Гибель империи. Византийский урок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:44, реферат

Краткое описание

Документальный исторический фильм «Падение империи. Византийский урок», автором сценария и ведущим, которого является настоятель Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов. «Архимандрит Тихон - ректор Сретенской духовной семинарии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Вложенные файлы: 1 файл

рецензия 1.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ПОВОЛЖСКИИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени

П.А. СТОЛЫПИНА

 

Факультет Государственного и муниципального управления

Направление подготовки Организации работы с молодежью

Кафедра истории государства, права и международных отношений

 

 

Рецензия на фильм:

«Гибель империи. Византийский урок»

 

 

Автор работы:

студентка 1 курса

очной формы обучения

Ф.И.О.: Санджиева Даяна Юрьевна

 

Руководитель работы:

Кандидат исторических наук, доцент

Ф.И.О.: Зубов Сергей Васильевия

 

 

 

                                                Саратов 2014 г.

 
Документальный исторический фильм «Падение империи. Византийский урок», автором сценария и ведущим, которого является настоятель Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов. «Архимандрит Тихон - ректор Сретенской духовной семинарии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель. Руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет – портала Православие.Ru. А так же Тихон Шевкунов является консультантом и автором сценариев  первых фильмов о Духовной истории России, а так же на его счету числится некоторое количество картин и книг. » Режиссёром фильма является Ольга Савостьянова, которая является режиссером еще нескольких картин.  
          Фильм «Падение империи. Византийский урок», впервые вышел 30 января 2008 года на телеканале «Россия». Картина вызвала широкий резонанс в обществе и массовые дискуссии.  
            Что же такое империя? «Империя – это форма государственного устройства, характеризующейся высокой концентрацией власти на обширной территории с разрозненным религиозным, этническим и культурным составом населения. » В нашем мире существовало большое количество великих империй, к примеру: Османская империя, Китайская империя Цин, Монгольская империя, Российская империя, Римская империя, но на мой взгляд самой могущественной державой являлась Византийская империя, которая просуществовала 1123 года. Византия являлась примером культуры, образования, искусства и цивилизации, служила «колыбелью» современной Европы.  Ни одна другая империя мира не прожила так долго, как Византия. Для сравнения с другими империями по продолжительности существования, можно придти к этому выводу. Например, Османская империя просуществовала около 500 лет, Китайская империя Цин – 300, Монгольская империя распалась через 162 года своего существования, Российская империя через 200 лет, Рим рухнул через 800 лет после своего основания. Главным вопросом для обсуждения, является вопрос: «Что же стало причиной упадка и гибели столь великого государства?».

Первой причиной являлась утрата государственного контроля над финансами,  
из - за вмешательства иноземцев. В один из не самых легких для страны времен император Алексий Комнин на невыгодных для Византии условиях подписал международный торговый договор «Золотая булла», который предложил ему Запад. Со временем отечественное производство и сельское хозяйство деградировали. Византийская империя больше не смогла восстановить свое экономическое величие. А иностранные торговцы навсегда остались полными хозяевами и в экономике, и даже на самом византийском рынке. Таким образом, Византия стала зависимым от Запада государством. Если сопоставить данную проблему, с положением современной российской экономики, то, я не считаю Россию чрезмерно зависимой от Запада. Сравнивая желание Запада подчинить Византию к своей воле, хочется сказать о сегодняшней ситуации, связанной с многочисленными санкциями Запада по отношению к России. Запад стремится взять господство над Россией, сделать ее полностью зависимой, но Россия не собирается, подчинятся, а ищет новые пути для своего развития.

Если говорить о сходствах Византийской и Российской цивилизации,  можно отметить  то, что обе цивилизации имеют  обширную территорию с разрозненным составом населения, но самым главным сходством является, унаследованная Россией  от Византии духовная традиция. В фильме это говорится, такими словами: «Русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии. Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусства и науки. Главным сокровищем Византии был Бог... И на это сокровище наши великие предки создали не банки, не капитал и даже не музеи и ломбарды. Они создали Русь, Россию, духовную преемницу Византии! ».

Второй причиной падения Византии стала коррупция и олигархия. «Олигархия – это власть небольшой группы богатых людей. ». Я согласна с мыслью о том, что олигархические круги не защищают национальный интерес, в отличие от централизованной власти. Так как олигархия способствовало разложению государства, нанимая на себя людей, организовывала целые армии, устраивая гражданские войны и междуусобицы. Аристотель считал данную власть – неправильной формой правления. Он выделял шесть основных форм государственного устройства и делил их на правильные формы (ориентированные на общественное благо) и неправильные (ориентированную на личную корысть). Таким образом, правильными были:  монархия, аристократия, полития, а неправильными : тирания, олигархия, демократия, охлократия. Так же он полагал, что «правильные формы» могут переходить в «неправильные» , т.е. монархия может превращаться в тиранию, аристократия в олигархию, а полития в демократию.  
А греческий мыслитель Полибий  считал, что формы правления меняются, переходя одна в другую и снова возвращаются, образую, так называемый круговорот. Политий выделял  три справедливых формы правления: монархия, аристократия и демократия, а также упадочные формы — тирания, олигархия и охлократия. В начале круговорота находится монархия, разлагаясь монархия превращается в противоположную форму правления – тиранию. Не довольные тиранией аристократы свергают «тирана» и занимают власть. Со временем аристократия превращается в олигархию, которая своим поведением отталкивает себя от народа. Народ, возлагают заботу о государстве на себя ,образуя, демократическую форму правления. «Власть народа» превращается, во «власть толпы». Развитие государства переходит к началу круговорота и повторяет свои ступени. Для того, что бы преодолеть круговорот, нужно было установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Примером такого государства в настоящее время является Великобритания.

         Затрагивая тему форм правления, можно разобрать, чем же отличается  демократия от охлократии? Демократия – «власть народа»; охлократия – «власть толпы», «воля народа минует политические институты и в жизнь воплощается напрямую». То, есть, при охлократии толпа является хозяином положения и устраивает мятежи, погромы, беспорядки. А демократия, скорее политическим режим, который является одним из способов организации власти. Демократия означает прежде всего признания права на равное участие всех членов того или иного коллектива. 
        Чем же монархия отличается от тирании?  
Монархия – форма правления, при котором государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, при монархии власть передается по наследству. Тирания – это форма власти, установленная насильственным путем. Тирания, отличается от монархии тем, что эта форма власти характеризуется  только жестоким, деспотичным правлением. А монархия же, как правило, построена на исторической преемственности традиций, единстве наций. А также у правителя данной формы государственной власти отсутствует легитимность, а монарх, в свою очередь, имеет юридический иммунитет и независимость.

       Еще одна причина падения великой империи – частая смена государственных деятелей. В связи с тем, что императоры часто менялись, происходила резкая смена курса направлений развития. Главной причиной частой смены государственных деятелей была проблема с преемственностью власти. Зачастую даже самые успешные правители Византии, не могли оставить после себя достойных приемников. Бывали случаи, когда императоры менялись каждые 4года. Это очень ослабляло  и выматывала весь народ. «Политическая стабильность – одно из главных условий сильного государства. Это был завет великих императоров Византии. Но этим заветом пренебрегли». Я полностью разделяю мнения автора фильма о том, что «отдельные удачные правления не спасут страну от гибели, если в политике страны нет некой общей линии, преемственности власти». 

 Многонациональный народ, насмотревшись на однонациональные  страны Запада, озлобился, поимели  место быть, ранее невиданные, межнациональные  конфликты. Людям больше не хотелось жить не только в этом государстве, но и жить вообще. В сознании народа появились мысли о суициде, была утеряна ценность института семьи, резко уменьшилось количество создаваемых браков. Все понимали, что империя рушится, по-особому смотрели на эту ситуацию образованные, мыслящие, интеллигенция, они уже видели распад. Интеллектуалы не хотели продолжать род.  В фильме говорилось, что из 150 интеллектуалов только 25 создали семью.

К фильму «Падение империи. Византийский урок» был снят и комментарий, представляющий собой обсуждение фильма некоторым кругом лиц в присутствии автора, отца Тихона. Мне сложно выделить точку зрения присутствующих наиболее близкую мне, все позиции я в той или иной степени разделяю. Разделяю позицию И.С.Чичурова, который считает воплощением варварства Запад, нежели русское государство, производят на меня впечатления его же словами «Россия – наследница Византии, потому и ненавидят». Также мне понравилось мысль о том, что Запад не терпит множественности, что он стремится овладеть всем, в этом и есть интерес Запада и наставление А.Мигранян, заключающееся в то, что нужно развиваться самостоятельно, идти по собственному пути развития.

Мне так же как лицам, участвующим в обсуждении, фильм понравился, я вовсе не считаю его конъюнктурным, так как в нем идет речь исключительно об исторических фактах, автор лишь выражает свое мнение о произошедшем и происходящем. Фильм пробудил во мне чувство принадлежности к чему-то большому, великому, к истории, к моей родине, чувство гордости за нее, чувство патриотизма.

 

 

 

 


Информация о работе Гибель империи. Византийский урок