Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.
Важнейшим элементом художественного издания является иллюстрация, представляющая собой определенное сюжетное и композиционное решение.

Содержание

Введение ………………..………………………………….………...................3
ГЛАВА 1: Понятие, признаки, история книжной иллюстрации.
1.1. История искусства книжной иллюстрации ……………………………….6
1.2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства ………...…..11
1.3. Виды иллюстраций……………………………………………………......12
ГЛАВА 2: Ход работы.
2.1. Работа с аналогами (сбор материала)……………………………….……17
2.2.Поиск замысла, эскизирование …………………………………………...18
2.3. Техника и материалы исполнения ………………………………………..19
2.4. Поэтапность выполнения работы………………………………………....20
Заключение……...………………………………………………………..…….22
Список литературы………………………………………………………….. .24

Вложенные файлы: 1 файл

холодок.docx

— 378.83 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  государственный гуманитарный университет»

 

Факультет изобразительных  искусств и дизайна

Кафедра декоративно-прикладного  искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба).»

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил: студент  645  ДПИ-ДО                                 

                                                                       Полеский Я. А.

 

                                                             Руководитель: Доцент кафедры Дизаина

                                                                   Холодок Н. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2012

 

 

Содержание:

 

 

 

Введение ………………..………………………………….………...................3

 

 

ГЛАВА 1: Понятие, признаки, история книжной иллюстрации.

1.1. История искусства книжной иллюстрации ……………………………….6

1.2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства ………...…..11

1.3. Виды иллюстраций……………………………………………………......12

                                                            

ГЛАВА 2: Ход работы.

2.1. Работа с аналогами  (сбор материала)……………………………….……17

2.2.Поиск замысла, эскизирование  …………………………………………...18

2.3. Техника и материалы исполнения ………………………………………..19

2.4. Поэтапность выполнения  работы………………………………………....20

                                                                       Заключение……...………………………………………………………..…….22

                                                                                          

Список литературы………………………………………………………….. .24                                                                             

 

Приложения………………………………………………………………..…...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Хороший дизайн книги в значительной мере зависит  от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что  немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных  элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства.

Важнейшим элементом  художественного издания является иллюстрация, представляющая собой  определенное сюжетное и композиционное решение. У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому  целесообразно упомянуть о правилах, приемах и средствах, которые  помогают построить сюжетную композицию иллюстраций к детской книге, воплотить идею в форму художественного  произведения. Эти правила, средства и приемы составляют совокупность закономерностей  построения композиции иллюстрации.

Композиция  строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны  между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности  и цельности художественного  произведения. Итак, поиск оригинального  композиционного решения, использование  средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Основной  замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п. Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное  произведение. Леонардо да Винчи в  «Трактате о живописи» говорил  о необходимости использовать контрасты  величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости  и др.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено  главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности  можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части  произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или  среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания иллюстрации. Единства впечатления, цельности  композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для  воплощения замысла, в том числе  и наиболее типичный интерьер или  пейзаж.

Итак, цельность  композиции зависит от способности  художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов  между собой. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции помогает создавать иллюстрации, отличающиеся наибольшей выразительностью, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге, - события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Литературные  произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В  искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных  листах, эстампах и т. п.  И, конечно, особенное место принадлежит  книге.

Актуальность настоящей работы обусловлена значимостью искусства и большим интересом к теме книжной иллюстрации. Актуальность темы состоит также в особенностях сегодняшней ситуации, когда книга, как произведение искусства не выдерживает конкуренции с электронными средствами информации, а зачастую и сама не представляет художественной ценности. В данной работе мы акцентируем внимание на истории становления и развития книжной иллюстрации. Книжная иллюстрация с одной стороны – выполняет вспомогательную роль - помогает людям глубже и полнее понять литературный текст, дает знания об окружающем мире. С другой стороны - иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Целью курсовой работы является углубленное рассмотрение некоторых аспектов книжной иллюстрации. Показать цели, принципы и приемы книжной иллюстрации как жанра на примере серии иллюстраций к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”.

Задачи курсовой работы:

Проанализировать  процесс развития книжной иллюстрации  в истории.

Раскрыть  особенности разных видов книжной  иллюстрации на примере творчества известных художников-иллюстраторов.

Поиск выразительных  образов для передачи определённых  эпизодов в  произведении.

Выполнение  графических листов соответствующих  замыслу.

Данная курсовая работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список и приложение. За источники информации взяты базовая учебная литература, справочная литература, теоретические труды данной области, а так же тематические интернет ресурсы.

 

ГЛАВА 1: Понятие, признаки, история книжной иллюстрации.

 

    1. История искусства книжной иллюстрации

 

История иллюстрации  уходит далеко вглубь веков. В Древнем  Египте иллюстрации сопровождали написанные на папирусах заклинания и гимны. Сохранились античные образцы первых веков нашей эры в рукописях "Илиады", "Энеиды", а также  иллюстрации в византийских, средневековых  рукописях.

В Древней  Руси уже в XI веке создавались иллюстрации  к рукописным книгам ("Остромирово  евангелие", "Изборник Святослава"). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги  делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим  ограниченные средства, а потребность  в книге становилась все более  и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

Изобретение книгопечатания в Европе относится  к концу XIV - началу XV века. Печать производилась  путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.

В середине XV века И. Гутенберг в Германии разрабатывает  новый способ печатания. Он создает  металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова, строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал  первую книгу "Апостол", самостоятельно разработав процесс книгопечатания. До конца XVIII века книгопечатание не подвергалось существенному изменению, но воспроизведение  иллюстраций стало более совершенным. Их стали печатать с гравированной  металлической доски. Штрихи рисунка  получались от углублений, прорезанных  резцом. В них затиралась краска, которая при печати переходила на лист бумаги. Кроме резцовой гравюры, был открыт также способ получения углубленных штрихов в металлической доске с помощью травления кислотой (офорт).

Резцовая  гравюра и офорт позволили  делать иллюстрации гораздо более  тонкими и сложными по рисунку, чем  на деревянной доске.

Изобретение печати с литографского камня  в 1798 году не только удешевило печатание  книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. В это же время  создается так называемая торцовая тоновая репродукционная гравюра, применявшаяся в печати до начала XX века.

С изобретением в 1837 году фотографии начинается воспроизведение  иллюстраций с помощью фотомеханических процессов. Так, последовательно были найдены цинкография (получение  на цинковой доске штрихового рисунка), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трехцветная печать (воспроизведение  цветных иллюстраций). Современные  офсетные машины позволяют за один прокат нанести на изображение от одной до девяти красок.

Развитие  и совершенствование способов печати, однако, не совпадают с ростом качества самих иллюстраций как произведений искусства. И в очень далекие  времена создавались прекрасные иллюстрации, а сейчас, при совершенных  способах воспроизведения, встречаются  нередко посредственные, а иногда и совсем плохие иллюстрации, которые  относятся скорее к ремесленной  продукции, чем к искусству.

Историю книжной  иллюстрации нельзя рассматривать  как прямой и последовательный путь художественного совершенствования.

В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства.

Первой же иллюстрированной детской книгой в  России был знаменитый "Букварь" Кариона Истомина, целиком вместе с текстом гравированный на меди Леонтием Буниным, вышедший в Москве в 1692 и 1694 годах. В нем имелись  прекрасные рисунки, которые сопровождали текст.

Каждой букве  отводилась отдельная страница, вверху которой помещалось изображение  буквы в виде людей, стоящих в  разных позах (отсюда название "Лицевой  букварь").

Листы букваря  были украшены изображениями людей, животных, растений, построек, предметов  быта. Среди них можно было увидеть  историка, держащего в руках раскрытую  книгу и чернильницу, звездочета со зрительной трубой и многое другое.

Занимательные и высокохудожественные рисунки  должны были заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению азбуки. Текст  и рисунок были органично слиты, иллюстрации несли познавательную нагрузку.

С изобретением в XIX веке фотомеханического способа  печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую  живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло  и др.). Художники получили возможность  использовать и комбинировать самые  разнообразные художественные материалы. Например, иллюстрации к детской  книге "Усатый полосатый" выполнены  цветными карандашами, которые наилучшим  способом передают мягкую шерстку главного героя - котенка. А.П. Пластов многие иллюстрации выполнял в технике  масляной живописи.

Выбор материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера  и стиля литературного произведения. Для детской иллюстрированной книги  работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для  детей обратились выдающиеся живописцы  В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, И. Е.Репин, В. И. Суриков, М. В.Нестеров и др. Они  создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Именно с  этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела  свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Информация о работе Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя (Тарас Бульба)