Графический дизайн отечественного социального плаката

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:14, автореферат

Краткое описание

В формировании и становлении советского авангардного искусства и дизайна 1920-х годов важную роль сыграл графический дизайн, а именно – плакатная графика. Агитационные и пропагандистские плакаты социальной тематики известных советских художников-конструктивистов составили «золотой фонд» мирового дизайна. В последние два десятилетия ХХ века плакат стал излюбленным объектом разработки для многих дизайнеров-графиков, стремившихся выразить свою гражданскую позицию в этом жанре. В перестроечное время плакат был в авангарде профессии: «он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее»1.

Вложенные файлы: 1 файл

referat_igosh.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)
  • изменение морфологии плаката как «листового», плоского объекта путём пластической трансформации плаката или его частей и перевода отдельных элементов из плоской графики в объем и за пределы поверхности плаката;
  • остроумные способы взаимодействия графического решения плаката с окружающей средой, использование средового контекста, с нарушением целостности плоскости плаката, добавлением прозрачных элементов и других инновационных приёмов;
  • использование необычных мест размещения плакатов, ранее не использовавшихся для рекламных целей, в том числе, неожиданных, непривычных для потребителя объектов, в сочетании с которыми вдруг появляется плакат;
  • применение в плакате специфических новейших рекламных материалов и технологий (способов составления и нанесения изображения на объект-носитель), позволяющих изображению меняться заданным образом в зависимости от освещения или с течением времени.

Базовый принцип проектирования инновационных форм в социальном плакате – это подчинение всех средств выразительности социальной проблеме. Новизна и оригинальность дизайна должны, в первую очередь, работать на привлечение максимального внимания к социальной идее, а не на отстраненную красоту дизайнерского воплощения.

Выявленные тенденции  и примеры инновационных подходов в создании выразительного образа социального плаката служат богатым методическим материалом для применения в учебном образовательном процессе в системе подготовки дизайнеров графики. Неоценима воспитательная роль социального плаката – он помогает осознать молодому дизайнеру ценностные ориентиры выбранной профессии. В ситуации учебного проектирования, когда студент не зажат в жестких рамках требований реального заказчика и технологических ограничений, именно проектирование «на перспективу» новых, нестандартных образных решений и инновационных разновидностей социального плаката помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, раскрепостить его проектное мышление и изобретательность. Это позволяет вникнуть в самую суть дизайнерской деятельности, которая по определению является новаторской, прогностической и опережающей сегодняшний день.

 

ВЫВОДЫ И  ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

  1. Систематизирован научный материал по истории отечественного социального плаката:
  • исследован генезис (формы протодизайна) социального плаката, проявленный в социальных темах русского лубка (XVII-XIX вв.);
  • выделены и описаны четыре основных исторических этапа развития отечественного социального плаката (с момента утверждения плаката в начале ХХ века до настоящего времени): «дореволюционный благотворительный», «советский революционно-авангардный», «советский социалистический реализм», «современный»;
  • дана характеристика основных образно-графических средств выразительности, перечислены социально значимые темы плакатных произведений для каждого из обозначенных этапов.
  1. Установлено, что на протяжении истории развития отечественного социального плаката были сформированы самобытные композиционно-графические, стилистические, семантические традиции, обогатившие выразительность социального плаката и графический дизайн в целом. Современный этап охарактеризован условным разделением социального плаката на «выставочный» (представитель элитарной сферы авторского самовыражения дизайнера) и «массовый» плакат (относится к средствам социальной рекламы). Произведено сопоставление этих форм социального плаката, выделены черты сходства и различия, плоскости соприкосновения.  Доказано, что современный массовый социальный плакат расширил свои функционально-морфологические рамки и является перспективным объектом дизайнерских инноваций.
  1. Анализ специфики целеполагания в дизайне отечественного социального плаката позволил сделать выводы: социальный плакат имеет большое воспитательное значение, он является носителем гуманистических ценностей культуры и общества, пропагандистом базовых ценностей дизайна как социально-ответственной профессиональной деятельности.

Произведена тематическая типологизация социального плаката. Выделено три базовых разновидности социальных плакатов: «демонстрация опасностей и угроз человеческой жизни, борьба с пороками», «декларация ценностей и морально-нравственных социальных стандартов», «призывы к созиданию и активным действиям», каждой соответствует специфическая эмоционально-образная и эстетическая концепция выразительности. Изучена специфика применения в отечественном социальном плакате эмоционально-образных приёмов «шока» и «гротеска».

  1. Осуществлен анализ основных средств формирования выразительного художественного образа в дизайне социального плаката:
  • Метафора является традиционным средством усиления образной выразительности социального плаката. Анализ символики социальных плакатов показал, что в современном плакате используются как укоренившиеся в мировой культуре плакатные символы, так и символы современности (актуальные события, социальные проблемы и бедствия).
  • Определены три базовых принципа образно-графической выразительности массового социального плаката. «Принцип однозначности» и «принцип лаконизма» определяют точность (однозначность смысла) и быстроту восприятия образа плаката. «Принцип синхронности» обеспечивает совпадение эстетических систем плаката и зрителя, требует использования актуального визуально-графического языка современной массовой культуры.
  • Рассмотрены тенденция усиления образной выразительности современного социального плаката за счет использования инновационных приёмов в дизайне.

Определено важное воспитательное и обучающее значение социального  плаката как объекта учебного проектирования в системе российского  дизайн-образования.

 

Основные положения  диссертации представлены в следующих  публикациях автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

  1. Игошина Т. С. Принципиальные основы формирования учебного курса «Дизайн социальной рекламы» в структуре подготовки дизайнеров рекламы и графики (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург) // Вестник Оренбургского государственного университета . –  2005, №9 (47). – с. 98–103 – 0,6 п. л.
  2. Игошина Т. С. Метафора как средство художественной выразительности плакатного искусства. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009, № 17(155): Филология и искусствоведение. – с. 135–141 – 0,5 п. л.
  3. Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: исторический путь, художественные традиции и инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Научный журнал МГУДТ «Дизайн и технологии». №14 (56). - М.: ИИЦ МГУДТ, 2009 – 0,7 п. л. (в печати)

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

  1. Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы в системе обучения дизайнеров рекламы и графики. Проектирование с использованием метода решения кентавр-проблемы (на примере УралГАХА, г. Екатеринбург)//Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007, № 76 – с. 236–241 – 0,5 п. л.
  2. Игошина Т. С. Социальная реклама как форма социальной коммуникации и объект проектирования//Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2008. - №4 (11): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – В 2 ч. – Ч. 2. – с. 94–97 – 0,4 п.л.
  3. Игошина Т. С. Социальная самопрезентация личности проектировщика и аспекты проблемы «авторской идентификации» в конечном дизайн-продукте (на примере дизайна социальной рекламы) // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: межвузовский сборник научных трудов. / Отв. Ред. М.С. Соколова, М. В. Соколов. – Москва-Магнитогорск: МаГУ, 2008. – Вып. 3. – с. 83–90 – 0,5 п. л.
  4. Игошина Т. С. Плакат социальной рекламы как полноценный объект учебного проектирования, взаимосвязь идеи и графической композиции в дизайне социального плаката// Композиционная подготовка в современном художественном образовании: педагогический аспект: материалы Междунар. науч.- практ. конф. 27 мая 2008 г. – /Отв. Ред. А. В. Палкина. – Шадринск: Изд.- во «Шадринский Дом Печати», 2008. –  с. 287–294 – 0,3 п.л.
  5. Игошина Т. С. Социальная реклама и межличностная коммуникация: «Ты меня уважаешь?!» // Магистраль. Сборник трудов. – Екатеринбург: Архитектон, 2008. – с. 94–102.(в печати) – 0,4 п. л.
  6. Игошина Т. С. Учебное проектирование социального плаката: о принципах психологического воздействия в социальной рекламе // Художественное проектирование в дизайн-образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27 мая 2009. – Шадринск: Изд.-во «Шадринский Дом Печати», 2009. –  c. 30–36 – 0,3 п.л.
  7. Игошина Т. С. Дизайн социальной рекламы: как кризис рекламной коммуникации спровоцировал инновационный поиск в дизайн-проектировании. // Дизайн. Эргономика. Сервис. – М.: ВНИИТЭ, 2009. –Выпуск 2. – c. 128–141 – 0,5 п. л.

Статьи, опубликованные в электронном научном журнале, зарегистрированном в ФГУП НТЦ «Информрегистр»:

  1. Игошина Т. С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». –  2006, №14. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_022 – 0,4 п. л.
  2. Игошина Т. С. Инновационные формы в дизайне социальной рекламы. [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Известия ВУЗов. АРХИТЕКТОН». –  2007, №18. –  Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2007_22 – 0,5 п.л.

1 Серов С. И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004. - С. 12

2 Серов С. И. Московский концептуальный плакат 1990-х годов. – М.: Линия График, 2004. - С. 17

3 О воспитательной функции дизайна писал Н.В. Воронов, воспитательную роль искусства отмечал в своих работах Л.С. Выготский и многие другие авторы.

4 Специфика проектного процесса (его этапы), применительно к дизайну коммерческой рекламы, рассматривалась в работах Е.Э. Павловской, А.Б. Симонова, В.В. Волковой.

5 Фактическим заказчиком социального плаката могут быть статусные субъекты (правительственные органы, профсоюзы) и не статусные субъекты (общественные организации, негосударственные фонды, частные лица)  социальной рекламы (по С.М. Исаеву).

6 На базе типологии социальной рекламы, предложенной Я. Перепечаевой с существенными дополнениями и изменениями.

7 Креолизованный (смешанного типа) текст – это сочетание (слияние) в одном объекте двух семиотических систем вербальной и изобразительной (иконической). Другое название графических объектов, совмещающих эти две семиотические  системы - «картоид». В нем подчеркивается, что ведущая функция в этой паре принадлежит иконической части «картоида», а вербальный текст (literature) является вспомогательным средством, поясняющим или интерпретирующим графическое изображение (согласно исследованиям  Б.Б. Родомана и К.А. Салищева). Понятие «картоид» широко использует Э.П. Григорьев в своих моделях «Инвариантного метода проектирования».




Информация о работе Графический дизайн отечественного социального плаката