Живопись и графика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:10, реферат

Краткое описание

На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.
Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека - функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика изобразительных искусств 4
2. Живопись и графика 5
3. Скульптура 8
4. Фотография 11
Список используемой литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

РЕф 1.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика изобразительных искусств 4

2. Живопись и графика 5

3. Скульптура 8

4. Фотография 11

Список используемой литературы 13

 

 

Введение

На протяжении всей истории  человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены  в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства.

Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение  творческих сил, формирование духовного облика человека - функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадав тайны бытия, с  помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный  процесс самопознания, заставляя  работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизующее к действию наши духовные силы.

Изобразительное искусство  – всегда диалог, спор, внутренняя беседа художника и зрителя. Создав серьезное  произведение искусства, художник прошел свою часть пути. В его работе соединились строгий расчет и  интуиция, острая наблюдательность и  обильная фантазия, ясно изложенная художественная мысль и непередаваемое словами  чувство; в ней заключен смысл, существенный для многих людей. Остальную часть  пути должен проделать зритель. Ему  предстоит правильно понять и  глубоко почувствовать, сопережить то, что хотел сказать и выразить художник.

Но наиболее полое восприятие произведений изобразительного искусства  требует и известной специальной  подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей. Знание свойств, цвета, рисунка, композиции и других элементов в создании впечатляющего художественного образа и того, как расширяют замысел мастерски использованные автором богатейшие возможности художественной формы, несомненно, приблизит зрителя к более глубокому восприятию искусства.

 

  1. Общая характеристика изобразительных искусств

Изобразительными искусствами  называется группа видов художественного  творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих  конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. В изобразительном  искусстве художественный образ  воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости, не развиваясь во времени так, как это  происходит в литературе или в  музыке. Однако, это не значит, что мир фиксируется статично. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздавать духовный облик человека. Выхватывая из действительности порой одно мгновение, художник способен сделать в нем большой силы обобщение, показать самое существенное и типичное. Поэтому, глядя на картину или на скульптуру, можно представить, что предшествовало данному моменту и что произойдет в последующем.

Основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика  и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они  связаны между собой целым  рядом переходных форм.

Живопись представляет собой  вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости  с помощью красок и цветных  материалов. Основными изобразительными средствами и приемами в передаче тончайших нюансов действительности является система цветовых сочетаний (колорит). Живопись разделяется на монументальную (роспись фасадов  зданий, стен, потолков) и на станковую (собственно картины).

Основными жанрами живописи являются: пейзаж (изображение природы, сельский, городской, индустриальный пейзаж), натюрморт, демонстрирующий естественные предметы (цветы, фрукты, дичь, рыба, бытовые  вещи и т.д.), сюжетно-тематическая картина  — исторического, батального, жанрово-бытового, анималистического содержания.). Особое место в живописи занимает миниатюра, представляющая собой живописное произведение небольшого формата, исполненное на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Миниатюры выполнялись гуашью, акварелью, эмалью, маслом, лаком, темперой.

Еще одним видом изобразительного искусства является графика. Она  основана на однотонном рисунке и  использует в качестве основного  изобразительного средства контурную  линию, точку, штрих, пятно. В зависимости  от назначения графика делится на станковую, представляющую оригинальные произведения, имеющие самостоятельное  значение и на прикладную-печатную включающую в себя гравюру, литографию, офорт, карикатуру и т. д.

Скульптура также является видом изобразительного искусства. Она воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию, по трактовке образов и форм скульптура делится на монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню).

По форме изображения  различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую измерение по высоте, толщине, ширине, обход со всех сторон и различные рельефно-выпуклые изображения на плоскости. В свою очередь рельеф подразделяется на барельеф (низкий), применяемый на монетах  и медалях; горельеф (высокий), используемый в монументальной и станковой  скульптуре; контррельеф (вогнутый), применяемый  на печатях и различных формах. Практически все жанры и формы  скульптуры окончательно сложились  в период греческой античности, оставив  человечеству в полном смысле этого  слова «классические образцы».

Необходимо несколько  слов сказать и об относительно молодом  изобразительном искусстве фотографии. Сегодня фотографический снимок — это не просто копия внешнего облика явления на пленке. Художник-фотограф, путем выбора объекта фотографирования, освещения, специального наклона аппарата может создать осмысленный, подлинно художественный образ. В конце XX в. художественная фотография по праву заняла свое, особое место в ряду изобразительных видов искусства.

 

  1. Живопись и графика

Живопись — изображение  на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника; выделение элементарного  и наиболее популярного эстетического  чувства — чувства цвета в  особую сферу и превращение его  в одно из средств художественного  освоения мира.

В древней живописи соотношение  изображаемых явлений было не столько  пространственным, сколько смысловым. На острове Чэм (Австралия, залив Карпентария) в древней пещере на белой стене черной и красной краской нарисованы кенгуру, преследуемые тридцатью двумя охотниками, из которых третий по порядку ростом вдвое выше остальных, так как изображает вождя. Первобытный художник-охотник был сосредоточен на том, что составляло источник его жизни. Он был великолепным анималистом. Анатомия животных была ему хорошо известна. В пещерной живописи изображения зверей поражают точностью форм, глубоким знанием строения их тела и повадок. Чтобы убить животное, нужно было знать его уязвимые места и манеру поведения; чтобы разделать тушу убитого животного, нужно было знать его строение, а сама разделка служила наглядным уроком анатомии. Запечатлевая охотничий опыт народа, художник учился четко и точно относиться к объекту своих жизненных интересов. При этом утилитарное предшествовало эстетическому, польза рождала красоту, а красота учила глубже осваивать природу.

Средневековая живопись давала условно-плоскостное изображение  мира. Композиция акцентировала не удаленность предмета от глаза наблюдателя, а его смысл и значение. Эти  же особенности присущи русской  иконописи. Средневековье еще не знает анатомического различия взрослого  и ребенка: на картинах Христос-младенец — это взрослый человек в уменьшенных  размерах. Средневековое изобразительное  искусство вглядывается во внутренний мир человека, проникает вглубь его  духа. На смену культу красоты обнаженного  тела приходит мода на драпирующие  тело, ниспадающие до пола одежды. Характерно монашеское одеяние, скрадывающее очертания  фигуры человека, делающее его облик  бесформенным и бесполым.

Возрождение воскрешает культ  обнаженного тела, подчеркивая не только его красоту и мощь, но и чувственную привлекательность. Радость бытия, духовное и чувственное  наслаждение жизнью сквозят в  живописи, воспевающей прелесть женского тела, его джорджоневскую целомудренность, рубенсовскую пышность, тициановскую земную и небесную красоту, эль-грековскую одухотворенность.

В эпоху Возрождения сложились  развернутые принципы перспективно-пространственной композиции. Расположение фигур в  картине раскрывало их жизненные  взаимоотношения. Возрождение открыло  законы перспективы или даже шире — свободное владение пространством. Идея перспективы разрабатывалась  Брунеллески и Альберта, которые  учили организовывать пространство в картине по принципам усеченной  пирамиды, образуемой лучами, идущими  от предметов к нашему глазу. Об овладении  пространством говорит не только построение перспективы (например, в  «Тайной вечере» Леонардо да Винчи), но и создание «дематериализованного» пространства.

Так, в «Сикстинской мадонне» Рафаэль изобразил женщину, ступающую, не глядя под ноги, по облакам. Эффект дематериализации пространства достигается смещением перспективы: два обращенных лицом к зрителю ангела на переднем плане картины устремили на Богоматерь свои взоры. По законам реального пространства они не могут смотреть на мадонну, так как она находится сзади них, но они живут в бесплотном пространстве, и на их глазах происходит чудо-явление женщины, несущей на руках Бога, поэтому невозможное и возможно.

В XIX в. завершается наметившийся уже ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики  — линейные соотношения, воспроизведение  формы предметов, передача их освещенности, соотношения света и тени. Живопись запечатлевает соотношения красок мира, в цвете и через цвет она  выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие окружающему. Процесс  размежевания живописи и графики  завершают импрессионисты. Они ничего не передают вне цвета, все линейное для них второстепенно; не рисунок, а цветовые соотношения изображаемых предметов становятся основным носителем  эстетического смысла. Живопись обретает независимость от рисунка, ранее  бывшего главной ее целью и  приближается к музыке, удаляясь от литературы.

Живопись освоила свет, она пишет цвет света, полусвета, тумана, воздуха, тени, полутени. Так, в  картинах Клода Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются  тончайшие переливы света. Сама композиция в живописи становится колористической (например, картины Ван Гога, Ренуара, Мане, Тулуз-Лотрека). Пикассо говорит, что в современной живописи каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика; скажем, пишешь бороду какого-то персонажа; она рыжая, и этот рыжий цвет заставляет все переставить в ансамбле, переписать все, что находится вокруг, — это как цепная реакция.

В XX в. резко меняется характер живописи. На нее воздействуют фото, кино, телевидение, широта и разнообразие впечатлений современного человека, воспринимающего реальность и с  больших высот, и на больших скоростях, и в неожиданных ракурсах, и  с переменных, движущихся точек зрения. Углубляется интеллектуальный и  психологический мир человека. Появление  фотографии и освоение ею цвета поставило  перед живописью новые задачи. Просто запечатлеть объект на память теперь может фотография. В живописи XX в. возрастает роль субъективного  начала, обостряется значение личного  видения, индивидуального восприятия жизни (вспомним «Мартовский снег»  Грабаря).

По словам Хосе Оргеги-и-Гассета, «за века художественной истории Европы точка зрения сместилась — от ближнего видения к дальнему, а сама европейская живопись, возникнув в творениях Джотто как живопись заполненных объемов, превратилась в живопись пустого пространства... Эволюция западной живописи заключается в перемещении внимания с объекта на субъект, на самого художника».

Смыслообразующие элементы живописи — обработанное плоское основание, правильные края картины и рама (в наскальной живописи эти элементы отсутствовали). В Новое время появилась живопись, не изображающая глубинного пространства и не обрамленная. Ее аналогом стала скульптура без пьедестала — подвешенная или стоящая на земле. Знаковый смысл имеют части изобразительной плоскости, место изображения предмета на ней. На портрете кисти Мунка погруженный в себя субъект расположен немного сбоку в пустом пространстве. Это создает художественно-смысловой эффект грусти и отчуждения, который усиливает поза портретируемого.

Художник X. Грис отмечал, что желтое пятно обладает различным визуальным «весом» вверху и внизу изобразительного поля. Знаковый смысл «верха» и «низа» в живописи связан с вертикальным положением человеческого тела, направлением сил тяжести, опытом видения земли и неба. «Правое» и «левое» как части изобразительной плоскости обретают знаковую определенность в связи с традициями культуры, в частности с исторически сложившимся направлением чтения и письма, а также в связи с асимметрией правой и левой руки. В язык живописи входят также формат картины и размер изображения той или иной фигуры. Скульптурные или живописные фигуры, превышающие натуральные размеры человека, обозначают величие изображаемой личности, а миниатюрный формат передает интимность, изящество, драгоценность объекта. В древнем искусстве главная фигура рисовалась иногда больше не только других фигур, но даже деревьев и гор. В эпоху Возрождения социальная значимость изображаемой фигуры начала выражаться другими знаковыми средствами: одеждой, знаками отличия, позой, местом расположения в изобразительном поле, соотнесенностью с другими фигурами.

Информация о работе Живопись и графика