Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:53, доклад

Краткое описание

Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта, старого католического центра. В то время как большая часть Нидерландов приняла новую веру, Утрехт оставался в лоне католической церкви и потому ориентировался на Италию, ее культуру и ис­кусство

Вложенные файлы: 1 файл

Последователями великого итальянского художника Микеланджело да Караваджо в Голландии стали художники из Утрехта.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 В юности  он переехал в Утрехт, где учился  у Абрахама Блумарта, но вскоре  уехал в Италию (1604-1614). Он не только заимствовал у Караваджо отдельные элементы его стиля (искусственное освещение, контрасты светотени), но и использовал его метод, то есть он писал без подготовительных рисунков. В 1615 он возвращается в Утрехт, где вступает в гильдию св. Луки (1616-1617).До нас не дошли произведения Тербрюггена римского периода. С 1621 творчество Тербрюггена разделяется на религиозные композиции и музыкальные концерты. В том же 1621 он исполнил «Призвание Матфея» (Утрехт, Центральный музей; более поздний вариант - Гавр, Музей изящных искусств), вдохновленный картиной Караваджо. Сходство  с Караваджо не вызывает сомнений, но это не прямое копирование. Сидящие фигуры даны не в полную величину, отсутствует пустое пространство. Также в композиции отсутствует Христос и его последователи. Основной акцент делается на ярко освещенной группе справа. Самобытный талант Тербрюггена и старый голландский реализм успешно объединились здесь с мотивами Караваджо. Наемный солдат, который указывает на деньги на столе, имеет профиль , популярной в начале шестнадцатого века на картинах фламандских художников, жестикулирующие руки в центре композиции, также указывают на старые традиции.

 Влияние Караваджо  отчетливее заметно в манере  освещения. Правда у Террбрюггена свет заходит с левой стороны, и он ярче и  богаче, чем  дневной  мягкий свет. Караваджо.

 Также в 1621 были написаны   Евангелисты (Девентер, ратуша), композиция которых близка работам ван Реймерсвале ( в постановке фигуры, в предметах, окружающих святых), но трактовка рук и лиц типична для караваджизма..

 

Прекрасным образцом его  музыкальной живописи может  служить «Концерт». В картине есть все, что типично для приемов караваджиста: жанровый сюжет, крупные, заполняющие всю картину фигуры, огонь свечи, озаряющий их ярким светом и вызывающий глубокие тени. Но этим не исчерпываются особенности живописи Тербрюггена. Композиция у него усложнена: затемненная фигура заслоняет находящуюся на втором плане девушку, а ее рука с нотами, светящимися над огнем свечи, выступает из-за головы юноши. Заставляя изображения пересекать друг друга,  Тербрюгген лишает их обычной для караваджистов законченности и рельефности, он крепче объединяет их в единое живописное целое. Свет призван здесь не моделировать и подчеркивать формы, а играть в картине первую роль. Скользя по поверхности лиц и тканей, он меняется в оттенках и силе искажая все, чего он касается . Улыбающиеся лица, залитые теплым, тающим потоком света, приобретают теплоту и выразительность.

  Еще один  «Концерт» является одним из последних и самых значительных произведений Тербрюггена, который умер в 1629 году, тогда же и была написала эта картина. На картине изображены два человека- мужчина и женщина. Тербрюгген попытался их объединить композиционно и разделить по колориту. Молодой музыкант играет на струнном музыкальном инструменте. Его фигура ищет свое продолжение в фигуре молодой женщины. Он наклоняется к женщине, дотрагиваясь до ее руки. Она же повернула голову в противоположную от него сторону и  лениво отстраняет его руку назад. Можно предположить, что этот музыкант был не единственным, кто докучал молодой куртизанке. О ее принадлежности к публичному дому, говорит прозрачное платье, под которым просвечивает обнаженная грудь. Это платье пытается не скрыть ее ,а наоборот, подчеркнуть. Вся фигура женщина дана в холодном колорите и освещена ярким светом, идущим от неизвестного источника. Фигура мужчина  имеет теплый колорит и дана в теневом ракурсе.

« Концерты» были распространенным мотивом среди Утрехтских караваджистов. Еще одним приверженцем этой тематики можно считать Дирка ван Бабюрена. Как и предыдущие художники, он ездил в Италию и испытал влияние Караваджо.

 Его художественная  карьера была короткой. Как и  все утрехтцы его ранние работы  принадлежат к религиозной тематике.( «Взятие Христа под стражу», которую он пишет впечатленный работой Караваджо с одноименным названием). В отличии от Хонтхорста, который специализировался на ночных сценах с искусственным освещением,  свет у Бабюрена, как и у  Караваджо натуральный; «Омовение ног», 1616 года).

В 1621 он возвращается в Утрехт и работает над живописными полотнами, посвященными историческим и мифологическим сюжетам. Например «Вулкан, сковывающий Прометея».

На полу в  кузнице лежит Прометей. Вулкан, надевает на него наручники,. Справа стоит , Меркурий, наблюдающий за происходящим.. Слева мы видим Орла, который в будущем будет клевать печень  Прометея. Лицо Прометея искажено в тоске, его поза схожа с позой Христа, картины « Взятие Христа под стражу»,написанная несколькими годами ранее. Для обеих картин примером стало  произведение Караваджо «Обращение святого Павла». Помимо заимствования положения Прометея, на караваджизм указывает изображение моделей с натуры, светотеневой метод Караваджо, экспрессивность момента.

  Цветовая  гамма холодная. Преобладают серебристые, зеленые и синие цвета. Свет имеет натуральный источник. Тело Прометея серовато-зеленого цвета, в  то время как лицо и ладони загорелые. Это подтверждает тот факт, что Бабюрену позировал реальный человек, работавший весь день на солнце в закрытой рубахе.

 Самой известной  работой Бабюрена в музыкальной или бордельной тематике столь популярной в семнадцатом веке можно считать « Сводню». Здесь изображен молодой мужина, предлагающий монету  за  услуги  женщины- лютнистки. Сводня внимательно рассматривает монету. Фигура даны в поясном изображении, что типично для утрехсткого караваджизма. Впоследствии мы найдем отклики этой картины в произведении Вермера.

 Особняком  среди утрехтских караваджистов  стоит Матиас Стомер.  

 Зрелое творчество Стомера связано с Италией, где он прожил долгие годы. Именно поэтому его можно не включать в список утрхтских караваджистов, так как от голландской традиции Стомер практически ничего не взял. Художник не писал легкомысленных жанровых сцен и сложных, пышных аллегорий, он черпал свое вдохновение в Библии и Евангелии. Демократическую трактовку евангельских образов Стомер перенял у караваджистов, так же как приемы пластической "сверхубедительности", и самый тип картины с масштабно увеличенными поясными фигурами, мощными светотеневыми эффектами, создающими драматизм и психологическую выразительность сцены, реальность фигур, натуральность и обыденность деталей обыграны и усилены до появления в них героического звучания Немного найдется произведений, где бы трепетный свет колеблющегося пламени свечи давал такой богатый тональный эффект, как в картине М. Стомера «Исав и Иаков»

 Как и Караваджо  Стомер работает в манере «тенебризм»,  создавая искусство так называемого "погребного освещения".

 В картине  "Поклонение пастухов" нет умиления и теплоты, часто присущих изображению Рождества. Сцена драматична и даже трагична, образы Богоматери и пастухов героизированы - это первые христиане, готовые отдать свою жизнь за новую веру.

В трактовке  этого мастера отсутствуют конкретные детали, привязывающие евангельский сюжет к определенному месту и времени.

Особая значительность происходящего подчеркивается и  торжественным красочным контрастом красного, синего и белого, строгостью композиции и пространственного  ритма сцены.

Возвышенность и героизм не противоречат реальности, даже натуралистичности в изображении  пастухов - художник с подчеркнутой осязательностью показывает их грубые натруженные руки, обветренные морщинистые  лица, дряблую шею пожилой женщины.

Голландский караваджизм дал немало ярких творческих индивидуальностей, но его главная заслуга отразилась в творчестве Рембрандта.

Использованная литература:

Judson J.R. Gerrit van Honthorst: a discussion of his position in Dutch art. The Hague: Nijhoff, 1959

Ротенберг. Западноевропейская живопись 17 века. Тематические принципы. Искуссство, 1989

Ю. Кузнецов. Голландская  живопись XVII-XVIII века в собраниях Эрмитажа. Искусство, 1988

Kearins.Melody as Metaphor in Gerrit van Honthorst’s Paintings of Musicians, The University of Texas at Austin. 2011


Информация о работе Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков