Живопись Древней Руси (13-16 вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:08, реферат

Краткое описание

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен её характер.

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Ясное представление об этих образах составляет «Рождество Богородицы», украшающее знаменитые, созданные в 13 веке Златые врата Рождественского собора в Суздали. Это изображение замечательное и по своему художественному уровню, и по абсолютной сохранности благодаря технике исполнения – золотой наводке на меди, в народе называемой «огненным золочением». Вверху того прямоугольника, который отведен на воротах под эту композицию, тонкой золотой линией начертано «Рождество Пресвятой Богородицы» - как всегда в византийском и древнерусском искусстве, «словом» назван образ.

Другие домонгольские изображения Рождества Богородицы – во фресках Святой Софии Киевской, во фресках новгородской Нередицы – также ясно из Рима передают житейскую сторону Рождества Богородицы, используют те же детали. Бережно хранили художники последующих поколений главные черты этих древнейших образов.

Замечательно сделанное мастерами 15 в. на созданной в конце этого столетия новгородской таблетке – небольшой иконе, написанной не на доске, а на грунтованной ткани, принадлежавшей храму Святой Софии в Новгороде. Также изображения в древности назывались полотенцами.

Алой киноварью по золотому фону начертана здесь надпись, обозначающая образ. Изображения Рождества Богородицы – яркая страница древнерусского искусства.

Так же как изображения Рождества Богородицы, древнерусское искусство на всем пути своего развития изображало Рождество Христово, образы Благовещения Пресвятой Богородицы, образы Сретения Господня, образы крещения Господня, образы Распятия, образы Пресвятой Троицы, которые несли образы в древнерусском искусстве.

Образы ангелов и архангелов в древнерусской живописи изображались исходя из библейских текстов – шестикрылыми - серафимов, крылатыми и огненными - херувимов.

Архангел Гавриил – светлый, послушный богу вестник. Одно из знаменитейших изображений – икона, называемая также «Ангел Златые власы», написанная в Новгороде в 12 в. Золотом написаны лежащие крупными прядями волосы архангела.

Также сохранилась знаменитая икона «Архангел Михаил» 13 в. В сиянии оттенков алого, которыми она написана, предстает частью того же горячего света, который ложится на лик архангела Михаила, напоминает о власти таинственной и мощной, которой он наделен.

Андреем Рублевым написан прославленный архистратиг Михаил – икона архангела Михаила.

В древнерусском искусстве очень шорок круг образов представляющий святых. Их образы занимают наиболее заметной место в древнерусской живописи, составляя ее яркую неповторимую страницу.

Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью. Живопись на просто украшает православные храм, а составляет с ним стройной смысловое и художественное единство и для того, чтобы этот смысл храма, духовный, символический смысл самого здания церкви выступал как можно яснее, еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на его стенах. И хотя древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, большую часть в нем составляют иконы – образы.

В 14-15 веке, когда Древняя Русь переживала свой духовный и художественный рассвет, появилась новая, чрезвычайно яркое и глубокое выражение, представление о воссоединении с прибывающим в алтаре Иисусом Христом всей молящейся ему церкви.

У истоков этого нового стоят Феофан Грек и Андрей Рублев. Именно ими были созданы в начале 15 века иконы, которые и сейчас располагаются на алтарной преграде Благовещенского собора Московского Кремля.

Три иконных ряда, написанных Андреем Рублевым со своим другом, художником Даниилом Черным в Успенском соборе города Владимира, слитые воедино, составили иконостас; именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах и в других русских храмах 15 в.

В последующие века иконостас иногда дополнялся, но в сути своей он оставался неизменным. И в широком смысле слова русская икона – всегда часть иконостаса, даже если она была написана не для иконостаса, или иконостас в который она входила, разрушен. Она всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней христианской Руси и который так ярко воплотили ее художники в высоком иконостасе.

Образы древнерусской живописи, сюжеты, лежащие в их основе, подчеркнутые из христианского слова, благодаря особому, восходящему к византийской православной традиции отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления – древнерусской иконописи.

Именно в разрешении этой задачи русские художники 11-16 вв. достигли величайших успехов. Исполненными конечного светлого смысла предстают в древнерусской живописи все события, ведущие к людскому спасению. С захватывающей силой передавали древнерусские художники то внутреннее преображение, которое может приобрести каждая идущая путем праведности конкретная человеческая личность.

Возрождающаяся при возвращении древней иконы в храм изначально присущее ей единство с его архитектурой, со звучащими песнопениями являет пример того синтеза искусств, о котором сейчас так много говорят и который признается столь важным и необходимым для современного искусства. Для современного иконописания начавшаяся жизнь древней иконописи является по истине жизненно важной, и все большее число иконописцев ориентируются в своем творчестве не на европейскую живопись, а на древнерусскую икону: ведь именно ее язык более всего пригоден выражению истин евангельского слова, хотя овладение сложнейшими, во многом утраченными художественными и даже чисто ремесленными приемами древних иконописцев очень не легко.

И, хотя сравнивать произведения современных иконописцев впрямую с древними иконами еще рано, на этом пути есть первые, пусть еще не очень многочисленные, но безусловные успехи. Это внушает надежду на то, что, став современниками открытия иконы, мы, можем быть, присутствуем при начале ее возрождения.

 

Литература

 

  1. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. – М.: Просвещение, 1993. – 223с.

 

 


 



Информация о работе Живопись Древней Руси (13-16 вв)