Жизнь и творчество Поля Гогена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ жизни и творчества художника-постимпрессиониста Поля Гогена. В этой курсовой работе мы тщательно сможем проследить развитие его творчества, начиная с его «юных» произведений, постепенно подступая к более зрелым картинам, останавливаясь на самых интересных, где-то неоднозначных и противоречивых работах, или же, напротив, на том, что вызывает у ценителей постимпрессионизма и в целом искусства какую-то единую точку зрения. Так или иначе, невозможно оставаться равнодушным к творчеству Поля Гогена: его работы завораживают, заколдовывают, в них есть некая доля интимности и загадки. Каждый человек сможет найти в его картинах что-то свое, каждый сможет найти «свою» картину…

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
1 глава. Жизненный путь художника………………………………………..6-11
2 глава. Творчество Поля Гогена…………………………………………….12
Подглава 1. Эпоха импрессионизма, 1874-1888 гг…………………….12-14
Подглава 2. Период синтетического стиля, 1888-1895 гг……………..14-20
Подглава 3. Вершина творчества, 1895-1903 гг………………………..21-24
Заключение…………………………………………………………………….25-27
Список литературы…………………………………………………………..28
Хронология жизни художника………………………………………………29
Список иллюстраций…………………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Поль Гоген. Курсовая.docx

— 4.79 Мб (Скачать файл)

 

 ФГБОУ ВПО Дальневосточный Государственный  Гуманитарный Университет

Факультет Изобразительных Искусств и Дизайна

Кафедра Дизайна

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине

«История Искусств»

на тему «Жизнь и творчество Поля Гогена»

 

                                                                   

 

                                                                    Выполнила: студентка 2 курса

                                                                     группы 623 Проскурина М.А.

                                           декабрь 2012г.

                                                  Подпись_________

      Руководитель курсовой работы:

                                               Ключникова Л.М.

                                         декабрь 2012.

                                                  Подпись_________

 

 

 

Хабаровск

                                                         2012

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3-5

1 глава. Жизненный путь художника………………………………………..6-11

2 глава. Творчество Поля Гогена…………………………………………….12

       Подглава 1. Эпоха импрессионизма, 1874-1888 гг…………………….12-14

       Подглава 2. Период синтетического стиля, 1888-1895 гг……………..14-20

       Подглава 3. Вершина творчества, 1895-1903 гг………………………..21-24

Заключение…………………………………………………………………….25-27

Список  литературы…………………………………………………………..28

Хронология  жизни художника………………………………………………29

Список  иллюстраций…………………………………………………………30

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ жизни и  творчества художника-постимпрессиониста Поля Гогена.

 Для этого исследования я  выбрала именно этого художника,  так как считаю его одним  из самых интересных и громких  представителей мира живописи, а  так же ярчайшим из постимпрессионистов,  наряду с Винсентом Ван Гогом,  Полем Сезанном и Жоржем-Пьер Сёра.

 Все значительные художники-постимпрессионисты  начали свой творческий путь  импрессионистами.  Но если импрессионисты представляли собой единую крупную группу художников, ставивших перед собой общие задачи, то дальнейшие поиски изобразительных средств повели  художников по разным путям. Вокруг каждого из художников периода постимпрессионизма складывался на какое-то время маленький круг сторонников определенного метода, но настоящего единства между ними не существовало. Каждый из них шел своим отдельным путем, часто испытывая острую горечь одиночества, каждый из них представлял собой более или менее яркую индивидуальность, оценить которую почти никогда не удавалось его современникам.

Создавая свою положительную программу, художники в пылу борьбы с нормами  порою бессознательно, а иногда  и сознательно, прибегали к некоторым  эксцентричным приемам, которые  выделяли их из окружающего общества. Но в основном жизненный путь большинства  художников, хотя и подчиненный целиком  их творческим исканиям, ничем не отличался  от жизненного пути других, «обычных»  людей. Одни вели более или менее  спокойную, размеренную жизнь; другие, более остро реагировавшие на окружающую действительность, часто  доходили до полного отчаяния и кончали  жизнь самоубийством или в  сумасшедшем доме. К первым можно  отнести Сёра и Сезанна, которым  никакие невзгоды не помешали твердо следовать по раз избранному пути, и в жизни которых, несмотря  на все их подвижничество, трудно обнаружить какие-нибудь особенно яркие события. Ко вторым относится Ван Гог, вся жизнь которого, пронизанная противоречиями и сомнениями, была сплошным горением. Сумасшествие и самоубийство Ван Гога были в какой-то мере логическим завершением его жизненного и творческого пути.

По бесконечным противоречиям  и сомнениям, раздиравшим Ван  Гога и отразившим духовный кризис европейской интеллигенции конца XIX столетия, по не менее трагическому жизненному финалу с судьбой Ван Гога перекликается и судьба Поля Гогена.

Оценивая значение каждого из них, ценители искусства в большинстве  случаев отдают предпочтение Сезанну. И действительно, в своем искусстве  он наиболее последователен, найдя  опору в галльском рационализме. Ван Гогу удалось написать значительно  большее количество картин, чем Гогену, причем его работы превосходят работы Гогена и по своей впечатляющей силе и своим очарованием. Гоген же превосходил своих товарищей и физической мощью и духовным беспокойством. Его жизнь была необычной и даже романтической. Новаторство Гогена проявлялось в первую очередь в методах интерпретации, в стиле – в сознательном стремлении к обновлению стиля.

И в жизни и в творчестве Гогена все кричаще необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования. Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил  во все то, что проповедовал. А  потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает  особый смысл. Каждый шаг п пути новых достижений, каждое изменение его творческого метода, каждая новая картина отражались и на его личной биографии. Каждому периоду в развитии его живописи соответствовали и определенные изменения в жизни художника.

Хотя в этой традиционной точке  зрения на Гогена есть и немало верного, тем не менее, не все здесь соответствует действительности. В последние годы обнаружено много новых материалов, касающихся как первых шагов Гогена на творческом пути, так и дальнейших моментов его биографии. Найдены также данные, относящиеся к ближайшим предкам художника, что позволит нам по-новому увидеть и осознать те связи и влияния, которые в какой-то, и, очевидно, весьма значительной, мере определили как характер и многие поступки Гогена, так и его художественные вкусы и устремления. И теперь скачок от карьеры благоденствующего финансиста к жизни, полной превратностей, горьких разочарований, отчаянной борьбы за существование, более понятен.

В этой курсовой работе мы тщательно  сможем проследить развитие его творчества, начиная с его «юных» произведений, постепенно подступая к более  зрелым картинам, останавливаясь на самых  интересных, где-то неоднозначных и  противоречивых работах, или же, напротив, на том, что вызывает у ценителей  постимпрессионизма и в целом  искусства какую-то единую точку  зрения. Так или иначе, невозможно оставаться равнодушным к творчеству Поля Гогена: его работы завораживают, заколдовывают, в них есть некая доля интимности и загадки. Каждый человек сможет найти в его картинах что-то свое, каждый сможет найти «свою» картину…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Жизненный путь художника.

Выбор профессии художника? На протяжении веков выбор часто был основан  на традиции: профессия передавалась от отца к сыну. Ребенок с детства  привыкал к запаху клея и скипидара; обучение происходило в семье, и  первая мастерская была домашней. Начиная  с эпохи романтизма, многое меняется. Стремление стать художником выражает своеобразный протест, бегство от действительности, желание остаться самим собой. Так  было и у Гогена.

Поль Гоген принадлежит к  числу художников, жизнь которых  настолько тесно переплетена  с их творчеством, что в последнем  нельзя понять, не обратившись одновременно к их биографии. И, наоборот, жизненный  путь Гогена можно понять в полной мере, только зная творчество художника, так как его биография –  это лишь одна из сторон его творчества.

С именем Поля Гогена долгое время  был связан образ художника-самоучки, который по какому-то внезапному капризу  бросил прибыльную должность на бирже, порвал с карьерой дельца и целиком  посвятил себя искусству. Интерес к  искусству, о котором до этого  он, якобы, имел лишь весьма приблизительное представление обычно объясняли знакомством Гогена с Писсарро. Считалось, что влияние Писсарро было настолько велико, а обаяние его личности настолько сильно, что преуспевающий банкир не мог ему не поддаться. И жизнь обеспеченного человека, неожиданно для окружающих, да в какой-то мере и для самого Гогена, сменилась преданным служением искусству, тяжким, жалким существованием, поисками случайного заработка и вечными скитаниями и исканиями.

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Эго отец, Кловис, был журналистом, одержимым радикальными республиканскими идеями. В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер I от сердечного приступа.

Поль  прожил в Перу  до семи лет. Воспоминания об этих годах всегда жили  его душе и позже вдохновили на полные опасностей скитания по свету.

В 1855 году Гогены вернулись во Францию и  поселились в Орлеане. Вскоре Полю надоела  серая провинциальная жизнь. При  первой же возможности он нанялся  на торговое судно и покинул родной дом. Это случилось в 1865 году. За несколько  лет Гоген превратился в настоящего морского волка. Он побывал в Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании. Позже будущий художник поступил на службу во французский  военно-морской флот и продолжил  свои путешествия, бороздя просторы от Средиземного моря до Полярного  круга.

В 1871 году Гоген оставил флот. К тому времени  мать Поля уже умерла, и его опекун, Гюс-тав Ароза, помог ему получить место в одной из самых солидных биржевых фирм Парижа. Труды на новой ниве были вполне успешны, поведение не вызывало никаких нареканий — казалось, что дальнейшая жизнь предопределена на много лет вперед.

В 1873 году Гоген женился. Его избранницей  оказалась датчанка Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей. В свободное время Гоген, поощряемый опекуном, страстно предавался своему хобби. Этим хобби было рисование.

Писать  красками он начал в 1870-х годах. Гюстав Ароза собирал картины, через него Гоген узнал некоторых членов кружка импрессионистов. Импрессионизм в те годы оставался самым авангардным течением в живописи. Гоген с энтузиазмом принял идеи своих новых знакомых и принялся воплощать их на своих полотнах. Этому способствовало и то, что он взял несколько уроков у Камиля Писсарро.

Поначалу  Гоген очень скромно оценивал собственные возможности. Когда  одну из его картин отобрали для  показа в Салоне, он не сказал об этом даже жене. С течением времени имя  Гогена все чаще звучало в артистических  кругах, и художник стал задумываться над тем, чтобы полностью посвятить  себя живописи. Биржевой кризис 1882 года, поставив под вопрос дальнейшее финансовое процветание Гогена, послужил неплохой мотивировкой окончательного выбора, сделанного в пользу искусства.

Впрочем, финансовый кризис отразился и на живописи. Картины перестали пользоваться спросом, и жизнь Гогена превратилась в борьбу за выживание. Стремясь сократить  расходы, Гоген в 1884 году вместе с  семьей переехал в Руан, а чуть позже  — в Данию. Там художник торговал брезентовыми изделиями, а его жена давала уроки французского языка. Бизнес Гогена не задался, что (вкупе со всем остальным) привело к обострению его отношений с Мэтт. В июне 1885 года брак распался. Гоген вернулся в Париж со своим вторым сыном, Кловисом, а Мэтт с другими детьми осталась в Дании. 
Гоген продолжал биться в тисках бедности и дошел до того, что поступил кассиром на железнодорожную станцию. Но для его живописи именно это время стало переломным. В тоске по оригинальному стилю, художник изменил импрессионизму. 
Начало перемен связано с Бретанью.

Впервые Гоген приехал сюда в 1886 году. В  конце XIX века Бретань была еще живописной окраиной. Здесь сохранились древние  традиции, резко выделяющие эту французскую  провинцию на фоне остальных районов  страны. Бретонцы были кельтским народом  с собственным языком, национальными  костюмами и своими религиозными праздниками. Все это пробудило  дремавшую в сердце художника  любовь к экзотике. Ему снова захотелось странствовать.

Но первое после долгого перерыва путешествие  Гогена оказалось не слишком удачным. В 1887 году он отправился в Панаму вместе с художником Шарлем Л авалем, рассчитывавшим на материальную поддержку от своего шурина. Помощи этой приятели не дождались, и Гогену пришлось наняться рабочим  на строительство Панамского канала. Накопив немного денег, художники  отправились дальше. На Мартинике  Гоген заболел малярией и дизентерией, после чего был вынужден вернуться  домой. Зиму он провел у друзей, а  ранней весной 1888 года вновь перебрался в Бретань.

Гоген не падал духом. Один из художников, знавших  его тогда, заметил, что Гоген  напоминает ему надменного капитана большого судна, добавив, что тот  «замкнут, самоуверен, молчалив и угрюм, хотя при желании может быть очаровательным и милым». 

Другой  описывал его еще более экспрессивно: «рубака, трубадур, пират». Дружба с  Эмилем Бернаром вдохновила его на создание первого шедевра — полотна  «Видение после проповеди». В этой работе Гоген нашел применение поразившим его элементам бретонской культуры, соединив их с кардинально упрощенной манерой письма.

Информация о работе Жизнь и творчество Поля Гогена