Европейская культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 18:54, реферат

Краткое описание

Возрождение стало переходом от средневекового культурного типа к новоевропейскому. Хронологические границы эпохи в разных странах имеют свои смещения. Вначале исторические сдвиги в экономической и общественно-политической жизни привели уже в XIII–XIV вв. к появлению характерных черт Возрождения в Италии, в последующие два столетия – в Нидерландах, Франции, Германии, Англии и других странах Западной Европы, которые принято считать очагами Северного Ренессанса

Содержание

Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения
Северный Ренессанс
ПРОТОРЕНЕССАНС
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
4 РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
4.1АРХИТЕКТУРА
4.2СКУЛЬПТУРА
4.3 ЖИВОПИСЬ
5 ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
5.1 ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
5.2 РАФАЭЛЬ
5.3 МИКЕЛАНДЖЕЛО
6 ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
7 Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Word Document bc.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

После смерти брата Ян ван Эйк продолжал работать, создавая разнообразные произведения. Он изображал мадонн, писал портреты. Его картины отличают точность и правдивость, стремление показать органичное единство человека и окружающего его мира. В портрете супругов Арнольфини художник достиг вершины в реалистическом мастерстве, обратившись к приемам, свойственным бытовому жанру. Портретируемые в исполнении Ван Эйка стали олицетворением частной жизни, что явилось новацией в портретной живописи. В картине изображаются не просто мужчина и женщина сами по себе, но их внутреннее единство, ощущение тепла семейного очага и бесконечной заботы друг о друге. Даже предметы интерьера здесь не случайны, это знаки семейной укорененности, супружеской верности, которая противостоит открытому пространству публичной жизни. Именно в Северном Возрождении формируется то, что позднее получило название «эстетизация повседневности».

Со второй половины XV в. очагом художественной жизни стали северные провинции Нидерландов, особенно Голландия. В произведениях художников, работавших здесь, видна связь с народными поверьями, фольклором, стремление объять сферу не только прекрасного, изящного, возвышенного, но и мистического, мрачного, низменного. Эти черты воплотились более всего в аллегорически-религиозных, фантастических произведениях Хиеронимуса Босха (1460–1516), символическое искусство которого открывало в окружающем мире грозное царство зла, отражало пороки погрязших в разврате людей.

В таких картинах, как «Сад наслаждений», «Воз сена», «Искушение святого Антония» Босх рассказал о греховности жизни людей, выявил привидевшиеся ему неприглядные явления всеобщего разложения мира. Он «населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов... Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела», – отмечает искусствовед Н.А. Дмитриева.

С XVI в. в искусстве Нидерландов усилилось новое течение, решительно порывавшее со средневековым мировоззрением. В русле этого течения появились замечательные произведения Питера Брейгеля Старшего (между 1525 и 1530–1569), прозванного «Мужицким» за любовь к изображению простых крестьян и горожан, их праздников и повседневных занятий на фоне реалистических пейзажей («Крестьянский танец», «Охотники на снегу»).

Практически любой предмет, животное, человек на полотнах Брейгеля имеют некий потаенный смысл. Искусство Брейгеля глубоко афористично и метафорично. В нем присутствуют и философские раздумья, и едкая критика негативных социальных явлений. Горечь, ирония, гротеск пронизывают работы художника. Проникновенной заботой о будущем родины и обостренным сознанием людской недальновидности, пассивности, нежелания признать очевидное отмечена последняя картина мастера «Слепые». «Слепые идут за слепым поводырем; страшны их пустые глазницы на бледных запрокинутых лицах, их ощупывающие руки и неверные шаги под гору, прямиком в реку, куда уже свалился слепой поводырь и падает идущий вслед за ним, а остальные идут покорно, еще ничего не зная. Но им всем быть там же – и это неизбежно. А

пейзаж дышит миром и спокойствием, уютно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться бедным слепым», – так комментирует полотно Н.А. Дмитриева.

Возрождение в Германии. В XV–XVI вв. Германия оставалась политически раздробленным государством. Ее экономическими, культурными и научными центрами были города.

К XVI в. разница между «вольными» и имперскими городами фактически стерлась и все крупные города Германии приобрели достаточно большую автономию от князей-курфюрстов. В стране развивались элементы капиталистического производства. Наибольшую роль в экономической жизни играли замкнутые крупные торгово-финансовые и производственные компании, часто действовавшие в условиях монополии, а потому препятствовавшие конкуренции. Это сдерживало формирование многочисленной прослойки предпринимателей и преодоление феодальных отношений в деревне. Тем не менее, в немецких бюргерских городах зарождался новый тип личности, обращенной к реальной земной жизни, здравому смыслу и практической выгоде.

В указанный период в Германии развернулась деятельность гуманистов, имевшая ряд специфических отличий от гуманитарных опытов итальянского Возрождения. Для немецких гуманистов был характерен повышенный интерес к этико-религиозным и церковно-политическим проблемам. Можно говорить и о значительном влиянии естествознания на их научные интересы. Особое место в трудах ученых занимали педагогические идеи. Наиболее значимой фигурой был Эразм Роттердамский (1469–1536).

Эразм Роттердамский родился в Нидерландах, но большую часть жизни провел в Германии, занимаясь издательской и комментаторской деятельностью. Его самая известная работа «Похвала Глупости» впечатляет глубиной мысли, интеллектуальным гротеском и тонкой иронией. Эразм Роттердамский обнаружил парадоксальность и двойственность ряда феноменов культуры: вера, умствование, риторическая рассудительность, доведенные до крайности, оборачиваются назойливыми ханжескими поучениями, претендующими на роль абсолютных истин и неограниченную власть над умами.

Гуманистическую литературу Германии отличает не столько гармония, сколько экспрессия. Очень велика в ней роль сатиры. Так, Себастьян Брант (1457–1521) в сатирическом произведении «Корабль дураков» изобразил глупцов разных сословий и профессий. Произведение включало множество народных пословиц и поговорок и содействовало становлению немецкого литературного языка. Мягким юмором, жизнерадостностью, непосредственностью и наивностью пронизаны стихи крупнейшего немецкого поэта и драматурга того времени Ганса Сакса (1494–1576). Его басни, песни, шванки и драматические произведения отражают ценностные ориентации бюргерства (благополучие, уют, устойчивый порядок).

Деятельность немецких гуманистов, их патриотизм, стремление воспитать у нового поколения гражданские чувства способствовали пробуждению национального самосознания. Этим объясняется обращение немецких историков-гуманистов (В. Пиркгеймер, К. Пейтингер, И. Авентин, Б. Ренан) не только к античному наследию, но и преимущественно к языческому прошлому Германии, а также к преданиям о средневековых германских империях Карла Великого и Оттонов (I–III). Осознав самостоятельную ценность дохристианского и раннехристианского прошлого германцев, они способствовали зарождению представлений о национальной истории.

Культурное своеобразие Возрождения в Германии нашло художественно-образное отражение в искусстве Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Лукаса Кранаха Старшего.

В течение своей творческой жизни Альбрехт Дюрер (1471–1528) работал в жанре портретной живописи и в технике гравюры: на дереве (ксилография) и на меди. В творчестве художника раннего периода выделяется серия гравюр «Апокалипсис» (1498). Страшные сцены гибели знатных грешников, неумолимой божественной кары в его интерпретации приобрели злободневный смысл. От гравюр «Четыре всадника» и «Битва архангела Михаила с драконом» исходил грозный пафос, веяло мрачной экспрессией. Художник, казалось, призывал человечество проявить решимость и отступить от края пропасти.

Французское Возрождение. Формирование французского Возрождения пришлось на XV ст. Завершилась Столетняя война с Англией (1337–1453), образовалось единое монархическое государство. Зарождавшаяся буржуазия еще не укрепила позиции, зато необычайно сильна для того времени была власть государства. Реформация, несмотря на жестокие религиозные войны, не смогла одержать убедительную победу во Франции, которая осталась католической страной. Эти особенности нашли отражение в таких специфических чертах французского Возрождения, как придворно-дворянский характер официальной культуры, с которой уживались свободомыслие, смелые политико-этические идеи, ярко выраженное национальное самосознание и патриотизм, скептицизм и ирония.

В последней трети XV в. французы обратились к античному наследию и достижениям итальянских гуманистов. Активно развивалась издательская деятельность; образование все больше освобождалось от диктата церкви; появились публичные библиотеки. Среди гуманистов Позднего Возрождения особое место занимает Монтень, создавший жанр философского эссе.

В «Опытах» Мишель Монтень (1533–1592) отстаивал идеалы светской нравственности, призывал следовать естественным природным желаниям, если это не задевает интересы других людей, и контролировать свое поведение разумом. Он не только размежевал мораль и религию, но и поставил на первый план нравственные принципы автономной личности. Однако, будучи пессимистом и скептиком, Монтень критически относился ко многим явлениям современной ему культуры и считал, что современная ему эпоха дала не только положительные всходы. Идеи Монтеня позволяют рассматривать его как мыслителя, глубоко познавшего сильные и слабые стороны человеческой натуры.

Претендовавшая на роль законодательницы вкусов и модных течений культура Франции XV–XVI вв. создавалась под покровительством монархов. Изящная, утонченная, аристократическая культура стала примерным образцом для многих европейских королевских дворов. Она была воплощением радости, изысканности и красоты жизни, вдохновляла на строительство чудесных дворцов и замков. Двор стал центром притяжения искусства и литературы. Желанными гостями здесь были ученые и философы. Сами короли – меценаты и знатоки искусства – нередко занимались сочинительством. Наконец, при дворе на самый высокий пьедестал была возведена женщина и сформировался идеал нового рыцарства.

В ренессансной французской литературе завоевал признание жанр гротескной сатиры. Самым выдающимся французским литератором Возрождения был Франсуа Рабле, который в знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединил традиции карнавальной смеховой культуры с гуманистическими идеалами и культом телесных удовольствий. Создание французской поэтической школы связано с именем Пьера де Ронсара.

Процесс формирования изобразительного искусства французского Ренессанса имел ряд особенностей, среди которых – поступательное преодоление готических традиций, подчеркнутое изящество и отрицание драматизма. Жизнеутверждающий пафос придворной культуры, дворянское гедонистическое мировоззрение отрицали аскетическую сдержанность средних веков. Среди художников французского Возрождения выделяются такие выдающиеся мастера, как Жан Фуке («Богоматерь с младенцем»), Франсуа Клуэ («Диана Пуатье»), Жан Клуэ Младший («Портрет Франциска I»).

Если в XV в. архитектура Франции еще продолжала следовать готическим традициям, то с XVI в. она полностью обрела ренессансные черты. Решалась важная проблема единства планировки города и архитектурного ансамбля, строились дворцы и замки, зарождалось садово-парковое искусство. Больше других французских зодчих прославился Пьер Леско. Вместе со скульптором Жаном Гужоном он построил и украсил в центре Парижа, на берегу Сены дворцовый комплекс – Лувр (который позднее достраивался и реконструировался).

Развитие музыки во Франции было связано как с влиянием зарубежной (итальянской) полифонической школы, так и с утверждением самобытного песенного жанра (шансон), в котором прослеживалась тенденция к подчинению музыки стихам. Становление театрального искусства долгое время сдерживалось средневековыми традициями мистерий. Однако во второй половине XVI в. появилась французская комедия в прозе, трансформировавшая элементы античной драматургии и средневекового фарса. Чуть позже на сцене появились трагедия и балет.

 

 

3. ПРОТОРЕНЕССАНС

 

    В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч.«протос» — «первый»).

    Аналогичного переходного периода  не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери  создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие Флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне.

 

  3.1 АРХИТЕКТУРА

 

    Итальянская архитектура долго  следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила: она тяготела

к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальнымчленениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в.). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие. В 1296 г. Во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту Джотто было начато строительство

колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.  Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо дела  Синьория во

Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо  ди Камбио. Это тяжёлый куб с высокой башней, облицованный грубым  камнем. На фасаде — окна разной  величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий дворец служил символом независимости Флоренции.

 Церковь Санта-Кроче

 собор Санта-Мария дель Фьоре

 палаццо дела  Синьория

 

  3.2  СКУЛЬПТУРА

 

    Раньше, чем в архитектуре и  живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно- зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легкообозримое со всех сторон.   Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью. Образы

Информация о работе Европейская культура эпохи Возрождения