Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния цвета на формообразование предметно-пространственной среды.
В ходе работы возникают следующие задачи:
Изучение цвета и цветового воздействия на человека;
Изучение гармонии и контрастов в цветовых сочетаниях;
Изучение пространственного воздействия цвета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1:
Цвет и цветовое воздействие………………………………………………………..6
1.2 Цветовая гармония……………………………………………………………….6
1.3 Семь типов цветовых контрастов……………………………………………………………..11
1.4 Форма и цвет………………………………………………………...…………..13
Глава 2:
2.1 Пространственное воздействие цвета……………………….......15
2.2 Цвет в интерьере…………………………………………………………..…..17
2.3 Разработка собственного проекта (макета)………………….…..21

Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.09 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

 

Художественно-графический  факультет

Кафедра дизайна и методики профессионального обучения

 

Курсовая работа

по формообразованию:

«Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды»

 

Выполнила:

Студентка ХГФ,

«ПО Дизайн», 2к.,

Савельева Ю.

 

Проверила:

Николаева И. В.

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1:

    1. Цвет и цветовое воздействие………………………………………………………..6

1.2 Цветовая гармония……………………………………………………………….6

1.3  Семь типов цветовых контрастов……………………………………………………………..11

1.4 Форма и цвет………………………………………………………...…………..13

Глава 2:

2.1 Пространственное воздействие цвета……………………….......15

2.2 Цвет в интерьере…………………………………………………………..…..17

2.3 Разработка собственного проекта (макета)………………….…..21

 

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………………………………………….25

Графическое приложение………………………………………………………………….......26

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Вопросы использования цвета всегда были важной составляющей в процессе организации предметного окружения  человека. Особую остроту они получают сегодня в условиях значительного  расширения типологии объектов предметно-пространственной среды. Количественное и качественное усложнение окружающей человека пространственной среды непрерывно возрастает. В такой ситуации особо ответственной становится роль профессионала в создании полноценной среды обитания человека, включая и такой ее важный компонент как колористика - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

 На практике не всегда  происходит адекватная оценка  цвета как активного средства  эмоционального воздействия на  человека, как важнейшего средства  коммуникации между проектировщиком  и потребителем. Современному архитектору  и дизайнеру необходима целая система специальных знаний из психофизиологии восприятия цвета человеком, особенностей формирования цветовой культуры того или иного региона и др.

Цвет в дизайне играет первостепенную роль, во многом определяя яркий  эмоциональный образ изделия, его  потребительские качества, в том  числе и соответствие актуальной цветовой моде. Однако в индустриальном дизайне, основанном на массовом производстве проектирование ведется, как правило, без привязки к конкретному месту. И как следствие вопросы средовой и культурной принадлежности цветового решения изделия, его взаимосвязи с определенным архитектурным контекстом практически не рассматривается.

Особую значимость вопросы колористики приобретают в дизайне архитектурной среды - довольно новой, но получающей сегодня широкое распространение области проектно-художественной деятельности. Это решения пешеходных улиц, организация современных дворовых и внутриквартальных пространств современного элитного жилья, организация парковых пространств и рекреационных зон города и др. Находящиеся в пограничной области между архитектурой и индустриальным дизайном, объекты предметно-пространственной среды имеют как общие черты с архитектурой и дизайном, так и свою специфику проектирования. С одной стороны она определяется характером индустриального производства, требующего определенной унификации изделий, с другой стороны особенностями организации архитектурного ансамбля с его индивидуальным художественным образом, где объекты дизайна играют роль его предметного наполнения.

Необходимость упорядочения предметно-пространственной среды, в т.ч. и средствами цвета, а также появление новой методической области проектно-художественной деятельности - дизайн архитектурной среды, обусловили потребность в специальных научных методах по колористической организации предметной среды города, выработки принципов, методических приемов, способных вооружить современных архитекторов и дизайнеров действенным инструментом колористической организации объектов дизайна, и предметно-пространственной среды в целом.

Целью данной курсовой работы является исследование влияния цвета на формообразование предметно-пространственной среды.

В ходе работы возникают следующие задачи:

    • Изучение цвета и цветового воздействия на человека;
    • Изучение гармонии и контрастов в цветовых сочетаниях;
    • Изучение пространственного воздействия цвета.

Объектом  исследования моей работы является цвет, как важная составляющая в процессе организации предметно-пространственного окружения человека.

Предмет - цвет в формообразовании предметно-пространственной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1 Цвет и цветовое воздействие

Цветовое видение, возникающее  в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое  содержание. 
Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической. 
Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что называют цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качество.

1.2 Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными  цветовыми предпочтениями различных  людей говорят о неоднозначных  представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к  другу тонов или же из различных  цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана  ощущением приятного- неприятного или привлекательного- непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных  закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Учение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета (расположены в круге прямо напротив друг друга). (Рис 1) И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, а зелёном - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым . Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что  глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о  дополнительных цветах.

Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создаёт в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические  ощущения. В этом случае гармония в  нашем зрительном аппарате свидетельствует  о психофизическом состоянии  равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции.  В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета: 
красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий); синий - оранжевый - синий - (жёлтый и красный); 
жёлтый - фиолетовый = жёлтый - (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что  если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий  в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. 
Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие цветовые сочетания, которые  не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.(Рис.2)

Основной принцип гармонии исходит  из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии.

Вопросов цветовой гармонии касался  также и теоретик цвета Вильгельм  Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные  гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую  все их варианты. Чем этот порядок  проще, тем более очевидной или  само собой разумеющейся будет гармония. Это две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности.

Чрезвычайно важной основой любой  эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему  расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет.  
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения: жёлтый: красный: синий =3:6:8.

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Информация о работе Влияние цвета на формообразование предметно-пространственной среды