Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:45, биография

Краткое описание

Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Мейерхольд начал свою сценическую карьеру как актёр Московского художественного театра, но в 1902 году оставил его и создал свой театр «Товарищество новой драмы». Спустя несколько лет спектакли, поставленные им в Петербурге на сценах театра В. Ф. Комиссаржевской,Александринского и Мариинского театров, приносят Мейерхольду признание и славу художника-экспериментатора, творца «театра будущего».

Вложенные файлы: 1 файл

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд.docx

— 46.42 Кб (Скачать файл)

«Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд

Биомеханика»

Работу выполнил:

Студент 1 курса 4 группы

    Фундамент Олег  

Москва 2013

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) — российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра 20 века

Всеволод  Мейерхольд родился  9 февраля (28 января по старому стилю) 1874 года, в Пензе. Он был сыном владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина (лютеранство - крупнейшее направление протестантизма. Основано Мартином Лютером в 16 веке), в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд. Страстно увлекшись театром еще в юности, несколько раз оставался в гимназии на 2-й год и лишь в 1895 поступил на юридический факультет Московского университета. Отучившись всего 2 семестра, в 1896 Всеволод Мейерхольд сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд – один из тех великих режиссёров, творчество которых определило театральный облик ХХ века. Мейерхольд начал свою сценическую карьеру как актёр Московского художественного театра, но в 1902 году оставил его и создал свой театр «Товарищество новой драмы». Спустя несколько лет спектакли, поставленные им в Петербурге на сценах театра В. Ф. Комиссаржевской,Александринского и Мариинского театров, приносят Мейерхольду признание и славу художника-экспериментатора, творца «театра будущего». Мейерхольд издаёт свой журнал «Любовь к трём апельсинам. Журнал Доктора Дапертутто» (1914–1916) и ставит феерические представления и изысканные арлекинады. Самая знаменитая из них – постановка пьесы А. Блока «Балаганчик». Мейерхольд не только поставил этот спектакль, но и сам играл в нём главную роль Пьеро.

После Октябрьской  революции 1917 года Мейерхольд объявляет  программу «Театральный октябрь» и  ставит спектакли, в которых решает новые театральные задачи.

В 1922 году Мейерхольд создаёт  Государственные экспериментальные  театральные мастерские, где учит студентов актёрскому мастерству по своей системе, эту систему он называет в духе эпохи – биомеханикой.

В 1939 году по ложному  обвинению Мейерхольд был арестован, и в 1940 году, после нескольких месяцев  тюрьмы и следствия с применением  пыток, расстрелян. Похоронен Мейерхольд в общей могиле на Донском кладбище в Москве. Театр Мейерхольда закрыли, имя вычеркнули из всех учебников. Через  несколько месяцев после ареста Мейерхольда у себя в квартире агентами КГБ была убита его жена. Архив Мейерхольда удалось спасти только благодаря мужеству его приёмной дочери Татьяны Есениной (дочери известного русского поэта Сергея Есенина) и  ученика Театральных мастерских Мейерхольда, а в то время уже  известного режиссёра Сергея Эйзенштейна, автора легендарного фильма «Броненосец  “Потёмкин”». В 60-е годы ХХ века имя  Мейерхольда было реабилитировано, а в конце 90-х годов в Москве построили центр театрального искусства  им. В.Э. Мейерхольда, где проходят международные  фестивали современного театрального искусства.

 

Биомеханика — театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.

«Биомеханика стремится экспериментальным  путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актера». (В. Э. Мейерхольд.)

«Поскольку задачей игры актера является реализация определенного  задания, от него требуется экономия выразительных средств, которая  гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания». (В. Э. Мейерхольд.)

 

В 1918/1919 учебном году на основанных Мейерхольдом и актером Леонидом Вивьеном в Петрограде Курсах сценического мастерства вводится курс «биомеханики», как гимнастики для актеров. Ее преподает доктор Петров — ученик П. Ф. Лесгафта, из школы которого и пришел термин «биомеханика»[2]. Термин пришелся по вкусу Мейерхольду и, после его переезда в начале 1920-х гг. в Москву, он сам стал преподавать «биомеханику» как «систему» сценического движения в ГВТМе (Государственные высшие театральные мастерские). «Систему» эту он основывал на концепциях У. Джемса о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной, В. М. Бехтерева о сочетательных рефлексах и Ф. У. Тейлора об оптимизации труда. 12 июня 1922 г. в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.

Американский инженер  Ф. У. Тейлор разработал метод научной организации труда, включавший, в частности, экономию физической силы за счёт изгнания лишних, непроизводительных движений, ритмичности, правильного нахождения центра тяжести и устойчивости, экономию времени. На основании этого, Мейерхольд требует от актёра для реализации определённых заданий «экономии выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания»[3]. Для этого актёру требуется, чтобы его физический аппарат (тело) постоянно находилось в готовности. Для того чтобы владеть основами биомеханики нужно точно ощутить центр тяжести своего тела, уметь концентрировать внимание, зрительно выбрав точку; а также обладать хорошей координацией движения.

Мейерхольд критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри и настаивал на обратном пути, — от внешнего идти к внутреннему содержанию роли. Исследования Мейерхольда в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля, убеждают его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват в целом, извне, проходить, соответственно, три стадии, намерение — осуществление — реакция (т. н. игровое звено).

В современном театре биомеханика  является одним из неотъемлемых элементов  подготовки актёра.


Информация о работе Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд