Европейская культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 18:54, реферат

Краткое описание

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса

Содержание

Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения
Северный Ренессанс
ПРОТОРЕНЕССАНС
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
4 РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
4.1АРХИТЕКТУРА
4.2СКУЛЬПТУРА
4.3 ЖИВОПИСЬ
5 ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
5.2 РАФАЭЛЬ
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7 Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document bc.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

 

   5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

 

    В истории человечества нелегко  найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература. подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.  Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В отличие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, насыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как простая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две крупные фигуры заполняют всё пространство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холодное голубое небо. Запечатлен конкретный момент: мать, сама ещё ласковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и наблюдает, как

серьезный малыш внимательно рассматривает незнакомый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

    Донателло и Верроккьо монумент прозвали Великим Колоссом. До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте»

(1483—1494 гг.). Живописец отошёл от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность, В алтарной картине Леонардо мало фигур: женственная Мария, Младенец Христос, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, и коленопреклонённый ангел, словно выглядывающий из картины. Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. Это подобие грота среди тёмных базальтовых скал с просветом в глубине — типичный для Леонардо пейзаж: в целом фантастически таинственный, но в частностях — в изображении каждого растения, каждого цветка среди густой травы — выполненный с точным знанием природных форм. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость.

Итальянцы этот приём Леонардо называли сфумато. В Милане, по-видимому, мастер создал полотно «Мадонна с Младенцем» («Мадонна Литта»). Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности и идеальности образа. Изображён не определённый момент, а некое длительное состояние спокойной радости, в которое погружена молодая прекрасная женщина, кормящая грудью ребенка. Выразительна чёткость уравновешенной композиции с двумя симметрично расположенными окнами, между которыми вписан живой и гибкий силуэт женской полуфигуры. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко вылепленное лицо и лёгкой, еле уловимой улыбкой. Картина написана темперой, придающей звучность тонам голубого плаща и красного платья Марии. Удивительно написаны пушистые темно-золотистые вьющиеся волосы Младенца, не по-детски серьёзен его внимательный взгляд, устремлённый на зрителя.   Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495—1497 гг. по заказу Лодовико Моро для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Судьба этого прославленного произведения Леонардо трагична. Еще при жизни мастера краски начали осыпаться. В ХУЛ в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в XVIII в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. В

1908 г. были  проведены работы по расчистке и укреплению росписи. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба. Предпринятая в 1945 году реставрация спасла роспись от дальнейшего

разрушения, остатки живописи Леонардо были выявлены и закреплены. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление. Нельзя себе представить, что Леонардо да Винчи мог жить и творить в другую эпоху. И тем не менее его личность выходила за пределы своего времени, поднималась над ним. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, занимающие в истории мирового искусства одно из почётных мест. С рисунками

Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры,

оказали на неё огромное влияние.

 

   5.2 РАФАЭЛЬ

 

    С творчеством Рафаэля (1483—1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет- лому совершенному началу пронизывает всё творчество Рафаэля, составляет его внутренний смысл.  Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у местного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известного живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошел своего учителя.

    Излюбленный образ Рафаэля - Мадонна  с Младенцем. В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд Ее тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то. что скрыто от других. В образе Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и провидческое. Художник достиг здесь редкого динамического равновесия: кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности, божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.

 

 5.3   МИКЕЛАНДЖЕЛО

 

    Микеланджело Боунарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, Живописи, архитектуры. Микеланджело исполнил колоссальную мраморную статую Давида. Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает

несокрушимую волю.  Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в  лаццо Всккьо. Открытие монумента в 1504 г.превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трех с половиной столетий. В 1873 г. монумент был установлен в Галерее Академии изящных искусств во Флоренции. На старом месте, где поместил статую сам Микеланджело, теперь находится мраморная копия.

 

 

 

    6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

    Таким образом, стремясь познать  культуру Возрождения, тайны его искусства, необходимо анализировать традиции не только Италии, но и других западных стран, ибо только такое объединение, связанное одними идеями и

воззрениями, даст полную картину Ренессанса. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен,так как именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды, развитие которых актуально для всего человечества и в наши дни.  В кульминационные периоды развития культуры, примером которого является Возрождение, как правило, выявляются глубокие противоречия, преодолевая которые возникают новейшие традиции и приемы. И рядом с самыми революционными требованиями в области мысли и воли, приводившими в области морали, науки и искусства к самым смелым постулатам, рядом с безграничной дерзостью в разрушении старого и создании нового,  производящего порой впечатление чего-то очень современного, продолжают жить и развиваться пережитки старых воззрений.  И самые творческие, продуктивные мысли проверяются именно в усовершенствовании и развитии старых идей.  Возрождение открыло собой эру совершенно нового человека в истории европейской цивилизации. Это отразилось прежде всего в мировоззрении, убеждениях, во всех областях деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. В эту эпоху воля и действие шли вместе, старое и новое, объединяясь, рождало гениальные идеи, образы и произведения; совершенство творчества отдельной личности было также значимо, как и деятельность школ и периодов. Мыслители-гуманисты, люди искусства ставили перед собой героические задачи и успешно их решали. Те, кто видел решение всех проблем в совершенствовании идей общественного устройства, шли на смерть и лишения ради всеобщего блага человечества и создавали предпосылки для грандиозной деятельности последующих поколений. В области философии и наук (как гуманитарных, так и математических) произошел значительный скачок в развитии, характеризующийся гуманистическими идеями, новым взглядом на человека и его возможности.  В области искусства задачи человека были завещаны будущему в полуразрушенном виде, так как основные приемы и принципы нам понятны, а вот

как достигается общее впечатление от произведения — загадка, особенно в художественном изображении человека, его красоты и возвышенности.  Именно эта эпоха дала человечеству огромное количество всесторонних,

титанических, загадочных личностей — Петрарку, Шекспира, Джотто, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, для понимания творчества и человеческой личности которых необходимы столетия.  Антропоцентризм Возрождения проявляется в новой смысловой окраске микрокосмичности — в том, что человек превращается в макрокосме в одну из самых живых и деятельных сил.Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс — это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493—1541) и Нострадамуса (1503—1566).

 

 

  7 Заключение

 

Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, — уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым. Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой  культуры – культуры Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Культурология. Учебное пособие Под редакцией  А. А. Радугина – М., 2001.

3. Драч  Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.

4. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

5.Брагина  Л.М. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1997.

6.Баткин  Л.М. Итальянское Возрождение: люди  и идеи. М., 1994.

7.Бурхард  Я. Культура Италии в эпоху  Возрождения. М., 1996.

8.Кертман  Л.Е. История культуры стран Европы  и Америки. М., 1987.

9.Красильщиков  В.А. Превращения доктора Фауста. М., 1994.

10.Лосев  А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1974.

 


Информация о работе Европейская культура эпохи Возрождения