Искусство Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

Исследованиями археологов установлено, что территория Китая была населена уже со времен нижнего палеолита. Именно в Китае найдены самые древние остатки ископаемого человека (синантропа) вместе с примитивными каменными орудиями. Благоприятные природные условия восточного Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее притоков очень рано — уже с 3 тысячелетия до н.э.появилось земледелие. Затем здесь возникли государства, которые наряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

Искусство Древнего Китая.docx

— 3.15 Мб (Скачать файл)

Это сложное образное мировосприятие, постоянное общение  к образом природы для передачи своих чувств зародилось в Китае ещё в глубокой древности. Вся китайская мифология связана с борьбой человека против стихий, с наивным и образным толкованием явлений природы.

  Китайская живопись двусмысленна. Поэты, художники  во времена господства иноземных  династий или в те годы, когда  страну разоряли не умные и жестокие правители, писали стихи и картины, где в традиционные сюжеты и формы  они вкладывали совсем иной, скрытый  подтекст. Так, художник XVII - XVIII вв. Ши Тао на картине «Дикие травы», где видна только дорога, заросшая сорняком, помещает надпись, полную скрытого смысла: «Вот, что растёт на проезжей дороге». Под дикой травой, засоряющей путь, художник подразумевал завоевателей-маньчжуров, пришедших к власти в 1644 году и надолго задержавших столь славный в прошлом путь развития китайской культуры. Китайская живопись неразрывно связана с поэзией. Порой художники дополняли свою картину строками из стихов. Надо сказать, что китайские художники порой были и замечательными поэтами. Один великий китайский критик Чжан Янь-юань подчеркнул неразрывность поэзии с живописью и сказал: « Когда они не могут выразить свою мысль живописью, они писали иерогл2.1 Общая характеристика художественной культуры Древнего Китая

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались  в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к  духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное -- позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям -- придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой  портрет, портрет, связанный с заупокойным  культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине  каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или  птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук -- стойкости и счастья, аист -- одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей -- вытянутый свиток -- помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования  человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и  работой мастера. Наверное, поэтому  красота китайских пейзажей с  их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение  мира, иную эстетику.

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных  противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая  капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях развитие культуры получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют  проследить процесс развития китайских  религиозно-философских взглядов, возникновение  социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Культура Китая  оказала большое влияние сначала  на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее  на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту  китайская культура внесла и в  развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности  и глубоких корнях китайского народа.

2.2 Скульптура Древнего  Китая

Скульптура Китая  прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде всего, связана с погребальной культурой  китайцев.

Вместе с буддизмом  в Китай пришло не только строительство  многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых, так или иначе, восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно. Но искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма.

Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым  можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые  сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты, вотивная скульптура -- эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура -- эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань и "Подземная армия" как ярчайший образец скульптурного искусства Древнего Китая.

Древнейшая цивилизация  Шан (Инь) существовала во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси. Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. При недавних раскопках обнесенного мощной стеной поселения с дворцовым комплексом в Паньлуичэне под Хуанпи была обнаружена уникальная пластика - заупокойные нефритовые фигурки. Они изображает людей разного общественного положения и этнической принадлежности.

В скульптурных археологических  находках отражаются религиозные верования  шанцев: тотемизм, культ предков, представление  о верховном божестве (Шанди). Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века. Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. Среди находок выделяется котел Сымуудин, достигающий веса 875 кг. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические орнаментальные мотивы и сюжетные композиции. Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и другая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан -- это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках, украшенные с четырех сторон (человеческими) личинами. Например, знаменитый сосуд "Тигр, пожирающий человека" как формально-смысловая модель древнекитайского ритуала. Среди этих предметов присутствуют и образцы древней скульптуры из камня (яшма, нефрит, мрамор).

Ранняя история  чжоусцев, по традиции, связана с землями в бассейне р. Вэйхэ (приток Хуанхэ). Период с 1122 по 770 г. до н.э. китайская историческая традиция относит ко времени древнекитайского государства Западное Чжоу. Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то начиная с эпохи Западного Чжоу, бронза начинает применяться все шире. Даже сделки с рабами, как и с другим имуществом, оформлялись отливкой соответствующего документа на ритуальном бронзовом сосуде; это придавало юридическому акту одновременно и сакральный смысл. Надписи на бронзе являются и эпиграфическими памятниками эпохи Западного Чжоу.

К этому периоду  относят появление новых мотивов  в орнаменте бронзовых сосудов -- стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древнекитайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая периода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.

Период Восточного Чжоу -- это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно традиционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской государственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется производство бронзовых изделий.

Кроме "срединных  царств" на территории Китая находились и другие крупные государства, обладавшие высокой оригинальной культурой. Например, чжуншаньские изделия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до н.э. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами, происходят ожесточенные войны между царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до н.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью тысячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Эти процессы отражаются в скульптуре, особенно ритуальной, в образах символизирующих могучую силу.

Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской архитектуре и скульптуре. Характерна "космическая" структура китайского города (Чанъань, Лоян) -- в основном башнеобразные постройки, и сочетание наземной и подземной структур в погребальных комплексах. В найденных там ритуальных предметах тоже присутствует космогоническая символика. Среди ханьский погребального инвентаря найдены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребальный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай мумификации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры. Погребальный рельеф - ведущий вид скульптуры эпохи Хань. Ханьский рельеф также богат космогонической символикой. В нем отражена мифология древнего Китая. Например, образ "Большого изгнания", который реконструирован по изображениям в гробницах. Стилистические особенности ханьского рельефа: мотив божественного полета. Провинции Шаньдун и Сычуань были основными художественными центрами изготовления рельефа.

В середине I тысячелетия  до н.э. карта Древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государственных  образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяющим фактором истории древнего Китая в последующий период.

Образование империй  и жестокая борьба за могущество империй  отражалось и в искусстве Древнего Китая. Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господством принципов имперского искусства. Что не могли не наложить отпечаток на развитие скульптуры. Об имперской государственной политике свидетельствуют великие памятники прошлого. Это -- Великая китайская стена как акт космогонического порядка. В таком же духе выстроен некрополь императора Цинь Шихуана -- центральный памятник эпохи и уникальный для мирового искусства образец погребального комплекса. Образцом погребальной скульптуры эпохи Цинь является "Подземная армия" (или Глиняная армия) Цинь Шихуана. Феномен Глиняной армии освещен в исторических источниках (Сыма Цянь "Исторические записки"). Символика Глиняной армии -- величие империи и ее непобедимость.

Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) происходит и развитие реалистических черт в скульптуре. В каменных рельефах погребений проглядывают конкретные образы людей. Эти мифологические сцены, исполненные в технике плоского рельефа, отличаются острой выразительностью силуэтов и динамичностью. Высокого подъема достигла уже в то время монументальная скульптура. Образцом является каменная статуя лошади на могиле 117 г. до н.э. Реалистичные черты проявлялись и в глиняных погребальных фигурках людей и животных, обнаруженных в могилах. Для этих изображений характерно стремление к передаче типичных черт в образах слуг, рабов и танцовщиц.

Информация о работе Искусство Древнего Китая