Готическая архитектура Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 10:55, реферат

Краткое описание

Франция насчитывает 86 готических соборов. Скорее всего, на возве-дение соборов повлиял рост экономического развития, характерный для средневековья. Именно во второй половине XII века и первой четверти XIII века во всей Европе, начинается возведение готических соборов. Этот период отличается возведением городов, которому в значительной степени способствовал динамизм деревень, развитии торговли. В данный исторический период происходит также реорганизация церкви, теперь в которой главенствующую роль играет епископ. Становится необходимостью поднять престиж церкви. Именно поэтому возрастает стремление строить соборы, покоряющие верующих своей высотой, своими размерами. Церковь становится символом господства. Церковь по праву считается энциклопедией из камня, так как внешнее величие, многочисленные статуи, олицетворяющие апостолов, ангелов, витражи на окнах с изображением Иисуса Христа, сцен из священного писания, всё это даёт верующим представление о мире.

Содержание

1. История развития готической архитектуры во Франции……………...
2. Особенности готической архитектуры…………………………………
3. Готические соборы Франции……………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Готика Франции.docx

— 2.35 Мб (Скачать файл)

Собор, построенный Робером де Люзаршем - это истинный шедевр готической архитектуры и одновременно последний в ряду готических соборов Иль-де-Франс, воздвигнутых в XIII веке. 

Роберу удалось возвести в Амьене храм, превзошедший по величине даже Шартрский и Реймсский соборы. Ключевую роль сыграло здесь решение зодчего отказаться от обычной установки крупных каменных блоков друг на друга. В качестве модели он избрал не реймсские и шартрские массивные опорные столбы, а более изящные колонны собора в Суасоне, совершенно адекватные замыслу собора в Амьене не только с декоративной, но и со структурной точки зрения. И в то же время из Шартра была заимствована система четырех тонких колонн, окружающих опорный столб. Что касается конструкции хора, то зодчие Амьена даже отказались от задней стены трифория (которая прежде считалась обязательным элементом), благодаря чему этот ярус, темный в других храмах, стал здесь ярко освещенным и зрительно объединился с великолепным ажурным декором верхних окон центрального нефа. Амьенский собор прекрасен со всех сторон. Стройный башенный шатер фонаря над средокрестием усиливает общее впечатление устремленности ввысь и подчеркивает высоту готической конструкции. Изящные легкие контрфорсы, увенчанные пинаклями, поднимаются от основания собора к его кровле. Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил строитель, который был выдающимся скульптором и возглавлял большую артель мастеров-каменотесов. Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ. Их украшают скульптурные рельефы со сценами из Ветхого Завета и из жизни горожан (4500 фигур). Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: теме Страшного суда, Деве Марии и местно чтимому святому - первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура "Золотая Мадонна", относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы.

 

 

 

 

 

 

Соборы поздней (пламенеющей) готики

 

Нантский собор. (Иллюстрация 6)

Готический кафедральный собор святых Петра и Павла, где находятся усыпальницы великих герцогов - красивейшее здание в стиле «пламенеющей готики», шесть веков истории города - строительство собора велось 457 лет. Гигантский собор в Нанте был полностью перепланирован в эпоху поздней готики, однако реконструировать его в этот период удалось лишь наполовину. В XV веке Нант все отчетливее принимал на себя функции столицы Бретани, и возникла необходимость воздвигнуть здесь большой храм, который    соответствовал бы статусу этого города. В 1434 году герцог и епископ вместе заложили первый камень в основание нового собора. Строительные работы начались с двух башенного западного фасада, который, как и центральный неф (за исключением сводов), был завершен в 1498 году. Однако затем работы надолго приостановились. Только в XVII столетии центральный неф был перекрыт готическими сводами; тогда же возвели южный рукав трансепта. И лишь в период с 1835 по 1891 год, в эпоху расцвета неоготики, здесь наконец возвели хор с деамбулаторием и венцом из пяти капелл, созданным по новому проекту. Тот факт, что эти части здания выдержаны в позднеготическом стиле, нельзя считать само собой разумеющимся: напротив, теоретики неоготического направления признавали только формы начала XIII века. Поэтому можно считать везением, что в нантском хоре использован тот же репертуар форм, что и в центральном нефе, - репертуар, который сторонники неоготики считали “упадническим”. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств во Франции сохранилась хотя бы одна позднеготическая епископская церковь, по своим монументальным пропорциям сопоставимая с соборами XIII столетия.

В стилистическом отношении это здание можно считать типичным образцом поздней готики. Поверхность несущих конструкций расчленена по вертикали бесчисленными нитевидными торусами и выступами, которые, чередуясь с узкими каветто, смело устремляются ввысь, к крыльям арок и сводам, не прерываясь горизонтальными линиями. В соответствии с композиционными принципами поздней готики опорные столбы, софиты аркадных арок и опоры сводов сливаются в сплошные единообразные массы. Тем не менее архитектор мастерски отделил друг от друга пролеты, в духе готики XIII века превратив своды и опорные столбы в каркасную структуру, которая благодаря своей отчетливой и согласованной трехмерности кажется практически независимой от стен.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Рольф Томан. Готика: архитектура, скульптура, живопись. – Германия,  для издания на русском языке, 2000
  2. Бирюкова Н.В. История архитектуры: Учеб. пособие  – М.: 2005
  3. Шюц Б. Великие соборы Франции. – М.: 2003
  4. Ювалова Е.П. Франция - родина готики. –  СПб.: 2000
  5. Лясковская О.А. Французская готика XII- XIV веков. – М.: 1973

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нервюра (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода.

 

Апси́да (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).

Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) — кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов; предназначался для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им.

Хор – часть христианского храма, предназначенная для совершения богослужений; область храма к востоку от средокрестия

Капелла – небольшое отдельное помещение для религиозных обрядов, либо часть более крупного здания, либо отдельно стоящее сооружение

Галерея – крытый коридор в замке, открытый с одной стороны, вытянутый в длину церемониальный зал, в христианском храме – балкон, выделенный для определенной группы прихожан на время богослужения

Контрфорсы— вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путем принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.

Аркбута́н (фр. arc-boutant) — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб — контрфорс, расположенный за пределами основного объёма здания.[1]

 

Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

Базилика – храм с боковыми нефами (отделенными от центрального рядами колонн), над которыми расположены ряды окон центрального нефа

Трансе́пт (от позднелатинского transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения. Использование одного или двух поперечных нефов преобразило план храмов в латинский крест (в православный крест в православных храмах).Переход от центрального или нескольких продольных нефов к трансепту оформляется подпружной аркой средокрестия.

Пиля́стра (также пиля́стр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).

Трифорий - (ср .-век. лат. triforium, от лат. tri- - три и foris - дверь, вход), в романской и готической архитектуре узкие продольные галереи над боковыми нефами, открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами. Иногда арки трифориев - только декоративные (стен за ними нет). ;

Аркада – ряд арок, опирающихся на колонны или столбы

 

 


Информация о работе Готическая архитектура Франции