Венецианское стекло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:06, реферат

Краткое описание

Венецианское стекло поражает своей легкостью, изяществом и красотой. Уникальные изделия венецианских мастеров некогда ценились выше золота, а сегодня их можно найти в самых известных музеях мира. Каждое изделие из венецианского стекла, будь то ваза, плафон или подсвечник, является настоящим произведением искусства.

Вложенные файлы: 1 файл

муранское стекло доклад.docx

— 23.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Венецианское стекло поражает своей легкостью, изяществом и красотой. Уникальные изделия венецианских мастеров некогда ценились выше золота, а сегодня их можно найти в самых известных музеях мира. Каждое изделие из венецианского стекла, будь то ваза, плафон или подсвечник, является настоящим произведением искусства.

Стеклоделие, как организованный промысел, зародилось в Венеции в VIII веке. Этому способствовало 2 фактора – изобретение древними римлянами еще в 50 г. до н.э. метода выдувания стекла и удобное географическое положение города, служившего перекрестком торговых путей между Европой и Восточными странами, прежде всего Восточным Средиземноморьем и Северной Африкой. Уже в IX веке Венецианские мастера используют собственные методы изготовления стекла для цветных витражей и мозаик. Венецианское стекло постепенно обретает известность и начинает конкурировать с византийским. В те времена Венеция активно участвовала в крестовых походах. В начале XI века венецианцы покорили Константинополь. Однако они увезли с собой нечто более ценное, чем золото, а именно секреты захваченных в плен константинопольских стеклодувов. Среди завоеванных сокровищ также оказались византийские чаши из стекла, которые, по предположениям историков, могли послужить образцами для будущих изделий венецианских мастеров.

Уже к концу XIII века количество стекольных фабрик, на которых часто возникали пожары, выросло в Венеции настолько, что стало угрожать существованию самого города. Тогда в 1291 г. городские власти приняли решение о выносе стекольного производство за черту города. Самым удобным местом для этого была признана группа островков в Венецианском заливе. Острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. Главный остров под названием Мурано расположен в 1,5 км. от Венеции. Он был уже заселён в период Римской Империи и получил название Ammurianum. На нём местные жители спасались от варварских набегов. До X века Мурано являлся важным коммерческим поселением и городом-портом. На протяжении всей истории Венецианской Республики остров имел независимое административное правительство, а также собственную монету (серебром и золотом). В XVII веке Мурано славится своеобразием своей ночной жизни, в особенности азартными играми. Вереницы иллюминированных гондол с высокопоставленными венецианскими вельможами направлялись сюда для участия на праздничных ночных приёмах. В наши дни всё это безвозвратно исчезло и острова известны производством неподражаемого по своей красоте стекла.

Для получения этого прекрасного прозрачного материала, называемого в простонародье венецианским стеклом, необходимо соблюдать строгую последовательность движений и неизменный состав компонентов первичной материи. В начале создаётся смесь, состоящая из местного песка и различных минералов. Например, окись кобальта придаёт готовым изделиям синий цвет, а красный получается при добавлении настоящего золотого порошка. Так вот, такую смесь кладут в печь с температурой свыше тысячи градусов. Когда это всё хорошенько расплавится, опытные стеклодувы вынимают горячую массу и за считанные минуты выдувают необходимое изделие. После чего ставят его в другую печь, тоже с очень высокой температурой, где оно должно находится в течение 24 часов, постепенно охлаждаясь до комнатной температуры. Если же полуфабрикат не поставить сразу во вторую печь, то он непременно лопнет. Часто стеклянные изделия расписываются жидким золотом в 24 карата. Венецианское стекло не только красиво, но и обладает необычайной твёрдостью.

 Славу муранцам принесла, прежде всего, стеклянная вить - филигрань. Изделия в такой технике получаются путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку. С помощью некоторых технологических тонкостей после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру.

Отличала муранские изделия и техника миллефиори (тысячи цветов), тонкие прутки слоеного разноцветного стекла, в поперечном сечении имеющие форму цветочка, звезды, круга или другой геометрической фигуры, нарезались на миллиметровые ломтики и вплавлялись в другие стеклянные формы. Производство этого необыкновенно красивого стекла было окружено тайной.

В XV - XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства. Особенно модными по тем временам считаются объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке.

Стеклодел, покинувший остров, считался разгласителем тайны, объявлялся в государственный розыск, и при аресте, ему настоятельно советовали вернуться обратно. Если же он продолжал упорно пренебрегать этим распоряжением, его попросту убивали за несоблюдение закона. Это были строгие и жесткие порядки того времени, которые, тем не менее, являлись нормой для общественно - политической системы средневековья. Власти города зорко следили за тем, чтобы секреты мастерства не уплывали к чужакам.

Не все секреты своих промыслов венецианцам удалось сохранить. Так, французам удалось выведать тайну изготовления плоских зеркал, которые начали производить муранские мастера в начале XVI столетия. Хитрый министр Людовика XIV Кольбер подкупил трех мастеров из Мурано и вывез их во Францию, посулив им такие блага, какие им и не снились. Достаточно сказать, что в то время “волшебное стекло”, как называли тогда зеркала, ценилось гораздо выше произведений искусства, и полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля. Тем не менее, секрет производства самого цветного муранского стекла так и остался неприступным.

Закат эры венецианского стекла завершился совсем уж трагически. В 1797 г. наполеоновские войска оккупируют Венецию и к 1806 г. уничтожают все цеха и фабрики по производству стекла на Мурано.

 Своим возрождением муранское стекло обязано двум событиям. В 1854 г. шесть братьев по фамилии Тосо основали фабрику по производству бытового стекла, которая так и называлась “Fratelli Toso” (Братья Тосо). Однако очень быстро братья обнаружили гораздо большие амбиции и смогли продемонстрировать свои исключительные умения в стекольном искусстве.

Другим примечательным событием стало прибытие на Мурано в 1859 г. адвоката из Виченцы Антонио Сальвияти и открытием им собственной фабрики “Salviatidott. Antonio fu Bartolomeo”. Сальвияти сосредоточил свое внимание на производстве стеклянной плитки для реставрации пришедшей в упадок венецианской мозаики и создании новых полотен.

Очередной поворот истории высвободил ее из под гнета Габсбургов, дав главное, в чем нуждались ее мастера, – свободу творчества. Нашлись и местные самородки, как например, Lorenzo Radi (Лоренцо Ради), сумевшие за короткий период воскресить сложную технику стеклянного производства и восстановить навеки утраченные навыки и умения. Вскоре на стеклянной карте Мурано появились еще два замечательных имени – Fratelli Barovier (Фрателли Баровьер) и Francesco Ferro & Figlio (Франческо Ферро э Фильо).

Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания “Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C.” стала законодателем мод в области модерна, и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы.

Сегодня мир муранского стекла настолько многолик и разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям. Одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч. Разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его исполнения, весьма велико: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое и т д. Все эти виды обладают различной структурой и замысловатыми узорами, но несмотря на это, отличаются единым, легко узнаваемым, выработанным веками, уникальным и неповторимым национальным стилем. Сегодня высокое ремесло венецианских стеклоделов получило развитие в предметном дизайне. Это закономерно и объяснимо. Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. Как и много лет назад сегодня применяется древний способ выдувания стекла и работы стеклодувов, использующих практически те же методы и инструменты, которыми пользовались их предки. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом – грушевидном утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух… Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских художников, что в каждом предмете след живого человеческого дыхания. Без сомнения, качество стекла Мурано тонкого, прозрачного и яркого по праву занимает одно из первых мест в мире. Для изготовления цветного стекла в стеклянную массу вводят различные элементы - окись меди, кобальт и др.

Филигранное стекло - это бесцветное прозрачное стекло, украшенное нитями, введенными в массу. Матовое стекло - стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев.

 Авантюриновое стекло - В начале XVII века мастера из рода Миотти изобрели стекло, на отшлифованной поверхности которого мерцали бесчисленные блестящие точки, производя ни с чем не сравнимый световой эффект. Это стекло стали называть авантюриновым. Его получают путем добавления в стеклянную массу медной, крошки, которая кристаллизуясь при высокой температуре дает своеобразный эффект.

Стекло "Пулегозо" - это техника, основанная на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.

 Обращают на себя внимание изделия, украшенные узором, который называют "кракелаж". А делают его так: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживается высокая температура, опускают в холодную воду, от чего внешний слой стекла покрывается мелкими трещинками. Трещины остаются на поверхности, украшая изделия своеобразным узором.

 Агатовое стекло - стекло из разноцветных слоев, расположенных в разных плоскостях, выглядящее на подобие агата. Эмалированное стекло - стекло, расписанное эмалью.

Изделия из муранского стекла – это прекрасные вазы и сосуды, бокалы и кубки, украшения и предметы интерьера, сувениры и изделия декоративно-прикладного искусства: прекрасные цветы, животные и другие различные современные художественные композиции, представляющие интерес для коллекционеров всего мира.


Информация о работе Венецианское стекло