Архитектура южной и юго-западной Руси середины — второй половины XII в.: сохранившиеся памятники Киева, Чернигова, Владимира Волынского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности. Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Созерцание зданий, их ансамблей, площадей и т.д.- способно вызвать у зрителей определенное настроение. Именно это делает архитектуру искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией.
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

3.6 Пятницкая церковь  Чернигова.

Лучше всего сохранилась и отреставрирована Пятницкая церковь  Чернигова. Этот храм был построен как трапезная церковь Пятницкого монастыря в конце ХІІ – в начале ХІІІ века на черниговском посаде, возле торга, и назван в честь святой великомученицы Параскевы-Пятницы– покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.   
Церковь имеет вид стройной башни с почти квадратным основанием. Ее размер 11х13 м. Это небольшой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с толстыми стенами, возведенными древнерусской техникой «в ящик». В этой технике снаружи и изнутри идут ряды кирпича, а промежутки между ними заполнены известко-бетоном. На втором ярусе в стенах, на уровне окон и хоров, устроены галереи, связанные с окнами-бойницами, которые могли использоваться во время обороны.  Главная особенность сооружения –арки, которые поддерживают баню и размещены выше прилегающих сводов. Это дало возможность создать второй ярус, а третий ярус кокошников декоративный.  В давние времена интерьер церкви был украшен фресками, до наших дней сохранился фрагмент орнамента в откосе оконного проема в центральной апсиде. Тогда церковь имела два входа: через один заходили мужчины, через второй – женщины. 

Это культовое сооружение имеет стройную удлиненную композицию – храм, расположен на невысоком возвышении, динамически «взлетает» вверх и «вырастает». Особенно, когда на него смотреть издалека или во время движения в транспортном средстве. Внутри прямоугольные стены плавно переходят в барабан, который опирается на арки, которые поднимаются одна над другой, словно волны. Здание одинаково органически воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкое равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания допускать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег (киевский зодчий конца XII – начала XIII века). Он построил (1199-1200 гг.) на берегу Днепра под Выдубычским монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры.

На протяжении 1943-45 годов были проведены консервационные работы, а реставрационные длились долгие 17 лет. И только в 1962 году реставрация церкви в виде, близком к первоначальному, была завершена. При этом не были возобновлены изначально построенные боковые притворы, а также пристройки ХVII-XIX веков и ротонда. К сожалению, в процессе работ были разрушены не только разные церковные пристройки и ограждение, но и колокольня ХІХ века, которая имела художественную и историческую ценность. C 1972-го по 1989-й год в сооружении действовала экспозиция «Пятницкая церковь – достопримечательность древнерусской архитектуры и искусства ХІІ века». 

С 1991 года Пятницкая церковь – действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и любимое место молитвы многих жителей Чернигова. И не удивительно, ведь в небольшой, уютной, веками намоленной церкви по-особенному чувствуется благодать и присутствие Божье. В храме ежедневно происходят службы, осуществляются Таинства крещения, венчания, удовлетворяют свои духовные потребности сотни верующих. Посещает также храм большое количество паломников и туристов из Украины и из-за границы. 

3.7 Софийский собор.

Софийский собор  - всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументального искусства первой половины XI в. Собор построен в период расцвета Киевской Руси при княжении Ярослава Мудрого(1037).  

 Размеры собора: длина - 37 м, ширина 55 м, высота от пола до зенита центрального купола - 29 м. Это была прямоугольная постройка, окруженная с трех сторон двумя рядами открытых арочных галерей. Завершали собор 13 куполов, покрытых листовым свинцом. Фасады храма были украшены декоративными нишами, орнаментом, живописью. Первоначальные формы романского стиля собора сохранялись к XVII в. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в. - в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).

Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами. Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками. При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.

Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель. В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах —  Сорок мучеников Севастийских.  На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками. Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской. Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

3.8 Троицко – Ильинский монастырь в Чернигове.

Троицко – Ильинский монастырь Х – ХУІІІ веков в Чернигове – один из самых выразительных архитектурных ансамблей Украины. Ансамбль состоит из двух, объединенных ландшафтом и архитектурой, частей – бывшего Ильинского монастыря ХІ – ХУІІ в. и Троицкого монастыря, возведенного в 1677 – 1780 годах на самом высоком плато Болдиных гор.

Ансамбль Троицкого монастыря складывался на протяжении ХУІІ – ХІХ веков. Построение этого величественного комплекса стало возможным также и потому, что Троицко – Ильинский монастырь был большим феодальным хозяйством, которому принадлежало почти 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц, 31 завод, в том числе кирпичные заводы. Соединен был Троицкий монастырь с Ильинским «галереею, устроенною на каменных арках и столбах».

Первой построили трапезную с Введенской церковью (1677 – 1679 г.), единственной среди сохранившихся на Левобережной Украине трапезных церквей с двумя куполами; позже построили три корпуса келий и хозяйственные помещения. Они создали живописное «окружение» стиля барокко для главного сооружения – Троицкого собора, возведенного в 1679 – 1695 г. по проекту архитектора Иоанна Зауэра – Баптиста. Интересный факт: в барабане центрального купола собора сохранился фрагмент написи времени гетмана Мазепы о денежных пожертвованиях Лазаря Барановича и Иоанна Мазепы на строительство собора. В конце ХУІІІ века вместо деревянной ограды монастыря построили кирпичную ограду с квадратными и восьмигранными угловыми башнями; на север от собора возвели величественную надвратную пятиярусную 58 – метровую колокольню стиля барокко. Колокольню построил в период между 1770 и 1780 годами архимандрит Иоиль (Быковский). Имя архитектора – строителя неизвестно; по некоторым сведениям использовали проектные чертежи Иоганна Шеделя, автора Великой Лаврской колокольни. Расположенная в ансамбле монастыря, колокольня стала главным ориентиром для путешественника, едущего из Киева, Нежина, Любеча.

Сегодня бывший монастырь продолжает быть резиденцией архиепископа Украинской церкви Московского патриархата. В доме настоятеля с 90 – х годов ХХ века действует духовное училище, которое готовит священников и регентов – псаломщиков. Троицкий монастырь, замечательный образец мастерства украинских мастеров конца ХУП века, снова стал действующим храмом.

 

Заключение.

     Мир Византии привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.

        Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом.  Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так уже в первой каменной церкви - Десятинной - наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Историческая заслуга Киевской Руси состояла не только в том, что была впервые создана новая социально-экономическая формация и сотни первобытных племен выступили как единое государство, крупнейшее во всей Европе. Киевская Русь за время своего государственного единства успела и сумела создать единую народность. Единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собой местные племенные диалекты, в складывании общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Э.С.Смирнова «Древнерусское  искусство»

2.http://sobory.ru

3.«Памятники градостроительства  и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 226-227.

4.Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Наука, 1987,- 234 с.

5.Любимов Л. Д. Искусство  Древней Руси. – М., 1996.

6.Сахаров А.Н. История  России с древнейших времен  до конца 17 века. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.

7.http://iskunstvo.info/materials/art/2/ancientrus.htm

8. http://ru.wikipedia.org

1

1  Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. - М.: Просвещение, 2001. - 272 с.

2  Ткачев В.Н. История архитектуры. М.: Наука, 1987,- 234 с.

3  Э.С.Смирнова «Древнерусское искусство»

4  «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 226-227.

5  Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – М., 1996.

6  http://sobory.ru

 

 


Информация о работе Архитектура южной и юго-западной Руси середины — второй половины XII в.: сохранившиеся памятники Киева, Чернигова, Владимира Волынского