Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:08, лекция

Краткое описание

Музыкальное искусство распределялось на три группы: народная музыка, музыка княжеских салонов и церковная.Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, которые испокон веков сохранялись в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их работе, бытие и обычаях. Веселые и печальные песенные мотивы выполнялись не только голосом, а и с помощью музыкальных инструментов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.02 Кб (Скачать файл)

Музыкальное искусство распределялось на три группы: народная музыка, музыка княжеских салонов и церковная.Народная музыка Руси состояла из вокальных  и инструментальных мелодий, которые  испокон веков сохранялись в  устной традиции народа. Песни с  давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их работе, бытие и обычаях. Веселые  и печальные песенные мотивы выполнялись  не только голосом, а и с помощью  музыкальных инструментов. Первейше, это обрядовая народная песенность (колядки и щедривки, гаевки и  веснянки, купальськие и обжиночные, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически  народная песенность делится на две  основные группы:

1) свободный речитативный  стиль; 

2) стиль с четким ритмом  и формой. Произведения первой  группы имели несимметричный  свободный ритм и, по сути, составляли  монотонное повторение одного  и того же мотива в разных  вариантах, сокращениях и распространениях, в зависимости от длины предложений  импровизированного текста. Такую  форму рецитации имели похоронные  причитания, которые выполнялись  монодично, без инструментального  сопровождения (как правило, профессиональными  плакальщицами). Вторая (основная группа) охватывала весь остаток песенных  жанров, то есть мелодий с четким  ритмом и выразительным синтаксическим  укладом фраз. Такая упорядоченность  музыкальных элементов переносилась  и на тексты песен, творя  в них правильные цезуры и  постоянное количество составов. Образцы древнейшей музыки этого  типа встречаем в архаических  обрядовых песнях, в особенности  между колядками, щедровками и  веснянками.

О музыке княжеских салонов  можем судить только на основании  упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних  фресок, главным образом Софийского собора. Репертуар этой музыки наверное был очень разнообразным - танцевальный, лирический, бытовой, шутливый и др. Наиболее часто встречаются упоминания о "пении славы" князьям: воинские и вообще геройские подвиги князя  или его предков ("Слово о  полке Игоревом"). Кое-где сохранились  даже имена лиц, которые были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями  таких произведений: Боян (XI ст), Митуса (XIII ст).

Из инструментов употреблялись  свои, извечные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и различные пищали и свирели. В княжеских дворах употреблялись еще и инструменты  чужого происхождения: кованные, металлические  или трубы и рога, орган, "смыки" или "гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный  музыкальный инструмент), лавута, навла, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола. Колокольчики и колокола пришли к нам от иудеев. Их с готовностью  позаимствовала себе христианская церковь.

Носителями музыкального творчества были: певцы героических  песен; скоморохи, которые со временем стали странствующими музыкантами. Скоморохи были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, остротами, магическими действами; калеки прохожие, старцы, творцы внехрамовой  набожной песни, предшественники более  поздних лирников.

Церковная музыка пришла к  нам из Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим  духовенством спроваживали тогда на Русь и греческих профессиональных музыкантов "домественников", которые  организовали у нас церковно-певческое  дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ("протопсальтами") церковных хоров. Сначала была позаимствована византийская церковная музыка. Начиная  с XI ст. вводится и распространяется русская церковная музыка, которая из первого источника церковного пения - Киево-Печерской лавры - быстро распространилась на церкви и монастыри всей Руси. Это был так называемый "Киевский распев", который стал основанием местной певческой традиции на долгие века. Известны даже имена профессиональных знатоков, творцов и исполнителей такой музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынске, Дмитрий в Перемишле

 

 

 

 

 

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается  легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям  славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и  струнных инструментах – лютне и  гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в  Галиче. В некоторых церковных  сочинениях, направленных против славянского  языческого искусства, упоминаются  уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный  театр. Известно, что при дворе  князя Владимира во время пиров  присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

 

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся  фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда  невест похищали, «умыкали», в более  поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского  времени шла речь о согласии и  невесты, и родителей на брак.

 


Информация о работе Древнерусская культура