Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.
Важнейшим элементом художественного издания является иллюстрация, представляющая собой определенное сюжетное и композиционное решение.

Содержание

Введение ………………..………………………………….………...................3
ГЛАВА 1: Понятие, признаки, история книжной иллюстрации.
1.1. История искусства книжной иллюстрации ……………………………….6
1.2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства ………...…..11
1.3. Виды иллюстраций……………………………………………………......12
ГЛАВА 2: Ход работы.
2.1. Работа с аналогами (сбор материала)……………………………….……17
2.2.Поиск замысла, эскизирование …………………………………………...18
2.3. Техника и материалы исполнения ………………………………………..19
2.4. Поэтапность выполнения работы………………………………………....20
Заключение……...………………………………………………………..…….22
Список литературы………………………………………………………….. .24

Вложенные файлы: 1 файл

холодок.docx

— 378.83 Кб (Скачать файл)

Прежде всего  перед подбором аналогов был составлен  список тем иллюстраций. Далее выбор конкретных сюжетных моментов, так как было принято решение о выполнении полосных иллюстраций (во всю страницу) с повествовательным характером раскрывающим содержание отдельного действия в книге. После подбора была уточнена техника выполнения иллюстраций для более эффективного подбора материала.

Было необходимо выбрать для иллюстрирования  именно те места действия в тексте, которые  могут глубоко раскрыть образы героев, передать соответствующее настроение и ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. Определение количества иллюстраций зависит от того, кому адресуется книга, вида литературы, её значения и полиграфических и материальных возможностей издательства и типографии, в данном случае внимание было уделино размеру произведения и возрастной категории читателя. Так выбор остановился на шести иллюстрациях, выполненных в виде сюжетно повествовательных моментов рассказа.

 

 

2.2.Поиск замысла, эскизирование.

 

Эскиз –  подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может  быть выполнен в различной технике, быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих  линий.

  Эскизы  недороги и позволяют художнику  сделать наброски и попробовать  другие идеи, прежде чем воплощать  их в живописи. Карандаш или  пастель более предпочтительны  для эскизов из-за ограничений  во времени, но быстро сделанный  набросок акварели или даже  быстро смоделированный макет  из глины или мягкого воска  может также считаться эскизом  в более широком значении слова.  Графитные карандаши сравнительно  новое изобретение, художники  Ренессанса делали эскизы, используя  серебряное перо на специально  подготовленной бумаге.

В литературе эскиз может рассматриваться  как подготовительная работа в создании художественного произведения, может  рассматриваться и как нечто  самостоятельное.. Ознакомившись с аналогами и уяснив себе свой вариант изделия, можно делать первые приближенные эскизы внешнего вида работы с целью добиться в дальнейшем наиболее совершенного художественного облика. На сбор информации и эскизирование уходит до тридцати процентов рабочего времени. На этом этапе решаются все основные вопросы: форма, цвет, художественный облик, композиция, материал и т.д. Эскизирование- это не простой и длительный процесс, проходяций после того, как был выбран рисунок. Именно на этапе эскизирования происходит воплощение мыслей и задумок.

Процесс эскизирования  пожно разделить на несколько  этапов.

Выбор сюжета в рассказе, композиции, материала, колорита.

Непосредственная  разработка эскиза. Эскизирование.

Моя курсовая работа состоит из шести графических листов. В своих иллюстрациях я старательно создавал динамичные и целостные композиции. Мои иллюстрации являются монохромными - главный герой рассказа, по которому делалась работа, проработан детально, остальное же окружение дается лиш как намек на присутствие. Работы сочитают в себе объёмное и плоское решение изображение формы объектов. В процессе работы над эскизами текст повести был изучен и проанализирован с целью поиска наиболее интересных моментов, тех фрагментов рассказа, которые наиболее легко представлялись в виде визуального образа. Так как иллюстрации должны были быть сюжетными, они должны были содержать самые яркие моменты сюжетной линии.

 

 

2.3.Техника и материалы исполнения.

 

Графическое изображение есть отрасль изобразительного искусства, объединяющая рисунок и печатные художественные изображения, создаваемые художником с помощью таких изобразительных средств, как линия, штрих или тоновое пятно. Художнику-графику, необходимо знать свойства материальных компонентов, составляющих произведение графики.

Для рисования  линий и штрихов нужны не только такие художественные материалы, но и основа для рисования. Художники  иллюстраторы используют множество различных материалов. Для работы над созданием рисунка я использовал механические карандаши разной мягкости для достижения мелкой детальной проработки так же имело место небольшое внедрение шариковой ручки. Большим преимуществом механических и простых графитных карандашей является степень их мягкости, позволяющая добиться буквальной живописности графического произведения.

 

 

2.4. Поэтапность выполнения работы

 

В течение  работы я прибегал к использованию механических, простых карандашей а так же шариковой ручке. Чёрные шариковые ручки нужны были для прорисовки максимально преближенных к взору объектов, а так же главенствующих контуров. К цветным материалам в работе я не прибегал ввиду решения о монохромности иллюстраций, и делал акцент толщиной и обособленностью линий. Бумага была выбрана обладающая достаточной толщиной и качеством. Техника изображения иллюстраций была выбрана в процессе эскизирования и утверждена моим преподавателем.  Эскизы представлены  (см. прил. 5) .

Перед работой  были утвержденны окончательные варианты эскизов, согласно требованиям. Затем перенесён рисунок на бумагу с помощью простого автоматического карандаша. После с максимальной осторожностью были проработаны все линии и контуры. Когда все мелкие детали и обширные элементы были полностью проработаны, я приступил к работе с пространством и объемом. Тонкие длинные и изящные линии было бы трудно получить без применения механического карандаша стевжнем 0,5мм. По окончанию работы в неё была добавлена шариковая ручка, которая помогла обратить внимание на главные детали.

    По окончанию работы над графическими листами был выполнен подбор подходящих по цвету паспарту и рам.

Проблема  подбора рамы к завершённой работе сводится к выбору её ширины, характера  профиля рамы и к её цвету. Так  при оформлении работ рама немного  заходит за изображение по периметру, то по углам оно несколько списывается, что помогает концентрировать внимание зрителя на объектах изображения. Своим  цветом и отделкой рама не должна выделятся  и отвлекать зрителя от картины, которую обрамляет, но при этом доводить произведение до целостности.                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Заключение

 

Графика - с  одной стороны - вид искусства, с  другой - занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с  малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования - карандаш или краску. То есть с одной  стороны графика общедоступна.

 Но с  другой - это сложный вид искусства,  которому нужно обучаться так  же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота  графики. Рисовать могут все,  а стать мастерами - единицы. 

Наиболее  общий отличительный признак  графики — особое отношение изображаемого  предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, "воздух белого листа", по выражению  советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в  рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

 Графика  делится на две разновидности:  печатная (эстамп), предназначенная  для тиражирования; и уникальная, подразумевающая создание произведений  в единственном экземпляре.Графика - это самое популярное из изобразительных искусств. С инструментами и приемами графики сталкивается каждый человек в школе, на работе или во время отдыха.

В ходе работы над курсовым проектом я выявил ряд  особенностей. Как мне стало известно книга своими размерами и своим устройством, структурой не может не влиять на особенности иллюстрации. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т. п. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги.

Данный курсовой проект позволил мне попробовать  свои возможности в графическом  оформлении книги, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомится с различными приёмами и техникой, позволивших в полной мере оценить на сколько сложна и многогранна работа художника-иллюстратора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Бельчиков, И.; Быкова, В. и др.Художественное конструирование и оформление книги - Изд-во: М.: Книга., 1971 г.
  2. Водчиц С.С.  Эстетика книжных пропорций у.п.-М., 1997- 248 стр. / 15 п.л.
  3. Герчук Ю.Художественная структура книги. Изд-во: М.: Книга, 1984 г
  4. Губина В.Д.; Сидориной Т.Ю.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1993 г.
  5. Большаков, М.В. Декор и орнамент в книге-М. 1990 г. 160 стр.
  6. Львов С. Книга о книге - Изд-во: М.: Просвещение, 1980 г.
  7. Чихольд Ян. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении – М., 1980 г.
  8. Адамов, Е. Ритмическая структура книги - Изд-во: М.: Книга., 1974 г.
  9. Барабошин, С.И.; Бродский, И.А.; Воронецкий, Б.В. и др.  Искусство оформления книги. Работы ленинградских художников 1917-1964 – М., 1966 г.
  10. http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
  11. http://all-art.do.am/publ/17-1-0-33
  12. http://www.grafik.org.ru/
  13. http://www.art-urok.ru/illyustratoryi.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Список приложений

 

Приложение 1:  Юрий Алексеевич Васнецов

a) Северная зима. Иллюстрация к сказкам родного края

б) Луг. Иллюстрация к сказкам родного края

Приложение 2:  Иван Яковлевич Билибин

а) Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке 1899

б) Белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

Приложение 3:  Е. Кибрик

 a) Остап

                       б) Расставание казаков

                       в) Горе тараса

Приложение 4:  А. П. Бубнов

                       a) Тарас и его сыновья в степи

Приложение 5:  Эскизы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)           б)

 

 

Приложение 1:  Юрий Алексеевич Васнецов

a) Северная зима. Иллюстрация к сказкам родного края

б) Луг. Иллюстрация к сказкам родного края

 

 

 

 

 

 

а)                            б)

 

 

Приложение 2:  Иван Яковлевич Билибин

а) Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке 1899

б) Белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)