Живопись Древней Руси (13-16 вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 16:08, реферат

Краткое описание

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен её характер.

Вложенные файлы: 1 файл

МХК.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

Колледж педагогического образования, информатики и права

050704 – Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

 

по дисциплине: Мировая художественная культура

 

 

Живопись Древней Руси (13-16 вв)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Симошкина Н. группа 5 «Б»

 

Проверила: Олейникова Н.И.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан

2009г.

 

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа.

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и этой ролью был определен её характер. Неотделимо от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы крестьянское нравоучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово».

Воплотить слово, эту грандиозную литературу – Священное Писание, Библию, апокрифы (древнейшие повести, посвященные тем же лицам и событиям о которых повествует Библия), гимнографические произведения – нужно было как можно яснее, ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.

Искусство византийского православного мира разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

«Образ» по-гречески – икона. И уже с глубокой древности слово «икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших широкое распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, как правило, написанных на доске. Этому смыслу отвечает и существующее параллельно собственно русское название икон – образа. Но в широком смысле иконой, т.е. образом, воплотившем слово, являются всё созданное этой живописью: и изображения, неотделимые от самих зданий храмов, мозаики, выложенные на их стенах из кубиков драгоценного стекла, фрески, написанные по покрывающей эти стены штукатурки, и миниатюры, украшающие страницы рукописных книг.

В течение долгих веков живопись византийского православного мира, в том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком раскрытии этих истин живопись обретала необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

После падения Византии Русь была подлинным центром православной культуры, но с подъемом русской государственности при Петре I, повернувшем Россию на запад, самобытная живопись, имеющая свои истоки в византийской традиции, заменялась живописью западного – европейского типа.

Постепенно древнерусская живопись придавалась забвению. Древняя художественная система сохранялась лишь в христианском иконописании, центрами которого были несколько «иконописных» сел – Палех, Мстера и Холуй.

Главный центральный образ всего древнерусского искусства – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спасом называлось и любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве.

Но, чтобы быть подлинными свидетельствами этого воплощения, чтобы создать образ того Иисуса Христа, который предстает в Евангелии, эти изображения должны были отвечать двум требованиям которым они всегда и отвечали в искусстве Византии и Древней Руси: передавать со всей возможной точностью реальный облик Иисуса Христа, о земной жизни которого повествует евангельский рассказ, и одновременно раскрывать в его облике то таинственное, божественное начало, на присутствие которого этот рассказ также постоянно указывает.

В древнерусском искусстве мы неизменно видим характерный облик зрелого мужа с длинными волосами и небольшой бородой, который всегда безошибочно узнается людьми.

Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы буквы, обозначающие словом его личность, сокращенное обозначение его имени. Также традиционно окружает голову Спаса нимб-круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму.

Тогда же, в древности, в византийском искусстве сложились чисто художественные, живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике Иисуса Христа, представить «преображенной» этим началом его человеческую плоть. Эти приемы на протяжении всей своей истории развивало само византийское искусство, замечательно развили их и художники Древней Руси. Это позволило раскрывать в образах Спаса разные грани его личности, создать почти бесконечное разнообразие этих образов.

Но стремление к разнообразию никогда не было самоцелью древнерусских художников. Наоборот, считая свою задачу чрезвычайно важной и серьезной, они стремились, как можно полнее сохранить все то, что было сделано их предшественниками. Древние, прославленные изображения Спаса повторялись, как правило, художниками многих последующих поколений. В этих случаях никогда не возникали копии, так как воспроизводились лишь главные, характерные черты избранного образца, но именно опираясь на эти черты, добавляя к ним свое новое, мастера создавали свои произведения.

Нерукотворный Образ, или иначе Спас Нерукотворный, – важнейший образец, которому следовали все мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство, икона, созданная, по преданию, не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа.

Многочисленны были и иконы, воспроизводящие Нерукотворный Образ. Древнейшая из сохранившихся – «Спас Нерукотворный», созданный в Новгороде в 12 веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее. На прямоугольной иконе, в центре её – только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой чуть раздвоенной бородой, всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса. Мощная линия с предельной ясностью, словно на века высекая их, вычерчивает благородные черты лика, высокие дуги бровей, тонкий нос, широко распахнутые удлиненные глаза. Сияющая, непроницаема сама поверхность лика, написанная теплым розовато-желтым тоном, абсолютно слитными мазками, как говорили в старину «плавями». Подтверждая особую природу этого лика, золотом по темной основе прочерчены обрамляющие его волосы, золото сверкает даже в очень живой, характерной, лежащей на лбу короткой прядке.

Очень важным и распространенным типом изображения Спаса в древнерусском искусстве был тип, получивший название «Спас Вседержитель». В этом наименовании воплотилось твердое представление о нем как о вершителе судеб.

«Спас Вседержитель» - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием – знаком принесенного им в мир учения – и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Художники создавшие изображение Спаса Вседержителя, стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием, хотя сами представления об этой силе и величии менялись с течением времени, зависели и от эпохи, когда жил художник и от его личного опыта.

До нас дошло выполненное мозаикой изображение Спаса Вседержителя в куполе одного из древнейших русских храмов – собора Святой Софии в Киеве (1043-1046гг). Золото сверкает в его одеждах – царственном пурпуре хитона, великолепном синем цвете плаща. Сверкающей смальтой выложены драгоценные камни на перекрестии нимба, на золотом переплете Евангелия.

Кроме основных изображений Спаса в древнерусском искусстве существовали и другие, менее важные и распространенные.

Научившись изображать спасителя так, как рассказывало о нем Евангелие – в единстве человеческого и божественного, искусство византийское, а вслед за ним древнерусское обретало возможность и необходимость изображать и его мать, Деву Марию.

Образ Спаса – основа всего, что изображает древнерусское искусство, всех изображенных им сюжетов, всех созданных в нем образов.

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и духовной жизни людей, стоят образы Богородицы, Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился спаситель, - образы его земной матери.

По приданию, первые иконы Богоматери были созданы еще при её жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. До наших времен дошли ее изображения 2-3 вв.

Икона «Богоматерь Владимирская» считалась на Руси покровительницей. Летопись гласит, что икона эта была привезена в начале 12 века в Киев из Царьграда. Она считается произведением великого константинопольского художника начала 12 в. Этот мастер твердо соблюдает те требования, которым в течение веков отвечали иконы Богоматери: в углах доски он помещает обозначение словом ее личности – начальные буквы греческих слов «Мать Бога», фон иконы он покрывает золотом – знаком вечного света в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария изображена закутанной в темно вишневый плащ-мафорий, а на нем – звезды, знаки ее девства. Черты Богоматери здесь соответствуют древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии.

Судя по древнейшим историческим источникам, именно художественное совершенство иконы определило ее особую историческую судьбу.

Следуя древней традиции, «Богоматерь Владимирская», чтимая всем народом, многократно повторялась. Одно из самых знаменитых повторений – так называемая запасная «Владимирская», созданная в начале 15 века для того, чтобы заменить собою в Успенском соборе Владимира древнюю святыню. Существует предположение, что это повторение «Владимирской» было создано великим древнерусским художником Андреем Рублевым в 1408г.

Любовь и почитание Богородицы на Руси нераздельно слились с ее иконами. И сегодня, пожалуй, первые образы в древнерусском искусстве, которые привлекают к себе современного человека и наиболее понятны ему, - это образы Богородицы. И как в древности можно надеяться, что прекрасные древнерусские образы Богоматери помогут «вновь просвещающимся» нашим современникам обратиться к родной культуре, найти путь к ее подлинным истокам.

В центре древнерусской живописи – образ Иисуса Христа и образ Богородицы. Поэтому очень важное место занимают образы событий из их жизни. Живописные образы всех этих событий, как правило, назывались праздниками.

Древнерусское искусство унаследовало из Византии и развило способы и приемы, которые позволяли представить священное событие в строгом соответствии с преданием, в максимальном приближении к исторической достоверности и вместе с тем свободным от житейских мелочей – таким, каким оно предстает в церковном празднике.

Основных, главных церковных праздников в году насчитывается 12, поэтому они называются двунадесятыми. Кроме двунадесятых, важнейшим является Пасха, Воскресение Христово. Поэтому главное место среди живописных изображений праздников занимают образы тех событий, что празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.

Но достаточно многочисленны в древнерусской живописи и образы некоторых событий, празднование которых в число двунадесятых не входит: образы воскрешения Лазаря, так называемая «Лазарева суббота», образы жен – мираносец у гроба и т.д.

Но церковных праздников в прямом смысле слова нет в честь очень важных событий из жизни Христа: в честь его страданий и смерти, в честь его мук, которые называют «Страсти Господни».

Страсти Христовы с древнейших времен изображала древнерусская живопись, до наших дней дошли их очень ранние изображения в росписях храма. Художники изначально стремились передать муки Христа со всей исторической достоверностью и вместе с тем раскрыть их спасительный светлый и радостный смысл. Но особенно ясно этот спасительный светлый смысл страстей зазвучал в произведениях русских мастеров 16 века в созданных ими иконах. Не случайно именно с этого времени вводят художники изображения страстей в иконные ряды, называемые праздничными, куда входили образы основных событий – праздников, где представлен весь путь спасения.

В живописи бесчисленны были изображения Рождества Богородицы – «словом», источником, которое воплощали художники в данном случае, была известна со 2 века апокрифическая, т.е. дополняющая Евангелие, повесть, которая первоначально так и называлась «Повесть о рождении Девы Марии», но больше известна под названием «Первоевангелия».

В византийском искусстве была выработана основа, совокупность приемов, позволяющих воплотить в живописи Рождество Богородицы так, чтобы это воплощение отвечало смыслу первоевангелия. Эту основу, называемую каноном, унаследовало древнерусское искусство, и на этой хорошо усвоенной основе уже в древнейший, домонгольский период были созданы русскими художниками прекрасные образы Рождества Богородицы, дошедшие до нас во фресках и убранстве древних храмов.

Информация о работе Живопись Древней Руси (13-16 вв)