Зарождение абстракционизма в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира, сцены из жизни в рисунках, картинах. Со временем картины наиболее талантливых людей превратились в произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве: импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения.

Содержание

Введение …................................................................................................................ 3
Абстракционизм в живописи …............................................................................... 5
Абстракционизм в скульптуре …............................................................................ 10
Заключение …........................................................................................................... 14
Список литературы …............................................

Вложенные файлы: 1 файл

готовое.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры, по делам национальностей  и архивного дела Чувашской Республики  

Бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  Чувашской Республики

 «Чувашский государственный институт культуры и искусств» 
 
 
 
 

  
 
 

Реферат

по  дисциплине «История искусств» 
 
 

на  тему: «Зарождение абстракционизма в Европе» 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнила: студентка 2 курса з/о                        

                                                                   СКД, факультета культуры

                                                                               Князькова И.

                                                                               Проверил: Гришин В. И.                                 

                                           
 
 
 
 
 

    Чебоксары, 2012

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …................................................................................................................ 3

Абстракционизм в живописи …............................................................................... 5

Абстракционизм  в скульптуре …............................................................................ 10

Заключение  …........................................................................................................... 14

Список  литературы ….............................................................................................. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

              Каждому времени свое искусство.

              Каждому искусству – свободу.

              Венский сецессион, 1898 г. 

    Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего  мира, сцены из жизни в рисунках, картинах. Со временем  картины наиболее талантливых людей превратились в произведения искусства. Появилось множество различных направлений в искусстве: импрессионизм, модернизм, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм, сюрреализм, абстракционизм и др. Каждое направление охватывает единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения.

    Издревле  беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу - абстракционизм. Возникновение и развитие абстрактного искусства тесно связано с  духовными идеями, волновавшими умы европейцев на рубеже XIX-XX веков. Увлечение метафизическими и утопическими теориями охватило не только философов, но и литераторов, музыкантов, живописцев. Стремление выразить невыразимое, передать ощущение единства души и материи, вселенной, космоса потребовало от художников поиска нового, нетрадиционного изобразительного языка, полного глубокого смысла.

    Известный русский философ Н. Бердяев высказал мысль о том, что характерной  чертой человеческой культуры является то, что достигая совершенства, она несет в себе одновременно и тенденцию к упадку, истощению. «Культура постепенно отделяется от своего жизненного, бытийственного источника и на вершине своей она противополагает себя жизни, бытию.»

    XX век дал миру новые, подчас необычные, сложные для восприятия образцы художественной культуры. Печать нетрадиционности легла по сути на все виды искусств.

    Искусство является видом духовной деятельности. В обществе, мире все взаимосвязано. Немаловажное значение для развития художественной культуры ХХ века имели следующие факторы:

    1. ХХ век – век мощной социальной мобильности (две мировые войны, многочисленные локальные войны, революции). Его переломность была очевидной уже с самого начала. Просвечивающуюся внутреннюю катастрофу почувствовали, прежде всего, художники, творцы. Разве мог этот век не породить мятежное, порою мечущееся искусство?

    2. ХХ век заявил о себе величайшими научными открытиями (строение атома, теория относительности А. Энштейна, появление приборов, которые позволили заглянуть в глубь Вселенной и мн. др.). Картина мира в целом принципиально изменилась. Восприятие художников прореагировало и на это.

    3. Развилось и усовершенствовалось искусство фотографии. В предыдущих столетиях изобразительное искусство осуществляло документирующую роль. Коль скоро появилась качественная фотография, часть художников пришла к выводу: предназначение художников не в копировании, а в создании новой реальности.

    Отношение к искусству художников-абстракционистов, на мой взгляд, наиболее полно отражаются в словах Стюарта Дэвиса: «Искусство не является и никогда не было отражением природы. Любые усилия иллюстрировать природу обречены на провал. Абстрактные художники никогда не будут пытаться скопировать некопируемое;  они пытаются основать материальную осязаемость, которая образует постоянный архив внушенных природой идей и эмоций».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       АБСТРАКЦИОНИЗМ  В ЖИВОПИСИ 

       Абстракционизм (от лат. Abstractio - отвлечение) - беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, обобщающее название для целого ряда художественных движений в искусстве XX в. Для абстракционизма характерны

       спонтанное  выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических  абстрактных формах (абстрактный  экспрессионизм и супрематизм), предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен и др.), эксперименты с цветом.

       Основоположники абстракционизма В. Кандинский и  К. Малевич использовали  понятие  «беспредметное искусство», указывая при этом, что отсутствие предмета в картине не есть отсутствие в ней смысла.

       Многие  движения внутри абстракционизма отчасти  сохраняли предметность, чтобы выявить  в изображаемых объектах некие первичные, абсолютные сущности пластического  или идеального характера. Художники  стремились работать с чистыми формами, которые возникли еще в предшествующую эпоху у постимпрессионистов.

       В первой половине XX в. в абстрактном  искусстве господствует геометрическое направление (П. Мондриан). В годы Второй мировой войны в США сложилась  школа абстрактного экспрессионизма, распространившегося затем во многих странах Европы. Художники ставили своей целью запечатлеть на полотне в обобщенной форме энергию творческого процесса, передать спонтанный характер творчества через случайно возникающие эффекты. Ярчайшим лидером абстрактного экспрессионизма был Дж. Поллок.

       В скульптуре абстракционизм выразился  несколько меньше, чем в живописи. Ряд интересных работ с применением  нетрадиционных методов и материалов принадлежит Ж. Миро, Г. Муру и др.

       Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически логически упорядоченные конструкции, что перекликалось с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.). Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию мира и имел успех, потому что провозглашал отказ от сознательного в искусстве (это было актуально для XX в.) и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».логически упорядоченные конструкции, что перекликалось с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.). Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию мира и имел успех, потому что провозглашал отказ от сознательного в искусстве (это было актуально для XX в.) и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

       Голландский живописец Пит Мондриан (1872—1944) был теоретиком авангардистского искусства. По его мнению, искусство должно быть полностью

лишено  личностного начала, так как мир наших чувственных впечатлений — это ложный мир, сотканный из противоречий. Истинные отношения вещей завуалированы материей, и люди, не знающие их, являются рабами видимости. Задача нового искусства состоит в том, чтобы очистить природные формы от первоначального хаоса и дать им новые образ, структуру и звучание. Эту процедуру Мондриан называл «денатурализацией» искусства. Он стремился к геометрической абстракции. Художник считал, что свободу от материализации может обеспечить современная техника, делающая жизнь абстрактной. Он рекомендовал отказаться от трехмерности изображения и сократить папитру. Для этого Мондриан предлагал три правила живописи: 1) цвет должен быть плоским; 2) цвет должен быть одним из основных цветов спектра; 3) цвет должен быть «фактически обусловлен, но никоим образом не ограничен». Черный, белый и серый при этом могут играть роль фона.

      Мондриан  начинал с реалистической пейзажной  живописи и затем через разные стадии схематизации объекта пришел к абстрактной форме. Наглядно это  можно проследить по картинам, показывающим превращение реалистического изображения цветущего дерева в геометрическую схему (1910-1911).

      Поворотным  пунктом в творчестве Мондриана  стала картина «Красные небеса» (1907), обозначившая его обращение к экспрессионистскому стилю письма. Через год он закончил картину «Ветряные мельницы в солнечном свете», в которой впервые ограничил себя использованием трех основных цветов — красного, синего и желтого.

      Его триптих «Эволюция» (1910/1911) стал программной работой: в ней показано развитие человека, и каждая более высокая ступень эволюции интенсивно освещена.

      Период  с 1912 по 1914 г. связан у Мондриана с  творческим переосмыслением программы  кубизма и созданием геометрического  стиля.

      В 1912 г. Мондриан создал первые образцы «прямоугольной живописи», названной им позднее неопластицизмом. По его мнению, следование правилам неопластицизма необходимо не только для переосмысления творчества, но и для постепенного изменения принципов самой жизни. Неопластицизмом, таким образом, мыслился художником как путь к переустройству общества.

      В 1919 г. появились абстрактные работы Мондриана: световые и цветовые плоскости  он располагал в каркасах строго прямоугольных  форм. Часто в картинах, которые  художник именовал «композициями», господствующее положение занимал четырехугольник больших размеров. Например, на полотне «Композиция с красным, желтым и голубым» (1921) черная решетка пересекает белый фон. Отдельные ее ячейки заполнены яркими основными цветами. С течением времени линии цветовых полей в работах Мондриана становились все более закругленными.

      Даже  свою жизнь Мондриан подчинил собственной  художественной теории: его жилье  по декору полностью соответствовало  тому, что было изображено на его  картинах. Листья единственного в  доме растения он заштриховал белым.

      В 1940-е годы Мондриан перебрался в  Нью-Йорк. Впечатления от бьющей ключом жизни большого города, а также  от джазовой музыки отразились в картинах того времени: в них по-прежнему присутствует четкая геометрическая основа, а мерцающие цветовые поля выстроены в ровные линии («Буги-вуги, Бродвей», 1942/1943; «Буги-вуги, победа», 1944, незаконч.).

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     П. Мондриан. Композиция А 
(Композиция в черном, красном, сером, желтом и синем). 
1920. Национальная галерея современного искусства, Рим
 

     С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в  Америку. В 1937 г. в Нью-Йорке создается  музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гугенхейма, в 1939 г. - Музей современного искусства, созданный  на средства Рокфеллера. Во время Второй мировой войны и после ее окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

Информация о работе Зарождение абстракционизма в Европе