Афинский акрополь — величайший архитектурный ансамбль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель: подробное изучение построек Афинского Акрополя. Изучение особенностей архитектуры Древней Греции.
Задачи: в первой части познакомимся с архитектурой гомеровского периода, а так же периода архаики. Это поможет нам наиболее полно изучить и понять строение греческих храмов. Далее, коснемся системы греческих ордеров. Во второй главе, мы непосредственно перейдем к истории создания Акрополя. Вкратце поговорим об ансамбле, и более подробно рассмотрим некоторые из построек, такие как Парфенон, Пропилеи, Эрехфейон и храм Ники Аптерос.

Содержание

Введение ……..3

Глава I Особенности архитектуры Древней Греции…4
1.1. Архитектура гомеровского периода и периода архаики.
Типы греческих храмов…..4
1.2. Система греческих ордеров…6
Глава II Шедевр древней архитектуры Афинский Акрополь…8
2.1. История создания афинского Акрополя…8
2.2. Ансамбль афинского Акрополя. Постройки на Акрополе…17
Заключение…29
Список используемой литературы …31

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

         Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

 

 

 

 

                                                              КАФЕДРА  БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

Курсовая работа студента I курса группы 1-СД-43

Пухаевой Греты Гурамовны

                                                      

           

            ТЕМА: Афинский акрополь — величайший архитектурный       

 

                                     ансамбль Древней Греции.

 

                                                                                                            

 

 

 

 

                                                                                 Руководитель – Махо П.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Санкт-Петербург

                                                       2011

      

 

 

                                        Оглавление

 

Введение ……..3

 

Глава I Особенности архитектуры Древней Греции…4

1.1. Архитектура гомеровского периода и периода архаики.

Типы  греческих храмов…..4

1.2. Система греческих  ордеров…6

 

Глава II Шедевр древней архитектуры Афинский Акрополь…8

2.1. История создания  афинского Акрополя…8

2.2. Ансамбль афинского  Акрополя. Постройки на Акрополе…17

 Заключение…29

Список используемой литературы …31

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

                                 

                                              Введение

   

    Человек всегда создавал памятники, в которых он воплощал волновавшие его мысли и настроения. Около огромных египетских пирамид, у пышных колоннад римских форумов, близ храмов Московского Кремля возникает чувство общения с людьми, которые воздвигли эти сооружения, вошедшие в историю. Трудно понять искусство Египта, не ощутив давящей массы простых по форме пирамид; нельзя составить представление о древнем Риме, не зная его форумов, или о Москве, не видя Кремля. Так и Акрополь в Афинах, древнейшей столице Греции, с его прекрасными сооружениями до сих пор жив и воплощает величие бессмертной культуры Эллады.1

    Приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, но и часть современной жизни, оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Цивилизация Древней Греции стала основой для возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а следовательно, и современного мира.    Акрополь, содержащий напоминание о более чем тысячелетнем развитии цивилизаций, мифологии и религии, процветавших в Греции, является местом нахождения четырех величайших шедевров классического древнегреческого искусства- Парфенона,  Пропилей, Эрехейтона и храма Афины Аптерос.  В 1987 году Акрополь был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Цель: подробное изучение  построек  Афинского Акрополя. Изучение особенностей архитектуры Древней Греции.

    Задачи: в первой части  познакомимся с архитектурой гомеровского периода, а так же периода архаики. Это поможет нам наиболее полно изучить и понять строение греческих храмов. Далее, коснемся системы греческих ордеров. Во второй главе, мы непосредственно перейдем к истории создания Акрополя. Вкратце поговорим об ансамбле, и более подробно рассмотрим некоторые из построек, такие как Парфенон, Пропилеи, Эрехфейон и храм Ники Аптерос.

    Теоретическая база исследования. При написании курсовой работы использовались труды следующих авторов: Н.А.Сидорова, Г.И.Соколова, Б.И.Ривкина, Р.Ю.Виппера и др.

             

            Глава I      Особенности архитектуры Древней Греции

           1.1.Архитектура гомеровского периода и периода архаики

                                          Типы греческих храмов                              

 

    Города гомеровской эпохи являлись одновременно и рабовладельческими государствами-полисами. Полисы были небольшими. Они состояли из города и мелких областей вокруг него. Но восстановить их архитектурный облик по археологическим раскопкам было очень трудно, так как до наших дней не дошли постройки того времени.

    Однако некоторое представление об архитектуре этого периода мы можем найти в эпосах «Илиада» и «Одиссея». В них встречаются описания жилой усадьбы, размещенной вокруг двора — аула, помещений для мужчин и женщин, а также описания помещений для рабов и сада, обнесенного оградой. Помогают получить представление об архитектуре греческих полисов и найденные при раскопках модели храмов.

    Рассмотрим подробнее устройство таких древнегреческих сооружений, как жилой дом и храм. Главным помещением жилого дома, который примыкал ко двору, был мегарон, прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и помещением перед входом -портиком, образуемым выступающими концами продольных стен -антами и столбами между ними.2

    Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма. Постройки возводились из глины или сырцового кирпича на фундаментах из бута, скрепленного глиняным раствором, вытянутые в плане, они завершались криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. начали применять деревянный каркас, укрепляющий сырцовую постройку (храм Артемиды в Спарте), что способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма VIII в. до н. э. свидетельствует о развитие двускатной кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые стены от дождя.

    Эпоха архаики (древняя эпоха) — эпоха зарождения классового общества. Развитие торговли и открытие новых земель способствовали образованию греческих поселений на побережьях Средиземного и Черного морей. Присоединение новых земель дало возможность грекам познакомиться с художественной культурой других народов.

    Город в эпоху архаики обычно строился вокруг холма акрополя, на вершине которого находилось святилище с храмом. У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строились стихийно, улочки были кривые. Ремесленники каждой профессии селились отдельными районами. Центром нижнего города была площадь, или агора, — место сбора горожан для проведения различных собраний. В эпоху архаики начинается строительство из камня. С возникновением новых форм общества возникают различные типы общественных зданий, но главное место занимает строительство храмов, основой которых являлся мегарон. Наиболее близкий к мегарону храм назывался храмом в антах. Если к нему пристраивался развитый портик, он назывался простиль, два портика амфипростиль, а когда храм окружала одинарная колоннада — периптер, двойная колоннада — диптер. Храмы строили из тесаных квадратов известняка или мрамора без всякого связующего раствора. Раскраска усиливала декоративную нарядность здания: триглифы, как правило, были окрашены синим цветом, метопы - красным, фронтоны - синим. Греческие зодчие с большим искусством выбирали место для сооружения храма, учитывая при этом окружающий пейзаж.

    Главным помещением храма был наос, или целла. Она представляла собой продолговатый зал — парадную часть жилища божества. Перед целлой был расположен вестибюль, в глубине которого находилась сокровищница, куда город отдавал свои богатства под защиту божества. Теменос — священный участок, на котором располагались храмы, открытые алтари, сокровищницы (обычно они имели форму храма в антах). Участок окружала ограда с монументальным входом — пропилеи, портик с фронтоном, который повторял формы переднего фасада храма.

    Наряду с храмом возникли и другие типы общественных зданий. Бу-левтерий — дом для собрания общины или объединенного совета святилища. В плане такого дома имелся квадрат — центральный зал, вокруг которого располагались другие помещения. Пританий — дом со священным огнем общины. Квадратный в плане дом имел парадный вход с воротами. К другим типам общественных зданий относились школы для физического и общего воспитания молодежи — палестры и гимнасии.                  

                  

                    1.2 Система греческих ордеров

   

    В VII веке до н. э. была разработана система рационального соотношения между несомыми и несущими частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система получила название ордера, а именно система соответствия декоративных и конструктивных элементов архитектурной постройки. К числу основных ордеров греческого зодчества относятся дорический и ионический. Первый ордер развивался в основном в Пелопоннесе и Великой Греции, второй- на побережье Малой Азии. Существовало несколько типов греческого храма, наибольшее распространение получил периптер, окруженный колоннадой.

    Дорический храм-периптер стоял на каменном основании- стереобате, который обычно состоял из трех массивных ступеней. Дорическая колонна, лишенная базы, опиралась на стилобат, ее ствол украшали желобки- каннелюры. Колонна имела равномерное утолщение- энтазис. Ее завершала простая капитель. Верхняя часть здания, лежавшая на колоннах, получила название антаблемента. На фасадах храма двускатная крыша и выступающий карниз создавали треугольники- фронтоны. Внутреннее пространство храма -наос -делилось двумя рядами колонн на три нефа. В среднем, наиболее широком нефе находилась статуя божества.

    Ионический ордер, по сравнению с дорическим, отличался легкостью   пропорций. Стройная колонна имела в основании базу и меньше, чем дорическая, суживалась кверху. Ее каннелюры разделялись узкими дорожками, подчеркивающими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка- волюты. Архитрав ионичекого ордера состоял из трех горизонтальных полос, вдоль всего храма сплошной лентой шел фриз. Близкий к ионическому ордеру коринфский появился лишь во второй половине 5 века до н. э.Он отличался более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной растительным орнаментом.3

   

        

 

 

       Глава II Шедевр древней архитектуры Афинский Акрополь

                      2.1. История создания афинского Акрополя

 

    Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем города Афины, с древних времен привлекал человека как удобное место для поселения. Он возвышается рядом с другими холмами среди долины, окруженной с востока, севера и запада горами Гиметтами, Пентеликоном, Парнетом и Эгалеями, орошаемой реками Кефисом и Илиссом. Склоны холма, высота которого достигает 156 м над уровнем моря, круты и неприступны со всех сторон кроме западной, что обеспечивало безопасность расположенного на нем поселения. Расстояние в 5 км, отделявшее эту возвышенность от моря, позволяло ее жителям использовать все блага приморской жизни и в то же время ограждало их от нападений с моря. К тому же возвышенность была обеспечена питьевой водой. Все эти преимущества рано оценили древнейшие жители Аттики. Уже в эпоху нового каменного века (неолита) здесь появилось поселение, о чем свидетельствуют открытые археологами остатки примитивных хижин и колодцев.

    Неолитическое поселение на Акрополе во II тысячелетии до н. э. сменяется укрепленным поселением бронзового века, напоминающим микенские центры Пелопоннеса. Акрополь был окружен стеной, построенной по образцу циклопических стен Микен и Тиринфа. По имени древнего легендарного народа, населявшего Аттику, пеласгов, эта стена называлась Пеласгикон, или Пеларгикон. Главный вход, защищенный выдвинутой вперед башней, находился на западе. Существовал и второй, тайный, - на северо-востоке скалы Акрополя: лестница, высеченная в скале, вела в подземный проход и выходила к находившемуся на Акрополе дворцу царя - басилея. Дворец, остатки которого сохранились, упоминается в "Илиаде" и "Одиссее".

    У подножия Акрополя жители поселения микенской эпохи хоронили своих умерших. Археологи нашли ряд погребений, наиболее богатые из которых относятся к XIV-XIII векам до н. э. Конечно, Афины того времени по размерам и богатству значительно уступали могущественным центрам микенской Греции - Микенам, Тиринфу, Пилосу. Это было второстепенное, сравнительно небольшое поселение, может быть находившееся в зависимости от крупных центров Пелопоннеса.

   Как и вся микенская Греция, Афины не избежали потрясений, вызванных нашествием северных греческих племен дорян, двигавшихся несколькими волнами начиная примерно с 1200 года до н. э. Это нашествие не было неожиданным для микенских греков, они заблаговременно готовились его отразить.

    В Афинах, как в Микенах и Тиринфе, в конце XIII - начале XII века до н. э. обновляются крепостные стены. На случай осады в северо-западной части Акрополя сооружается глубокий подземный проход, ведущий к источнику пресной воды; в проходе была устроена крутая лестница с каменными ступенями. Но участь микенских центров Пелопоннеса, разрушенных дорийским нашествием, миновала Афины. Враги, спешившие в богатый Пелопоннес, не прельстились скромным, в сравнении с златообильными Микенами и пышным Пилосом, поселением на афинском Акрополе. Не тратя силы на осаду, - неприступность его была очевидна - они прошли мимо. Около четверти века, судя по длительности пользования подземным источником на Акрополе, афиняне не были уверены в своей безопасности и поддерживали оборонительные сооружения. Затем лестница, ведшая к источнику, развалилась и, за ненадобностью, не была восстановлена.4

    Сведений о городе VII века до н. э. сохранилось немного. Акрополь теперь являлся местом культа богини Афины - покровительницы города и местом пребывания правителей - эвпатридов. Народные собрания происходили у Пропилей. К западу от них возвышается скалистый холм Ареопага, названный так в честь бога войны Арея. Здесь, на верхней площадке, собирался Совет старейшин знатных родов города - ареопагитов.

Информация о работе Афинский акрополь — величайший архитектурный ансамбль Древней Греции