Ассоциативное формообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на, это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.
Тема в современном дизайне является актуальной, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1.Формообразование ..................................................................................................4
1.1Ассоциативное формообразование.......................................................................4
1.2.Ассоциативное природовосприятие..................................................................16
Заключение.................................................................................................................19
Литература .................................................................................................................20
Приложение................................................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Формообразование.docx

— 169.19 Кб (Скачать файл)

Соразмерность заставляет предметы подчиняться друг другу. Доминируют всегда вещи больших размеров, следовательно - большей массы, следовательно - более  весомые. Чем больше пространства контролирует предмет, тем он значительнее в силу своих размеров. Измерения происходят по вертикали, по горизонтали и во всех направлениях: Эйфелева башня  доминирует своей высотой, Великая  китайская стена - своей протяженностью, а скажем звезда Бетельгейзе - своим  объемом

Принципы формообразования наиболее наглядно раскрываются в развитии органических структур и форм живой  природы. Спиральный характер развития, начиная от одной клетки, зародыша, и кончая сформировавшимся целым  организмом, характерны для живой  природы. Многое из того, что создает  природа, если не все, используется человеком  в своем творчестве.

Согласованность различных  свойств формы природы: структурных, пропорциональных, фактурных - с условиями  существования, целесообразностью  и закономерностью являются определяющими  эстетическими признаками и выражают соразмерность в общем единстве частей.

Та же закономерность и  целесообразность присуща вещам  предметной среды. Здесь дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, неподвижность, жесткость, покой.

Таким образом, в выразительных проявлениях формы участвуют:

- ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность);

-ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие);

- средства и способы изображения, взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие.

При общем согласовании и  взаимодействии все эти качества могут быть необходимы в композиции, но композиционная выразительность  может зависеть от изобразительного развития только некоторых из них:

-от общего вида, конфигурации, силуэта, очертания в простом или сложном выражении, через правильность или асимметрию, округлость или граненность, линейность, плоскостность или объем, контур или пятно. Эти свойства могут активно проявиться при выделении формы к фону или окружению за счет цветового контраста или техники исполнения;

- от величины, массы, плотности, то есть, количества материала, распределенного в пределах границ формы. Величина формы может быть усилена масштабом изображении;

- от динамических характеристик, где сам вид формы, направление и расположение ее, развитие в пространстве - активное и пассивное, выражающееся в подвижности, устойчивости, напряженности, устремленности, направленности. Эти качества могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета;

- от цветовых и фактурных качеств, когда выразительные возможности формы раскрываются при цветовом или фактурном взаимодействии с фоном или окружением, что может быть выражено в контрастных или сближенных соотношениях.

Закономерности пропорционального  построения выясняются по аналогии с  природными формами. Выделяются основные принципы построения предметной формы:

- конструктивные качества, вытекающие из функций предмета;

- пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой;

- распределение массы в зависимости от значения частей и свойств материала;

- выявление поверхности, ограничивающей форму, в зависимости от распределения массы и свойств материала.

Практическая оценка этих свойств используется для построения различных форм в "легкой" и "тяжелой" группах. Определяются их предельные состояния  и связанные с ними выразительные  особенности. Ставится задача преобразовать  форму из одного вида в другой, например, перевести ее из "легкой" группы в "тяжелую" и наоборот с частичным изменением предметных функций.

Существует шутливое выражение: "Художнику достаточно показать только женскую пяточку, остальное дорисует воображение" или говорят: "Он чувствует линию". И то, и другое необходимо дизайнеру в его творческой работе.

Наиболее сложной объемной формой является форма человеческого  тела. Дизайнер должен хорошо представлять себе фигуру человека. В принципе любую  часть тела можно "задрапировать", используя всего три геометрические формы - шар, конус и цилиндр, а  также правильно применяя плоскости  сечения. Зная, что шар можно представить  в виде отдельных соединенных  между собой сегментов, разворачивающихся  в плоскость, и, что также в  плоскость можно развернуть конус  и цилиндр.

 

 

 

 

 

Заключение

        Рассмотренная тема довольно-таки актуальна в современном дизайне, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное. Необходимо знать и правильно применять основные принципы формообразования на практике , для того, чтобы добиться наилучших результатов в своей деятельности, мысленно проверить, соотнести, переосмыслить форму, так как форма это самое первый и основополагающий аспект в эмоциональном восприятии вещи в целом. Форма является первым этапом в постижении вещи, только после восприятия от формы человек обращает внимание на цвет, фактуру и пр. Форма имеет большое эмоциональное воздействие на человека, и если цвет в разных культурах может символизировать кардинально противоположные смыслы, то та или иная форма несет в себе вполне определенную эмоцию.

Цель работы достигнута,  определены основные понятия, принципы и законы форм и формообразования в современном дизайне. С помощью поставленных задач.

Из этого следует, что  принципы и законы формообразования являются неотъемлемой частью этапов дизайнерского проектирования и  пренебрегать ими не следует.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Абаимова Е.Л. Значение менталитета в категоризации мира.// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2006. №5. С.13-19 – 0,5 п.л.

2. Абаимова Е.Л. Этнокультурные тенденции в развитии дизайна.// Развитие региональных архитектурно-художественных школ в контексте историко-культурных традиций. Материалы международной научно-методической конференции. Т.2.- Казань: КГАСУ, 2006. С.163-166 – 0,2 п.л.

3.   Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. В.Н.

4. Геометрическая гармония Опыт исследования пропорциональности в архитектуре И.Ш.Шевелев

5. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник. Г.Б. Миневрин, В.Т. Шмитко, А.В. Ефимов и др. – М.: «Архитектура-С», 2008, 288 с., ил.

6. Золотое сечение (Section Divine) Три взгляда на природу гармонии 
Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Стройиздат, 2006

7.   Обл. типография им.Горького Костромского полиграфиздата, 2008

8. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне. Учебное пособие. Ф. Т. Мартынов – Екб.: «Уральский архитектурно-художественный институт», 2006, 107 с.

9.   Программа обучения "Дизайн" 0514, специализация 01, "Дизайн среды".

         10. Статья для сборника МГХПУ им. С.Г.Строганова "Средства гармонизации художественной формы", 2006 г.

11. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Ф. Т. Мартынов – Свердловск: «Издательство уральского университета», 2006.

12. Черняев А.Ф. - Золото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций

13. Эстетическая деятельность и художественное отражение. Ф.Т. Мартынов – Свердловск: «Свердловский архитектурный институт», 2007

14. http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/41_____.html

15. http://www.russia-job.ru/chact_1_glava_1.php

Приложение

Комната для отдыха

Каплевидная форма предмета

 

Детская комната

 


Информация о работе Ассоциативное формообразование