Искусство Итальянского Возрождения: основные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выяснение природы искусства Итальянского Возрождения.
Основные задачи исследования:
1. Показать коренные изменения, произошедшие в мировоззрении людей с течением времени.
2. Рассмотреть эволюцию и развитие в живописи, скульптуре и архитектуре на примере художественных работ известнейших мастеров Итальянского Возрождения
3. Обратиться к биографии и личности каждого отдельного творца эпохи Итальянского Возрождения, для того, чтобы лучше понять сущность его творчества.
4. Непосредственно касаться упорядоченной хронологии развития искусства Ренессанса.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава I. Проторенессанс.………………………………………………. 5
1.1 Пьетро Каваллини………………………………………………… 6
1.2 Джотто Ди Бондо…………………………………………………... 8
1.3 Симоне Мартини…………………………………………………… 10
Глава II. Раннее Возрождение………………………………………… 12
2.1 Брунеллески Филиппо ………………………………………………15
2.2 Донателло (Донато Ди Никколо)………………………………….. 16
2.3 Мазаччо Томмазо Ди Джованни Ди симоне Гвиди……………… 18
Глава III. Высокое Возрождение………………………………………..19
3.1 Леонардо Да Винчи ……………………………………………….... 20
3.2 Рафаэлло Санти ……………………………………………………...23
3.3 Микеланджело Буонарроти ……………………………………….. 25
3.4 Тициан Вечеллио ………………………………………………….... 28
Глава IV. Позднее Возрождение……………………………………...... 30
4.1 Паоло Веронезе (Паоло Калиари)…………………………….….. .. 32
4.2 Тинторетто (Якопо Робусти)………………………………………. 33
Заключение………………………………………………….……………35
Список литературы……………………….…………………………….. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 85.33 Кб (Скачать файл)

Художник  родился в конце 1480-х годов (точная дата не известна) в местечке Пьяве ди Кадоре, расположенном на границе Венецианской республики. Но настоящей его родиной стала Венеция, где он прожил долгую, счастливую жизнь, очень редко выезжая за пределы города; здесь же он и умер в возрасте около 90 лет.

«Тициан был знаменит, богат, окружен образованнейшими людьми своего времени. Его живопись уже у современников вызывала восторженные отзывы. О нем говорили: "Он блистает, как солнце между  звездами".

Но и  этот художник, со всей силой могучего таланта воплотивший идеалы Возрождения, затем трагически и страстно ощутил крушение идей Ренессанса»25

«Ему  было около двадцати лет, когда (в 1508 году) он стал работать вместе с Джорджоне, расписывая фресками немецкое подворье в Венеции (росписи до нашего времени  не сохранились; фрески плохо переносят  сырой и влажный климат города, и художники этой школы редко работали в технике фрески).

Примерно  к тому же времени относится большая  эрмитажная картина Тициана "Бегство  в Египет", во многом еще близкая  по духу Джорджоне»26

«"Бегство в Египет" представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, охарактеризованному с большой тщательностью и поэтичностью. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Бескрылый ангел с небольшим тюком с вещами, тяжеловато ступая, ведет за повод осла, на котором сидят Мария с Христом. Она привязала к груди ребенка на крестьянский манер и устало склонила к нему голову; за ними поспевает святой Иосиф, держа на плече хворостину. Композиционное расположение фигур - сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом - создает впечатление длительного и утомительного пути. Великолепные одежды Иосифа и Марии мало подходят этим людям: старому человеку и усталой женщине.

Несомненно, наиболее удачная часть картины - пейзаж. Венеция - город, почти лишенный деревьев и травы, ее облик определяют многочисленные каналы и море. Тем  сильнее воображение венецианского  художника должны были волновать  сочные луга, залитые солнцем, раскидистые  густые деревья, в тени которых столь  спокойна гладь вод, голубая гряда  гор, замыкающая горизонт. Безмятежен и прекрасен мир, изображенный художником. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Именно он любил передавать такие пышные кроны деревьев, стада, пасущиеся на полях, светлые дали в глубине. Второстепенные фигуры - солдат и беседующие с ним пастухи - почти повторяют типы Джорджоне. В выборе и сопоставлении цветов также сказывается воздействие этого мастера: ткань, меняющаяся от нежно-розового на свету до темно-вишневого в тени, серебристый блеск металлических лат солдата, темная зелень листвы. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Но на этом этапе Тициан в большей степени, чем Джорджоне, исходит из декоративного восприятия цвета.

В обилии деталей продолжают чувствоваться  традиции кватроченто. Олени, лисы, коровы, птицы, разнообразные цветы и  трапы населяют и оживляют луга и леса»27

В 1516 году Тициан стал официальным художником Венецианской республики. Его известность  растет, и постепенно заказчиками  мастера становятся виднейшие деятели, как Италии, так и Европы. Он пишет  для них полотна, создает портреты.

Тициану позировали императоры, короли, римские  папы, полководцы, гуманисты, самые  красивые женщины Италии.

Тициан  умер от чумы в 1576 году. Он всегда оставался  верен идеалам Ренессанса, но создание многих его произведений совпало  с крушением этих идеалов.

 

ГЛАВА IV. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Если  говорить о творениях известных  художников второй половины XVI века, то им ещё присущ ренессанский фундамент, но уже с некоторыми изменениями. Канули в лето представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Судьба человека уже не рисовалась столь беззаветной, хотя отголоски темы героической личности, которая готова сражаться со злом  и ощущение реальности всё же до сих пор присутствуют. Основы искусства XVII столетия были заложены в творческих поисках этих мастеров, благодаря которым были созданы новые выразительные средства. К данному течению относятся немногие художники, но зато именитые мастера старшего поколения, пойманные кризисом на кульминации их творчества, такие как Тициан и Микеланджело. В Венеции, которая занимала неповторимое положение в художественной культуре Италии XVI века, это направленность присуща и для художников младшего поколения — Тинторетто, Бассано, Веронезе.

Представителями второго направления являются совершенно разные мастера. Их объединяет лишь субъективность в восприятии мира. На лицо разлад с  манерами Микеланджело, использовавшего всю палитру Ренессанса. Вторые применяли эти средства в своих произведениях отвлечённо, заменяя диалог с реальностью на игру виртуозных форм. Это и повлекло враждебную настроенность к самой сущности ренессансной художественной культуры.

Данное  направление получает своё распространение  во второй половине XVI века и, не ограничиваясь  Италией, перетекает и в большинство  европейских стран. В искусствоведческой литературе конца прошлого столетия  именуясь «маньеризмом». Маньеристы выражали свою антиренессансную  направленность и в теоретических сочинениях. В целом если говорить о второй половине XVI века, то это бесспорно пора оживления литературной деятельности художников и появления любителей и даже знатоков, с большим удовольствием публикующих свои доводы об искусстве, в дальнейшем вытеснявшие художников в сфере теории искусства.

 

 

4.1 Паоло Веронезе (Паоло Калиари) (1528-1588)

Полны оптимизма  сочные, живописные полотна Паоло  Калиари. Уроженец Вероны, он переселился в 1555 году в Венецию и стал истинным представителем местной школы. Веронезе - автор многочисленных многофигурных монументальных картин, отмеченных печатью светскости и праздничного великолепия. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг.

«Примером таких празднично решенных религиозных  сцен может служить маленькое "Поклонение волхвов" - сюжет, к которому Веронезе обращался неоднократно на протяжении всего творчества.

Законченность картины и то, что она исполнена  на меди, не позволяет согласиться  с мнением, что "Поклонение волхвов" было задумано как эскиз к произведению больших размеров, в частности, к  плафону на тот же сюжет для  венецианской церкви Сан Николо делла Латтуга ди Фрари.

Отказываясь от центрического построения сцены, художник помещает мадонну с младенцем  в левой части картины, но закрепляет за ней ведущее место, благодаря  общей направленности движения всех персонажей и цветовому решению  холодного голубого плаща Марии, сразу привлекающего к себе внимание.

Типичен для Веронезе и архитектурный  фон в виде живописных античных руин. Стройные коринфские колонны, небо в  пушистых облаках, зеленые ветви  деревьев создают как бы парадную декорацию для первого плана, заполненного фигурами людей и животных. Экзотические верблюды и погонщик в  белой чалме призваны напомнить, что действие происходит на Востоке. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Существует предположение, что в образе св. Иосифа, приподнявшего прозрачное покрывало с младенца Христа, Веронезе изобразил самого себя.

Богатство цветового решения маленькой  композиции еще раз подтверждает великолепный дар Веронезе-колориста»28

 

4.2 Тинторетто (Якопо Робусти) (1518- 1594)

Наряду  с Веронезе крупнейшим представителем венецианской живописи второй половины XVI века был Якопо Робусти (1518- 1594), вошедший в историю искусств под прозвищем Тинторетто (Якопо родился в семье красильщика - ремесло отца вызвало к жизни его прозвище. Tintoretto в переводе на русский язык означает "маленький красильщик").

Тинторетто  начал свою деятельность как ученик Тициана. Правда, в его мастерской он пробыл недолго - между учеником и учителем возникли разногласия. Во время поездки в Рим неизгладимое впечатление на молодого художника  произвели творения Микеланджело. И  в дальнейшем он говорил, "что  учащаяся молодежь никогда не должна удаляться с пути знаменитых мастеров, если желает успеха; особенно - с пути Микеланджело и Тициана: один из них  удивителен в рисунке, другой - в  колорите..." И девизом Тинторетто стали колорит Тициана, рисунок  Микеланджело. Это не помешало ему  сделаться самобытнейшим мастером своего времени.

«Выходец из ремесленной среды, Тинторетто всю жизнь оставался ей верен. В отличие от Тициана и Веронезе, которые работали для знатных и богатых заказчиков и по образу жизни не отличались от тех, для кого творили, Тинторетто жил скромно, имел восьмерых детей, должен был думать о том, чтобы обеспечить семью, и писал главным образом для религиозных братств, при этом часто с условием оплаты только расходов на краски и холст. В искусстве Тинторетто всегда были сильны демократические тенденции.

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и  портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом  исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девонширского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые другие.» 29

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.

Эпоха Возрождения  завершилась. Столетия сменяли друг друга, но Ренессанс продолжал быть школой для многих поколений художников. Возникали новые идеалы, появлялись новые устремления, по итальянское  Возрождение навсегда осталось блестящей  страницей мировой культуры, не прочитав которую человечество не смогло бы идти дальше по пути прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей курсовой работе мы постарались подробно выяснить природу и сущность искусства Итальянского Возрождения, акцентируя свое внимание на живописи, скульптуре и архитектуре той эпохи.

Нами были рассмотрены принципы творчества некоторых отдельных выдающихся мастеров Итальянского Возрождения, такие как Пьетро Каваллини, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто и многие другие великие создатели.

Были показаны изменения, произошедшие в мировоззрении  людей с течением времени, рассмотрена  эволюция и развитие живописи, скульптуры и архитектуры на примере художественных памятников известнейших мастеров эпохи. Можно сказать, что поставленные цель и задачи курсовой работы достигнуты.

По нашему мнению, итальянское возрождение - переломная эпоха в развитии итальянского и западноевропейского искусства конца XV-начала XVI вв. По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Поразителен необычайно высокий художественный уровень искусства Итальянского Возрождения и его подлинно мировое значение как одной из вершин человеческой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 11000 шедевров, 1000 мастеров классической живописи — Санкт-Петербург, Эксмо, 2006 г.- 1008 с.
  2. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_Italy_Protorenessans
  3. http://ru.wikipedia.org
  4. http://www.brunelleschi.ru/
  5. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. Академия наук СССР. — М.: Наука, 1979г. -176 с.
  6. Блеч Б. Долинер Р. Загадка Микеланджело: Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле? — М.: Эксмо, 2009г.-315с
  7. В. В. Калмыкова Шедевры Северного Возрождения — Санкт-Петербург, Белый город, 2010 г.- 368 с.
  8. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. (1520-1590): К проблеме кризиса итальянского гуманизма. – М., 2000г.- 372 с.
  9. Дживилегов А.К. Искусство Итальянского Возрождения. М. 1908г.-502 с.
  10. Жабцев, В. М. Итальянская живопись / В. М. Жабцев. – Минск : Харвест, 2007. – 128 с.
  11. И. Е. Данилова Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры – М: 1991г.-294 с.
  12. Йен Дж. Кеннеди. Тициан— Санкт-Петербург, Арт-Родник, 2007 г. -169 с.
  13. Итальянская живопись — Москва, Харвест, 2007 г.-214 с.
  14. Кальной И. И Философия для аспирантов. – М: 2003г. 368 с.
  15. Кустодиева Т.К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века (Очерк-путеводитель) – М, 1985г.-296 с..
  16. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. –  
    М.,1979г.-270 с.
  17. Лев Любимов. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии, М. Просвещение 1996г.- 156 с.
  18. Лувр. Большая энциклопедия живописи — Москва, АСТ, Полигон, 2006 г.-185 с.
  19. М. Лебедянский. Портреты Тициана— Санкт-Петербург, Белый город, 2009 г.-147 с.
  20. Манфред Вундрам Возрождение — Санкт-Петербург, Арт-Родник, 2007 г.- 112 с.
  21. Микеланджело Буонарроти // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. — М.: 2006г. 169 с.
  22. Сокровища Габсбургов. Большая энциклопедия живописи: — Москва, АСТ, Полигон, 2010 г.-269 с.
  23. Средневековье и Возрождение — Москва, Олма Медиа Групп, 2009 г.- 640 с
  24. Стам С. М. Флорентийские мадонны Рафаэля: (Вопросы идейного содержания) — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982г. -98 с.
  25. Стефано Дзуффи Возрождение. XV век. Кватроченто — Москва, Омега, 2008 г.- 384 с.
  26. Т. Котельникова Искусство. Возрождение — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2005 г.- 48 с.
  27. Я. Белоусова / http://artyx.ru/books/item/
  28. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение.ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006г.-126 с

Информация о работе Искусство Итальянского Возрождения: основные особенности