выдержавшего испытание  временем, наиболее полно и всеобъемлюще отразившего эстетические взгляды  и вкусы народа, этнографические  и исторические особенности жизни  всей страны. Такая роль становится понятной, если подробно познакомится с условиями, в которых это  искусство возникло, складывалось и  наконец получило полное развитие. Ткачество и искусство набивки в Индии больше, чем другие формы художественной деятельности, связаны с жизнью народа, её особенностями и традициями. Ткани, создаваемые ремесленниками, были частицей оформления повседневной жизни, ибо они всегда имели конкретное назначение и чёткую характеристику, связанную с костюмом или определённым ритуалом, ради которого они изготовлялись. Индийский костюм почти не был подвержен изменениям моды, он являлся скорее всего одним из аспектов предопределения: костюм девушки, невесты, молодой женщины, ожидающей ребёнка, костюм вдовы, ткань, которой покрывают тело после смерти. Здесь всё предписано и диктуется раз и навсегда установленными правилами. Полотнища длиной до 9 м носили женщины как сари и мужчины как дхоти. Шалью покрывали плечи, тюрбанами украшали головы. Гуджаратские невесты надевали сари цвета слоновой кости; обычный костюм маратхских женщин состоит из широкой юбки и короткой кофточки. Костюм связан со всеми особенностями и проявлениями жизни Индии: он указывает на принадлежность к этнической группе, определяет социальное положение, сопутствует человеку во все периоды жизни и изменяется в зависимости от них, а так же сопровождает различные ритуальные действия.

Веками накопленный опыт бесконечной вереницей сменяющихся  поколений художников, красильщиков, набивщиков тканей, стихийно сложившиеся  эстетические нормы находили выражение  в творческом процессе, отражающем вкусы, интересы и эмоции их создателей, ибо ремесленник был звеном в  цепи ненарушенной традиции, которая  охватывала производителя и покупателя внутри социально-религиозной общины. Богатая общая изобразительная традиция индийского искусства была постоянным источником, питающим искусство украшения тканей набивными рисунками, и, в свою очередь, обогащалась и постоянно совершенствовалась им.  В этом отношении большую роль сыграли ремесленники, изготовлявшие храмовые завесы и другие ткани для храмов, храмовых колесниц во многих религиозных центрах Южной Индии, Раджастана и Гуджарата. Эти храмовые ткани непосредственно продолжали древние традиции индийской стенописи, иллюстрируя эпизоды из «Махабхараты», «Рамаяны», пуранических легенд и мифов. Они заменяли в более поздних храмах настенную живопись, ими декорировали храмовые деревянные колесницы во время религиозных шествий, их вешали в домах, так как религиозный ритуал охватывал ежедневную жизнь индийцев. Иную картину представляли работы, выполняемые ремесленниками для дворов правителей. Здесь они чаще оказывались во власти индивидуальных вкусов заказчика, изменчивости моды.

В придворных мастерских работали приглашённые персидские художники  – именно они посвящали индийцев в особенности своего искусства. Но уже к середине XVII в. искусство, ограничивающееся кругом могольского биджапурского дворов, оказалось воспринято и переосмыслено в соответствии с уже сложившимися  эстетическими принципами национального индийского декоративного искусства.

 

        §2. ГЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ НАБИВНОГО ИСКУССТВА ИНДИИ

В период разложения кастового  строя главной производительно  единицей в ткачестве и набивке  тканей остаётся семья. Если кастовая система была основной базой набивного  искусства Индии, то его материальной базой явился хлопок, на котором  возникло и развилось текстильное, а следовательно и набивное искусство  Индии. В исторических документах нет упоминания времени, когда бы индийцы не знали хлопок. Характерно, что именно в Индии были издревле разработаны сложные процессы крашения растительного волокна, в чём индийцы оставались непревзойдёнными мастерами вплоть до XVII в.  Именно с разработкой и совершенствованием процессов растительного крашения мареной и индиго связана вся история индийского набивного искусства.

Маренная, или протравная, окраска – один из древнейших способов набивки тканей в Индии. В соответствии с рисунком, переведённым на ткань с помощью угольного порошка с проколотого бумажного трафарета и обведённым чёрным контуром, на подготовленную заранее особым способом поверхность ткани наносится протравами будущий узор. Затем ткань погружается в раствор марены , которая окрашивает лишь протравленные участки. В центральных провинциях в протравном крашении использовали кору и корни дерева ол. Особой красотой красного цвета славились набивные ткани Голконды, хорошо известные в Европе как масулипатамские ситцы.

Резистентное крашение главным  образом использовалось для создании я фона или большого цветового  поля узора. Причём резистентное крашение в большинстве случаев предшествовало протравному. Тонкий слой резистентов  наносили на лицевую сторону ткани. Оставались непокрытыми лишь участки, подлежащие окраске в синий и зелёный цвета. После этого ткань погружали в чан с раствором индигового красителя. Желтый цвет, чаще всего приготовляемый из раствора квасцов, плодов мироболана и коры граната, наносился штампом или кистью. Это лишь основные, наиболее часто встречающиеся цвета, с их многочисленными оттенками.

Один из самых древних  способов набивки тканей в Индии  – банданна. Он сводится к плотному перевязыванию в соответствии с  намеченным рисунком хлопчатой или  шёлковой ткани вощеной нитью. В  результате погружения в краситель  подобным образом подготовленной ткани  участки, перетянутые нитью, оказываются  неокрашенными. Вариантом этого  способа резервации, применяемым  в Гуджарате и Раджахстане, является обработка тканей, известных под  названием чунари. Узор на низ создаётся  путём завязывания огромного количества узелков. Самым популярным мотивом во всём искусстве Индии можно считать изображение Лотоса и Древа Жизни – символов процветания и богатства, встречающихся в декоративных росписях всех районов Индии.

Древним традиционным центром  набивного искусства Индии принято  считать Гуджарат. Узоры ранних известных  гуджаратских тканей, окрашенных резистентным способом и датируемых VII и XII вв., иллюстрируют сложившийся оригинальный по решению задач декоративного искусства глубоко национальный орнаментально-декоративный стиль со всем его богатством средств и художественных приёмов. Отличительная черта гуджаратских тканей – их красочность, но обычно ограничивающаяся двумя-тремя цветами. Что касается характера узоров, то наиболее распространены растительные формы, как правило, искусно стилизованные, а иногда в своей чёткой определённости приближающийся к геометрическому орнаменту.

Важное значение узоры  гуджаратских тканей имели для формирования художественного стиля Бомбея.  В противоположность гуджаратским чипасам, предпочитающим тонкие хлопчатые  ткани рыхлой структуры, бомбейские набивщики используют ткани с  глянцевой поверхностью, сообщающей краскам особый блеск. Существует и  ещё момент, определяющий бомбейский стиль. Это сплошная орнаментация фона,  зачастую узором, призванным символизировать пейзаж, на фоне которого происходит действие. В бомбейских набойках получил развитие так же иной, «статический» орнамент с постоянной для него формой квадрата, прямоугольника, круга, заключающих в себе отдельные изобразительные мотивы. Для набивных тканей Раджахстана, другого крупного центра набивного искусства Индии, наиболее характерен геометрический и растительный орнамент, близкий по своему стилю к мозаике и цветной инкрустации. Раджахстан до сего времени остаётся одним из немногих штатов Индии, где для набивки тканей мало используется штамп.

Информация о работе Искусство набивки тканей в Индии