Афинский акрополь — величайший архитектурный ансамбль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: подробное изучение построек Афинского Акрополя. Изучение особенностей архитектуры Древней Греции.
Задачи: в первой части познакомимся с архитектурой гомеровского периода, а так же периода архаики. Это поможет нам наиболее полно изучить и понять строение греческих храмов. Далее, коснемся системы греческих ордеров. Во второй главе, мы непосредственно перейдем к истории создания Акрополя. Вкратце поговорим об ансамбле, и более подробно рассмотрим некоторые из построек, такие как Парфенон, Пропилеи, Эрехфейон и храм Ники Аптерос.

Содержание

Введение ……..3

Глава I Особенности архитектуры Древней Греции…4
1.1. Архитектура гомеровского периода и периода архаики.
Типы греческих храмов…..4
1.2. Система греческих ордеров…6
Глава II Шедевр древней архитектуры Афинский Акрополь…8
2.1. История создания афинского Акрополя…8
2.2. Ансамбль афинского Акрополя. Постройки на Акрополе…17
Заключение…29
Список используемой литературы …31

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

    Во времена реформатора  Солона,  Акрополь оставался религиозным центром города. В конце VII - начале VI века до н. э. здесь сооружается древнейший из известных нам храмов - так называемый Старый храм Афины. Он представлял собой дорический храм в антах, то есть здание, фасад которого имел вид открытого портика с колоннами, обрамленными двумя выступами стен - антами. Считают, что именно этот храм являлся Гекатомпедоном - древнейшим храмом Акрополя, название которого, означающее "стофутовый" (по длине центрального помещения - целлы), упоминается в найденной здесь надписи. Правда, некоторые исследователи предполагают, что уже в это время на Акрополе существовал еще один большой храм, но остатков его пока не найдено. Сохранились рельефы, украшавшие фронтоны Старого храма.

    Интенсивное строительство в Афинах развернулось в период тирании Писистрата (середина - вторая половина VI в. до н. э.), прилагавшего много усилий для украшения и благоустройства города. На Акрополе Писистрат и его сыновья также предприняли большое строительство. Старый храм Афины был обнесен новой колоннадой, украшен новыми мраморными фронтонами. На месте старых ворот микенского времени были построены новые Пропилеи, к ним была подведена широкая дорога. У самого входа, на месте, где когда-то находилось микенское привратное святилище, был воздвигнут алтарь, посвященный Афине-Нике (Победительнице). Большое число статуй, принесенных афинскими гражданами в дар богине - покровительнице города, украшало Акрополь.

    Падение тирании в Афинах и восстановление демократии, получившее выражение в реформах Клисфена (509 г. до н. э.), было ознаменовано строительством новых зданий на Агоре: для учрежденного им Совета пятисот был построен Булевтерий (здание Совета), рядом с ним - храм Матери богов. Место народных собраний от подножия Акрополя было перенесено на холм Пникс. На Акрополе в начале V века до н. э. было предпринято строительство нового большого храма Афины на месте, где позже был возведен Парфенон. Видимо, в конце VI века до н. э. город был окружен стеной.

    В начале V века до н. э. на Грецию обрушились испытания многолетней войны с персами. Афины возглавили сопротивление греческих полисов захватчикам. Дважды - в 480 и 479 годах до н. э.- город подвергался вторжению врагов. Персы разорили все, что могли. На Акрополе были сожжены все храмы, разрушены городские укрепления. После освобождения города афиняне, во главе с вождем афинской демократии Фемистоклом, поспешили возвести новые оборонительные стены вокруг Афин и Пирея - порта Афин, сменившего прежний, менее удобный Фалерон. Акрополь также был обнесен стеной. При постройке ее были использованы обломки разрушенных храмов, которые афиняне решили не восстанавливать, в память о гибели города и своей ненависти к врагам. Скульптурные украшения храмов и статуи, являвшиеся вотивными (обетными) дарами богине, считавшиеся ее священной собственностью, не могли быть применены в качестве простого строительного материала. Их тщательно захоронили в южной и северо-западной части Акрополя, и здесь они лежали много столетий, пока в конце XIX века их не открыли археологи.

    После окончательного разгрома персов, в котором Афины сыграли значительную роль, наступает период наивысшего расцвета Афинского государства. Во главе его стоит Перикл, время правления которого (444/3 - 429 гг. до н. э.) по праву считается "золотым веком" Афин. Они не только являются одним из самых сильных и влиятельных государств Греции, но также становятся центром культурной и художественной жизни античного мира. Тут работают крупнейшие ученые, поэты и художники этого времени, создаются наиболее значительные произведения классического искусства.

    Афины возглавили Морской союз, объединивший многие полисы Средней Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах, которые могли ею распоряжаться по своему усмотрению. Это обстоятельство, а также богатейшая добыча, полученная полисом после победы над персами, позволили осуществить широкую программу строительства в городе. Был претворен в жизнь грандиозный замысел создания нового ансамбля Акрополя. Во главе этой колоссальной работы стоял величайший скульптор Греции V века до н. э., друг Перикла, Фидий, создавший для украшения Акрополя две статуи Афины - Промахос (Воительницы) и Парфенос (Девы). Под его руководством работала целая плеяда выдающихся архитекторов и скульпторов.

    Один за другим воздвигаются памятники, ставшие лучшими образцами классической греческой архитектуры: величественнейший из греческих храмов - Парфенон, легкий и изящный храмик Афины-Ники, увенчивающий бастион у входа в Акрополь, торжественные и парадные Пропилеи и, наконец, Эрехтейон, второй по величине храм афинского Акрополя, строительство которого было осуществлено уже после смерти Перикла. Хотя все эти постройки воздвигались на протяжении почти полувека и первоначальные планы были осуществлены в силу различных причин не полностью, афиняне создали великолепный архитектурный ансамбль, восхищающий нас до сих пор своим единством и многообразием, остающийся классическим примером высоких достижений греческой архитектуры.

    Афинский Акрополь в полной мере выражал величие города. В IV веке до н. э. Демосфен говорил о произведениях эпохи Перикла, что они "так великолепны и грандиозны, что ни одному потомку не представляется возможным превзойти их". И действительно, последующие столетия, вплоть до византийского времени, не оставили почти никаких следов на Акрополе: настолько совершенно в своей законченности было творение времени Фидия, что ни правители города, ни иноземные властители не решались нарушить его гармонию каким-нибудь новым сооружением и лишь увеличивали число украшавших Акрополь статуй и рельефов.

    В середине II века до н. э. Римская республика подчинила Грецию. В начале I века до н. э. Афины пытались сбросить власть Рима, но римский полководец Сулла после долгой осады в 87 году до н. э. взял город и разграбил его. Первое место среди его добычи, отправленной в Италию, занимали произведения греческого искусства, высоко ценимые римлянами. И позже они продолжали грабить Грецию, вывозя в Италию наиболее ценные памятники, хотя, подобно эллинистическим правителям, римляне чтили Афины как древний религиозный и культурный центр Средиземноморья. Римские императоры и члены их семей считали своим долгом оказывать городу покровительство. В конце I века до н. э. на средства, пожертвованные Цезарем и Августом, была построена римская Агора. На Акрополе, перед восточным фасадом Парфенона, был воздвигнут небольшой храм Ромы и Августа - единственное здание, нарушившее стройный классический ансамбль.

Последний период интенсивного строительства в Афинах датируется II веком н. э. Император Адриан, страстный поклонник греческой культуры, создал к юго-востоку от Акрополя новый район Афин, который он назвал городом Адриана. Он завершил также строительство грандиозного храма Зевса Олимпийского, когда-то начатое Писистратом, а также построил огромное здание библиотеки.

    В 267 году н. э. город подвергся разрушительному набегу готов и герулов. Последние два века существования Римской империи были для Афин временем забвения и упадка. После распада Римской империи на Восточную и Западную Греция вошла в состав Восточной, Византийской, империи. Уже не в Рим, а в Константинополь стали вывозиться из Афин памятники искусства. Туда были увезены и там позже погибли шедевры Фидия - статуи Афины Промахос и Афины Парфенос.

    С распространением христианства Афины все более утрачивают значение центра эллинской культуры. В 529 году декретом императора Юстиниана I были изгнаны из города последние философы и риторы. Афины стали рядовым провинциальным городом обширной Византийской империи, а их древние храмы - христианскими церквами. В начале VII века Парфенон был превращен в церковь св. Софии, Гефестион - в церковь св. Георгия, Эрехтейон - Богоматери. Внутреннее устройство этих храмов подверглось коренной переделке. В Парфеноне при строительстве апсиды были уничтожены центральные фигуры восточного фронтона. В период расцвета Византийской империи, в XI-XII веках, в Афинах строится значительное число новых церквей.

   Новый этап истории города начинается с крестовых походов. После четвертого похода, когда крестоносцами был взят Константинополь, Греция была разделена между победителями. Афины стали столицей герцогства Афинского, в котором за двести пятьдесят лет его существования (1205-1456) сменился ряд властителей. Первыми герцогами афинскими были бургундские рыцари де ла Рош, затем власть перешла к Готье де Бриенну, у которого в 1311 году ее отняли каталонские наемники, подчинившие герцогство королям Сицилии. Наконец, в 1385 году властителем Афин стал флорентиец Нерио Аггианьоли. Следы пребывания всех этих правителей остались главным образом на Акрополе, их резиденции. Пропилеи были превращены во дворец: построен второй этаж, воздвигнута мощная прямоугольная башня. Новые пристройки совсем закрыли античное здание.Акрополь оставался крепостью, укрепления его постоянно обновлялись и дополнялись новыми бастионами. Не раз за этот период он подвергался осаде - смена правителей не всегда происходила мирным путем. Сильно сократился размер города - он занимал теперь лишь небольшой участок у северо-восточного подножия Акрополя.

    В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью. Парфенон превратился в мечеть, в его юго-западном углу поднялась высокая и тонкая башня минарета. В Эрехтейоне расположился гарем турецкого правителя Афин, а в Пропилеях - казармы и пороховой склад. В 1656 году случайный взрыв на складе уничтожил почти всю центральную часть здания.

    Период турецкого владычества был для Афин временем глубокого упадка. Турки не допускали европейцев в свои владения, и лишь немногие из них попадали в Грецию. В 1674 году маркиз де Нуантейль, французский посол в Турции, добился разрешения для художников, находившихся в его свите, зарисовать античные памятники на Акрополе. Так возникли знаменитые рисунки скульптур Парфенона, известные под названием рисунков Каррея (хотя и нет полной уверенности в том, что их делал именно этот, а не другой художник из свиты Нуантейля). Рисунки эти бесценны для нас, так как они являются единственным свидетельством того, как выглядели фронтоны Парфенона до его разрушения.

   В 1685 году началась война между турками и венецианцами. Турецкий гарнизон, готовясь к защите Акрополя, строил новые укрепления. Чтобы освободить место для батареи, был разобран храмик Афины-Ники, а материал его использован для постройки бастионов. Венецианцы под командованием Морозини осадили турок на Акрополе. Осада была короткой: перебежчик сообщил венецианцам, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. Одного ядра, пущенного 26 сентября 1687 года, оказалось достаточно, чтобы взорвать Парфенон. Была разрушена вся средняя часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады. Впрочем, когда через несколько дней венецианцы взяли Акрополь, скульптуры западного фронтона Парфенона еще держались на месте. Морозини решил увезти в Венецию в качестве трофея фигуру Посейдона и коней его квадриги, но, когда их начали снимать, все скульптуры фронтона рухнули вниз и разбились. Разрушение Парфенона и взятие Акрополя было бессмысленным: венецианцы вскоре вынуждены были покинуть Афины и на Акрополь вернулись турки.

   На некоторое время для Афин закончился период войн, но не разрушений. Любители древностей, проникавшие сюда, несмотря на преграды, которые ставились турками, не только восхищались античными древностями, но и старались завладеть ими, не брезгуя никакими средствами. В 80-х годах XVIII века французский посол в Турции Шуазель-Гуффье предписывал своему агенту "похищать в Афинах и вокруг них все, что можно похитить". Так удалось вывезти во Францию несколько рельефов Парфенона. Успехи французов во много раз превзошел английский посол, лорд Эльджин. Получив от турок разрешение взять с Акрополя "некоторые обломки камней с надписями и фигурами", он в 1801-1803 годах увез в Англию двенадцать фигур с фронтонов Парфенона, пятнадцать метоп, пятьдесят шесть плит фриза, кариатиду из портика Эрехтейона и ряд других фрагментов. Позже все эти памятники попали в Британский музей в Лондоне и стали первыми подлинными греческими скульптурами, с которыми познакомились европейцы. Но Акрополю был нанесен непоправимый ущерб, справедливо вызвавший негодование передовых людей того времени. Известна фраза Байрона по поводу действий лорда Эльджина, шотландца по происхождению, - "чего не сделали готы, сделали скотты" (то есть шотландцы).

    Наряду со строительством нового города неотложной задачей сразу же после свержения в Греции власти турок стало восстановление памятников античной архитектуры, освобождение их от позднейших застроек. На Акрополе были разобраны турецкие постройки, башня, построенная крестоносцами на южном крыле Пропилей, и восстановлен из найденных в турецком бастионе фрагментов храм Афины-Ники.

    Во второй половине XIX века на Акрополе и в нижнем городе, главным образом на некрополе Керамика, были проведены большие археологические раскопки. Они открыли  много ценнейших памятников искусства, собранных в музеях. Крупнейшие археологические работы XX века - раскопки на Агоре, завершившиеся открытием Музея Агоры, в заново построенной стое Аттала. Расчищены и реставрированы руины римской Агоры и библиотеки Адриана, а также храма Зевса Олимпийского. Большие реставрационные работы были проведены и ведутся в наши дни на Акрополе. Восстановлена северная колоннада Парфенона, стены Эрехтейона. В последние годы предпринята большая работа по спасению еще находившихся на первоначальных местах скульптур Парфенона и кариатид Эрехтейона, на которых губительно действовал насыщенный парами бензина воздух современного города. Скульптуры перенесены в Музей Акрополя, а на их месте установлены тщательно сделанные слепки. В то же время в ряде мест города ведутся археологические исследования, открывающие новые страницы его истории.5

 

      2.2. Ансамбль афинского Акрополя. Постройки на Акрополе

  

    Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной - Акрополь. Он возвышается над городом -над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики - 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона - храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехфейон - храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами - Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.

    Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь - агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний - Одеон был сооружен во II в. н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста. Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части - древний город и город римского времени. На стороне арки, обращенной к Акрополю, есть надпись: "Это город Те-зея". На другой стороне: "Это город Адриана". Сквозь пролет римской арки виден с одной стороны храм Зевса Олимпийского, с другой - холм Акрополя, как будто заключенный в прекрасную раму. 6

Информация о работе Афинский акрополь — величайший архитектурный ансамбль Древней Греции