Ассоциативное формообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на, это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.
Тема в современном дизайне является актуальной, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1.Формообразование ..................................................................................................4
1.1Ассоциативное формообразование.......................................................................4
1.2.Ассоциативное природовосприятие..................................................................16
Заключение.................................................................................................................19
Литература .................................................................................................................20
Приложение................................................................................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Формообразование.docx

— 169.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Формообразование 

Ассоциативное формообразование

Ассоциативное природовосприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

1.Формообразование ..................................................................................................4

1.1Ассоциативное формообразование.......................................................................4

1.2.Ассоциативное природовосприятие..................................................................16

Заключение.................................................................................................................19

Литература .................................................................................................................20

Приложение................................................................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Еще с древних времен существуют одни и те же приемы и принципы формообразования в изготовлении различных предметов. И очень редко даже дизайнер задумывается о том, почему он сделал этот предмет именно таким, что подвигло его на, это и чем он руководствовался при создании той или иной формы.

          Тема в современном дизайне является актуальной, так как очень часто дизайнеры в своих работах и в формообразовании в частности, берут за основу какой-либо образ и «подгоняют» к нему все остальное. Благодаря знанию и использованию принципов формообразования на практике дизайнер может добиться наилучших результатов в своей деятельности, мысленно проверить, соотнести, переосмыслить форму, так как форма это самое первый и основополагающий аспект в эмоциональном восприятии вещи в целом.

            Цель работы заключается в определении понятий, принципах и законах формы и формообразования в современном дизайне.

Задачи работы;

- выявить основные существующие концепции в формообразовании современного дизайна;

- рассмотреть и проанализировать ассоциативное формообразование;

- ассоциативное природовосприятие, его место в структуре человеческого бытия.

 Форма является первым  этапом в постижении вещи, только  после восприятия от формы  человек обращает внимание на  цвет, фактуру и пр. Форма имеет  большое эмоциональное воздействие  на человека, и если цвет в  разных культурах может символизировать  кардинально противоположные смыслы, то та или иная форма несет  в себе вполне определенную  эмоцию. Из этого следует, что  принципы и законы формообразования  являются неотъемлемой частью  этапов дизайнерского проектирования  и пренебрегать ими не следует.

 

1.Формообразование 

1.1Ассоциативное формообразование 

Форма (forma – лат.) – это морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта, возникающая в результате содержательного преобразования материала; так же это внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория и предмет творческой деятельности – литературы, искусства, архитектуры и дизайна. Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-ориентированную информацию.

 Форма в дизайне  – особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности  дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям.

 Образование формы  сводится к выявлению и фиксации  в объекте проектирования его  базовых свойств и качеств,  то есть содержания той формы,  которая является способом их  существования. Известно, что форма  существенна, а сущность –  формирована в зависимости от  содержания. Эта мысль продуктивна  для понимания отношений между  формой объекта и сущностью  явления, внутренней и внешней  формой объекта. Дизайнеры всегда  имеют дело с формой, которая  должна быть единой, цельной и  выразительной, что означает не  «раздвоенность» содержания и  формы, а сложность, разносторонность  содержания, переплетение структуры  (внутренней формы), объекта или  комплекса и его облика (условно  – внешней формы). При этом  имеется в виду создание условий  для относительно полноценного  протекания в форме процессов,  вызвавших ее появление. Относительно  полноценного потому, что функциональные  требования и жесткая морфология  объекта всегда находятся в  некотором разладе – даже если  в какой-то момент дизайнер  сумел добиться идеального соответствия  задуманной формы и содержания: жизнь меняется, а форма остается  неизменной. Задача проектировщика  – умет снимать это противоречие, которая и есть движущая сила поиска формы предметных и пространственных структур в дизайне.

 Опыт современного  проектирования демонстрирует широкий  спектр объективной обусловленности  разных форм объекта конкретной  ситуацией – от стремления  провести функциональные формы  кухонного оборудования к состоянию  предельного рационализма до  изукрашенности, избыточности субъективных предложений в рекламе или экспозиционном дизайне. Но там, где «искусственная» форма навязывается жизненной реальности, где она подавляет своей банальностью или экзотичностью конкретные задачи формообразования, возникают оторванные от жизни объекты, требующие либо модернизации, либо даже – уничтожения.

Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

 Формообразование в  художественном проектировании  включает пространственную организацию  элементов изделия (комплекса,  среды), определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.

 В соответствии со  своим назначением конкретная  предметно-пространственная среда  обладает специфическими функциональными  и информационными качествами, которые  определяются эмоциональным содержанием  отдельных процессов деятельности.

 Ощущая различия в  эмоциональном воздействии формы вещей, оборудования или сооружений, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Специалист же обязан профессионально разбираться в этом механизме. Обусловлено это воздействие спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями или особенностями его организации (формообразования) и восприятия. И здесь важно не отождествлять такие термины, как проектирование, формообразование и композиция, что ведет к теоретической неточности изложения вопросов формообразования. Так, если под проектированием следует понимать процесс создания чего-либо нового, в том числе новых формальных решений, которые, в свою очередь, могут быть индивидуальными или типовыми, то под формообразованием – смысл этого процесса, который заключается в создании новой содержательной формы, тогда как композиция есть процесс (часть процесса) проектирования и итог, в котором фиксируется результат организации формы как бы изнутри, путем специфического структурирования материала объекта проектной деятельности.

 Если форму понимать  в широком смысле, как определенное  строение проектируемых объектов, то понятие формообразование  может распространятся на различные уровни проектной деятельности. Естественно, что формообразование комплекса (ансамбля) существенно отличается от формообразования отдельного предмета. Точно так же существуют различия в формообразовании объектов, выступающих преимущественно как материальные блага, и тех, которые имеют статус вида искусства.

 Однако для теоретического  анализа формообразования как  явления существенно не только  различие, но и сходство объектов. Несмотря на очевидные различия, целей и методов проектирования в разных областях деятельности, на различия творческих концепций, можно говорить о существовании некоторых общих принципов создания формы.

 Одни теоретики рассматривают  формообразование, в основном, как  проектирование художественной  формы. Другие утверждают, что  формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально-экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае формообразование предстает как некое формотворчество. Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта – результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими объективными факторами. Эстетическая (и художественная) организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации.

 Формообразование не  может рассматриваться, поэтому  как создание только художественной  или эстетически значимой формы  вне объективной ее обусловленности  другими факторами и требованиями, которые предстают как способы  организации жизнедеятельности  людей посредством реальной предметно-пространственной  структуры. 

Принцип эстетической целостности  основан на требовании соотносить любой элемент с целым и выражать это целое в любой детали. То есть целое – это главное и его нужно видеть раннее частей.

Существенной особенностью принципа применения целостности в  дизайне является стилизация как  способ формообразования изделий массового  промышленного изготовления. Для  того чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер должен обобщить форму, а для  этого необходимо выявить логику эстетического строения самой вещи и учесть нормы эстетического  восприятия данного времени, то есть моды. В таком случае изделие будет  эстетически целостно. В результате возникает легко угадываемый образ предмета. Стилизация в таком случае не будет являться, подражанием какому то определенному стилю.

 Благодаря этому принципу  система «человек-предмет-среда»  рассматривается как социальная  целостность, требующая своего  эстетического упорядочения и  выражения.

Принцип эстетической целесообразности основан на установке руководствоваться технической, технологической, конструктивной и функциональной целесообразностью и в то же время преодолевать ее узость.

 Вся человеческая деятельность  целесообразна. Когда человек  ведет, какую либо деятельность, то он представляет результат своего труда уже в начале процесса и как нечто законченное целое. Поэтому на первом этапе идеи, он рассматривает ту или иную деятельность с точки зрения целесообразности.

Вся история мировой культуры свидетельствует о том, что многие прекрасные изделия были созданы  по принципу эстетической целесообразности, то есть были полезными предметами и в то же время доставляли своей формой эстетическое наслаждение человеку, ибо они как бы «перешагивали» через свое узкое утилитарное назначение и обращались к духовному миру человека.

Гармония считается одной  из основных категорий эстетики. Гармония в мировоззренческом смысле является учением об упорядоченности вселенной, соответствии всех ее частей или уровней  бытия.

 Эстетическая гармония  включает в себя все смыслы  гармонии, но не сводится к  одному из них. Она неотделима  от эстетической деятельности.

 «Эстетическая деятельность  – это процесс, в котором  люди стремятся преодолеть ограниченность  утилитарного похода к делу  и действовать в соответствии  с законами развития существенных  отношений, как они понимают  их, с требованиями идеального  миропорядка. Поэтому в цели  эстетической деятельности включается  культурные образцы, ценности  и идеалы целостности человека  и его желаемых гармонических  отношений с окружающим миром».

 Специфика эстетической  гармонии заключается в том,  что, во-первых она неразрывно  связана с такими качествами  и характеристиками предмета  как мера, симметрия, пропорциональность, соразмерность, поэтому специфика  эстетической гармонии включает  в себя частей и целого. Этот  принцип гармонизации связан  с принципом целостности.

 Во-вторых, эстетическая  гармонизация – приведение предмета, явления, среды в соответствие  с устоявшимися нормами-образцами.  На этом этапе происходит «вписывание»  предмета в картину мира.

 В-третьих, это также  чувственное восприятие предмета  человеком в соответствии с  его картиной ценностей, потребностей, возможности. Это не только  гармония между частями объекта,  но и гармония между субъектом  и объектом.

Информация о работе Ассоциативное формообразование