Готическая архитектура в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 21:59, реферат

Краткое описание

Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения. Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания: считалось, что лучше добавить несколько новых частей, чем сносить почтенную старинную постройку и на ее месте начинать все с начала. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам; бок о бок находятся части, созданные по совершенно различным планам, не имеющим между собой ничего общего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1.Главные этапы развития английской готики……………………………….3
2.Ранняя английская готика……………………………………………………4
3.“Украшенный” стиль: декор, ажурная каменная работа и свод…….…….7
3.1.Влияние Вестминстера……………………………………………………..8
3.2.Новаторство зодчих Юго-Западной Англии……………………………...9
4.“Перпендикулярный” стиль: реакция на избыточный декор…………….11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Готическая архитектура в Англии..doc

— 4.45 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО

«Алтайский государственный технический университет имени И.И.

Ползунова.

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «История архитектуры и строительства»

на тему: Готическая архитектура в Англии.

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

Шифр

ИИО ФДО

Группа Бв-С-21

Юшка Г.Н.

 

 

 

Проверила преподаватель:

Доцент кафедры «История Отечества»

Канд. Истр. Наук.

Контева О.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2014

 

 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Англия была одним из первых государств, заимствовавших готическую архитектуру Франции во второй половине 12 века. Главным фактором, предопределившим усвоение здесь нового стиля, стали тесные исторические связи между двумя этими странами.

Глубокий отпечаток на историю средневековой Англии наложил затянувшийся на века конфликт с Францией. Соперничество между этими двумя странами заметно сказалось на развитии английской готической архитектуры: с самого начала английские зодчие избрали независимый путь. Верные местным традициям, они, насколько это было возможно, сохраняли англо-нормандские строительные методы, сформировавшиеся в ходе развития англосаксонской архитектуры 10 - 11 веков, а также архитектуры Нормандии, с которой жители Британских островов стали знакомиться начиная с 1066 года. На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами. Ни разу не была воспринята вся система французской готики в целом, как это произошло, например, в Германии при возведении собора в Кельне. Французские формы всегда видоизменялись в соответствии с английскими традициями строительства. И в результате в Англии сложился самостоятельный тип готической архитектуры.

Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения. Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания: считалось, что лучше добавить несколько новых частей, чем сносить почтенную старинную постройку и на ее месте начинать все с начала. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам; бок о бок находятся части, созданные по совершенно различным планам, не имеющим между собой ничего общего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Главные этапы развития английской готики

 

Главные этапы развития английской готики: ранняя, “украшенная” и “перпендикулярная” готика

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Термины для обозначения этапов развития английской готики, которые ввел в 1817 году Томас Рикман в своем труде “Попытка стилистической классификации английской архитектуры”, не утратили своей ценности и до наших дней. Каждый из этих трех периодов начинался с заимствования какой-либо из характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.

Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики. Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе. Наконец, период “перпендикулярной” готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ранняя английская готика.

 

На юге Англии в конце 12 - начале 13 столетий под влиянием реконструкции собора в Кентербери приступили к воплощению нескольких достойных внимания архитектурных проектов. В частности, была проведена реконструкция соборов в Рочестере и Чичестере, а к собору в Винчестере пристроили ретрохор. Однако наиболее важной постройкой в стиле ранней английской готики стал собор в Солсбери.

 

 Внешний вид


 

 

 

 

 

 

План собора в Солсбери состоит практически из одних прямоугольников. Большой, просторный трансепт пересекает здание посередине; снаружи это средокрестие увенчано башней. В восточной части возвышается еще один трансепт, не столь внушительных размеров. Далее к востоку высота частей здания последовательно уменьшается: за высоким хором разместился более низкий, прямоугольный в плане деамбулаторий, а за ним - еще более низкая восточная капелла. Эти правильные геометрические формы находятся в соответствии со средневековым литургическим членением собора. Мирян допускали только в центральный неф; к востоку от главного средокрестия стояла алтарная преграда (pulpitum), отделявшая от нефа область хора, доступ в которую был открыт только духовным лицам. Между двумя трансептами располагались сиденья для каноников. К востоку от меньшего трансепта находился санктуарий с главным алтарем. Еще несколько алтарей помещались у восточных стен боковых нефов обоих трансептов. Деамбулаторий вел в восточную капеллу - ретрохор, посвященный Святой Троице. Это помещение использовалось также для обрядов в честь Девы Марии, соблюдавшихся в Англии с особой тщательностью. С конца 12 века характерной чертой английских храмов стали отдельные капеллы Богоматери, в которых ежедневно проводили службы в честь Девы Марии. Чаще всего такие капеллы сооружали у восточной оконечности храма в качестве ретрохора, и реже - с северной стороны хора.

Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене - 43,5 м! Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую mur epais, толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.

Однако английскую готику ни в коей мере нельзя рассматривать всего лишь как более скромную версию французской. Напротив: то, что английская архитектура проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в изысканности декора.

В соборе в Солсбери, как и в большинстве других английских храмов, эта ориентация на решение декоративных задач более заметна в интерьере, чем во внешнем виде. При взгляде из центрального нефа на восточную часть собора прежде всего бросается в глаза красочность использованных строителями материалов. Светлый известняк контрастирует с тонкими пилястрами типа en-delit, подоконниками и капителями, изготовленными из темного, блестящего, похожего на мрамор, вещества. Это так называемый пурбекский мрамор, известняк из отложений на юге Англии, который можно было отполировать под мрамор; начиная с 12 века популярность его среди английских зодчих постоянно росла. А поскольку к подобным сочетаниям материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов и красочные витражи, то неудивительно, что интерьер английского храма производил поистине великолепное впечатление.

Формы опорных столбов в Солсбери весьма разнообразны; каждый столб окружен множеством пилястров типа en-delit. От пролета к пролету форма опор меняется, и в одной только их моделировке в полной мере проявилась знаменитая изобретательность английских зодчих. На этих столбах покоятся гигантские арки со ступенчатыми профилями, формы которых также отличаются удивительным разнообразием, какого мы не найдем ни в одном образце французской храмовой архитектуры. Предпосылкой для такого разнообразия стала английская традиция использования нормандской mur epais, толщина которой маскировалась расчленением на тонкие, богато орнаментированные слои. Опорные столбы не связаны с пилястрами, на которые опираются своды, - основания этих пилястров лежат на уровне среднего яруса. Такие усеченные пилястры, укрепленные на консолях в форме миниатюрных резных голов, - еще одна характерная черта английской готики. Опорные столбы нижнего яруса не связаны в единую структуру с опорами сводов, как во французской готической архитектуре, а мыслятся как независимые архитектурные элементы или даже, скорее, как произведения скульптуры, которые можно рассматривать со всех сторон. Средний ярус собора в Солсбери свидетельствует о сохранении в то время англо-нормандской симпатии к галереям. Пазухи арок здесь богато украшены лиственным орнаментом и розетками. И даже в декоре верхнего ряда окон нефа над галереей доминирует мотив, типичный для английской романики, - ступенчатые арки, объединенные в группы по три. Стена в этой области расчленена на два слоя; между внутренним и внешним слоем размещен коридор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.“Украшенный” стиль: декор, ажурная каменная работа и свод.

 

Строительные работы в Вестминстере ознаменовали собой начало новой эпохи в истории английской архитектуры. Здесь воплотилось так много новых идей, что английские зодчие смогли черпать вдохновение из этого источника в течение целого столетия. Разумеется, они быстро вернулись к традиционно английским строительным методам и приемам (таким, как толстая двухслойная стена), однако Вестминстерское аббатство открыло новые богатейшие возможности для декоративной отделки храмов. Главнейшим из декоративных элементов, использованных в Вестминстере, оказалась ажурная каменная работа, которой теперь стали украшать не только окна, но и стены. Кроме того, стала разрабатываться идея тесного слияния архитектурных форм со скульптурными в рамках единого произведения искусства. Вскоре в такую единую структуру включился и свод: стали использовать художественные модели сводов со сложным декоративным рисунком нервюр, уже разработанным в соборе Линкольна. Таким образом, “украшенный” стиль, как следует из его названия, ориентировался главным образом на инновации в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно развивались две разновидности “украшенного” стиля, различавшиеся по формам ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для французского “лучистого” стиля. А приверженцы “криволинейного” стиля (называемого также “текучей” ажурной работой) исследовали на основе новой килевидной (двухскатной стрельчатой) арки декоративные возможности плавных, скругленных, текучих линий орнамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Влияние Вестминстера.

 

Во второй половине 13 века под влиянием Вестминстера возникло множество новых храмов. Отдельные элементы вестминстерской церкви – такие, как окна в форме треугольников со скругленными углами, – заимствовали зодчие Херефорда и Личфилда. Вестминстерский зал капитула, построенный при Генри из Рейнса, послужил моделью для зала капитула в Солсбери, воздвигнутого в 60 – 70-х годах

13 века. Оба эти зала напоминают  изысканные застекленные клетки: почти всю поверхность стен  занимают огромные окна. Центральные средники окон в Солсбери настолько тонки, что в ярком солнечном свете их почти невозможно разглядеть. Рельеф с пластическим изображением сцен из Ветхого Завета, украшающий пазухи глухой аркады под окнами, наглядно демонстрирует присущую той эпохе страсть к декоративной отделке.

В 1256 – 1280 годах был расширен в восточном направлении хор собора в Линкольне. В новой пристройке к хору – так называемом “Ангельском хоре” – намеревались установить реликварий с останками недавно канонизированного епископа Гуго. Все проемы окон и галерей хора заполнены ажурной каменной рабо- той с геометрическим орнаментом.

Репертуар архитектурных форм здесь еще более разнообразен, чем в церкви Вестминстерского аббатства. В Линкольне традиционная для английского храмового зодчества плоская восточная стена впервые была украшена ажурной работой. В результате высокие, узкие окна с ажурным декором на восточной стене образовали эффектное соответствие окнам западного фасада. И даже роскошно отделанные стены Вестминстера уступают по красоте поистине великолепным стенам собора Линкольна. Здесь практически все открытые поверхности заполнены ажурным орнаментом. Пазухи арок галереи украшены рельефами с изображением поющих и музициру- ющих ангелов, благодаря которым хор и получил свое название.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Новаторство зодчих Юго-Западной Англии.

 

Еще одним центром развития “украшенного” стиля в последней четверти 13 века стала Юго-Западная Англия. На примерах нескольких построек, возведенных в этом регионе, можно наблюдать отход от строгого геометрического стиля и появление необычных и достойных внимания новых форм, особенно в планировке интерьера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         собор в Эксетере

Первым из таких зданий стал собор в Эксетере, реконструкция которого началась в 1280 году, продвигалась с востока на запад и завершилась в один этап. Доминирующий элемент интерьера этого относительно небольшого здания – свод с низкой пятой, состоящий, как может показаться, только из нервюр. Свод центрального нефа в Эксетере по праву можно назвать самым изысканным из английских тьерсеронных сводов. Число ребер здесь возросло с семи (как в соборе Линкольна) до одиннадцати. С этим плотным рисунком нервюр великолепно гармонируют ступенчатые аркады и опорные столбы, окруженные многочисленными пилястрами. Окна, украшенные ажурным орнаментом, выполнены в исключительно пышном стиле, причем каждая пара окон отличается от соседних.

С 1316 по 1342 год в Эксетере работал мастер-каменщик Томас из Уитни – один из самых одаренных зодчих того времени. Ему было поручено завершить реконструкцию центрального нефа, обновить западный фасад и провести отделочные работы в хоре. В ходе работ над декором хора и в особенности над епископским троном и алтарной преградой (1315 – 1324) Томас ввел несколько важных новшеств. Самые значительные из них – килевидные арки, выполненные в разных стилях (одно из самых ранних воплощений арки такого типа мы видим в конструкции алтарной преграды), и новая структура нервюрных сводов с льернами (в проходах алтарной преграды). Льерн – это дополнительное ребро на нервюрном своде, которое в отличие от тьерсерона не связано с пятами свода. Благодаря льернам удалось разработать еще более сложные узоры нервюр.

Информация о работе Готическая архитектура в Англии