Архитектура южной и юго-западной Руси середины — второй половины XII в.: сохранившиеся памятники Киева, Чернигова, Владимира Волынского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности. Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Созерцание зданий, их ансамблей, площадей и т.д.- способно вызвать у зрителей определенное настроение. Именно это делает архитектуру искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией.
Культура народа является частью его истории. Её становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

1.2.Крестово-купольная система  храма

Середина – вторая половина XII столетия представляет собой новый этап развития киевской архитектуры. Крестово-купольная система храма и в это время господствует в культовом зодчестве. Масштабы зданий уменьшаются, сообщая новое выражение по существу старым конструктивным элементам: при меньшем объеме зданий те же хоры, крестообразные столбы, выступающие из сводов арки, и настенные лопатки сильнее дробят пространство храма на отдельные ячейки. Интерьер становится простым, ясно и строго расчлененным. Упрощается и внутреннее убранство: драгоценная мерцающая мозаика уступает место матовой фреске, сверкающая полилития – притушенной фресковой имитации «мраморов», инкрустация или мозаика полов – майоликовым глиняным плиткам. Наружный объем храма приобретает строго очерченный геометрический характер – типичным становится «кубический» храм с позакомарной кровлей и массивной главой; исчезают лестничные башни и пристройки, нарушающие изоляцию храма от окружающей среды; этот дух замкнутости усиливается одноцветной поверхностью фасадов.

Наряду с этим у строителей приходских храмов и индивидуальных маленьких церквей появляется стремление к интимности простого и ограниченного интерьера, приобретающего камерный характер. Все эти черты стиля резко отличают зодчество Поднепровья XII века от архитектуры X-XI веков и в то же время роднят его с зодчеством других русских княжеств домонгольского времени.

В это же время существенно изменился и облик города как архитектурного ансамбля. Его лицо определяли теперь замкнутые комплексы княжеских дворов, боярских усадеб и монастырей. Вероятно, и в рядовых дворах горожан отразилось стремление замкнуться в себе и отгородиться от внешнего мира, полного постоянных тревог, насилий и борьбы. Однако в системе застройки сказывалась регулирующая сила социальной топографии города, резко отделявшая его княжеско-боярский центр – детинец – от торгово-ремесленного посада и заселенных беднотой окраин «предгородья». Общий облик города не утратил при этом своей художественной цельности, только застройка его сделалась более живописной и контрастной.

XI-XII века в художественном  развитии не только Поднепровья, но и всей древней Руси были  временем большой и напряженной строительной творческой работы, в итоге которой множились свои, русские архитектурные кадры. Вызов греков для постройки Печерского собора был, если верить сообщению Патерика, по-видимому, последним случаем работы византийских зодчих в Киевской Руси. Несомненно, что для строительства начавшегося в Смоленске, Ростове, Суздале и других городах, Киев мог дать и давал своих русских мастеров. Летопись, скупая на имена людей, стоящих вне высшего феодального круга, почти не говорит о зодчих. Упомянутый выше зодчий князя Рюрика Петр Милонег, соорудивший подпорную стену Выдубицкого монастыря, был, конечно, не одинок: мастеров было, несомненно, значительно больше, они появились почти во всех княжествах XII века, и русское зодчество этого времени было обязано своим развитием исключительно их трудам. Их творчество не замыкалось в узких пределах своего княжества; политические границы, изрезавшие карту Руси, не были препятствием для их ознакомления с работой собратьев по искусству в других русских землях (так, например, смоленские мастера строили в Киеве). Не подлежит никакому сомнению, что они живо интересовались и зарубежной архитектурой. Так, в ряде памятников киево-черниговского зодчества XII века имеются детали, свидетельствующие о знакомстве русских зодчих с достигшей в это время расцвета романской архитектурой. Художественный кругозор русских зодчих Поднепровья и других областей Руси в XII веке значительно расширился и перерабатывавшиеся ими старые архитектурные приемы теряли свою исключительность под воздействием новых художественных впечатлений.

Хотя неизменной основой культового зодчества XI-XII веков оставалась византийская крестово-купольная система храма, русские зодчие Поднепровья сумели создать типы культового здания, соответствовавшие изменявшимся русским историческим условиям, русским потребностям и вкусам. Они с поразительной быстротой освоили сложную технику каменного строительства, сделав его такой же близкой им областью творчества, какой было имевшее глубокие исторические традиции русское деревянное зодчество.

После постройки русским зодчим Миронегом деревянного пятиверхого Борисоглебского храма в Вышгороде (1020-1026), вышгородский горододелец Ждан-Никола выстроил рядом с ним в 1072 году новый, также рубленый одноверхий храм. Однако уже в 1076 году здесь был заложен новый каменный храм св. Бориса и Глеба, с верхом которого вскоре произошла катастрофа, – он рухнул и был восстановлен лишь в 1115 году. Этот храм-мавзолей был одним из крупнейших крестово-купольных храмов (42 х 24 м); подобно Выдубицкому собору он имел вытянутый по продольной оси план. Некоторые данные позволяют предполагать, что строители этого храма пытались совместить с его крестово-купольной системой новую композиционную идею храма-башни, запечатленную в предшествующих деревянных храмах над могилами Бориса и Глеба. В связи с этим можно думать, что его средняя симметричная четырехстолпная часть была повышена, а глава была поднята на особом постаменте над сводами храма, что сообщило его массам динамичность и башнеобразный характер. Борисоглебский собор определил начало нового направления в русской домонгольской архитектуре, развившегося в Чернигове, Смоленске, Новгороде.

 

2.Белокаменная строительная  техника и ее романское происхождение.

В отдельных областях Киевской Руси «формируются местные архитектурные школы с ярко выраженными конструктивными и художественными особенностями, но с общими чертами, присущими стилю в целом, в первую очередь – типологическими и композиционными». Остается незыблемым тип церковного здания, характерный для Православной Церкви в Византии – византийская крестовокупольная система.

Õðèñòèàíñòâî  пришло на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из  ïëèíôû  или в смешанной технике. Плинфяной либо смешанной была и строительная техника Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, Смоленска, Чернигова, Переяславля Южного, Владимира Волынского и всех остальных древнерусских земель, кроме Галицкой и Суздальской (в Галицком княжестве белокаменное строительство началось в 1110—1120-х годах). В домонгольское время 95  % зданий Владимиро-Суздальской земли и 100  % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня.5

2.1.Разнообразие типов храмов, их декор.

Архитектура этого периода (30-80-е годы XII века) ярко выражает черты феодального времени – толстые стены, узкие окна, напоминающие бойницы, грузные формы. Все это также было присуще романскому стилю. Более того, в художественных приемах ряда архитектурных школ мы видим непосредственные черты романского искусства, проявившиеся в приемах строительной техники, декоре фасадов, росписях интерьеров. Так, романская аркатура на фасадах заменяет традиционный византийский меандровый орнамент; близкой к романскому искусству становится белокаменная резьба. 
Об участии в строительстве Древней Руси романских мастеров данных нет, если не считать упоминания о зодчих, которых Фридрих Барбаросса прислал святому князю Андрею Боголюбскому. Напротив, не вызывает сомнения, что в Киеве и Смоленске, Чернигове и Владимире, Новгороде и Пскове работали русские мастера, хорошо знакомые с приемами романской архитектуры. Как пишет Б. А. Рыбаков, «в культуре русских княжеств было много общих черт, отличавших ее от византийской и от культуры западного католического мира. Вместе с тем русская средневековая культура развивалась не в изоляции, а в хорошем творческом общении с культурой других стран. Русь XII века была как бы соавтором в создании многообразия форм романского стиля Европы и Кавказа». 
Черты данного стилевого направления проявились в архитектуре церкви в честь Богородицы Пирогощи в Киеве (1131-1135 годы), восстановленной в 1997-1998 годах. Характерным памятником этого стиля является Кирилловская церковь (около 1150 года), хорошо сохранившая первоначальные формы под позднейшими наслоениями. Внутреннее пространство храма во всем напоминает Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Башни отсутствуют, вместо них на хоры ведет лестница в толще северной стены. Ко входам примыкают небольшие притворы – тамбуры. Пропорции здания несколько тяжеловаты. В архитектуре этого времени превалирует графичность, сменившая живописный принцип предшествующего периода, – черта, характерная для данного стилевого направления. 
Очень близки по архитектуре к Кирилловской церкви памятники Владимира-Волынского и Чернигова (Борисоглебский и Успенский соборы Елецкого монастыря), хотя черниговская школа существенно отличается от киевской и волынской. При общей для всего Приднепровья и Волыни кирпичной технике строительства, в Чернигове в декоре фасадов применялся резной камень (капители, угловые камни, части порталов и прочее). В семантике резьбы наравне с общими для романского искусства чертами использовались мотивы славянской орнаментики, древнерусского фольклора и геральдики. Кирпичные стены фасадов черниговских храмов обмазывали снаружи известковым (с примесью цемянки) раствором и разграфляли «под квадры», что имитировало каменную кладку, распространенную в романском зодчестве. 

Несколько отличалась храмовая архитектура Галицкой земли: соборы возводились из светло-серого местного известняка. Из многочисленных построек древнего Галича сохранилась до наших дней лишь одна церковь в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Остальные известны только по раскопкам фундаментов. Для Галицкой архитектурной школы характерно разнообразие типов: это и однонефные, и трехнефные, и ротондональные, и октогонные в плане здания.

 

 

3. Сохранившиеся памятники  Киева, Чернигова, Владимира Волынского.

К сожалению, многие памятники архитектуры  Руси не сохранились. Каменное строительство началось на Руси в конце X в., после принятия христианства. У славян не было опыта возведения каменных построек, поэтому первые каменные здания созданы византийскими мастерами. Большинство памятников древнерусского зодчества - церкви.

3.1 Спасо-Преображенский собор  Чернигова.

Хорошо сохранился  Спасо-Преображенский собор  Чернигова, заложенный в 1030-м году. Это храм с нартексом и дополнительной парой восточных столбов, к которым примыкает  иконостас  (первоначально  — алтарная преграда). Благодаря этому становится больше пространство  наоса. Ещё одной особенностью Преображенского собора являются двухъярусные аркады, поставленные вдоль нефов между основными столбами храма. С первого взгляда эта деталь придаёт интерьеру некоторую базиликальность, однако композиция сводов храма целиком следует крестово-купольному типу. Первоначально хоры собора, занимающие пространство над нартексом, продолжались по боковым нефам до самого алтаря. В боковых нефах их настил не сохранился. Аркады в нижнем ярусе опираются на привозные мраморные колонны, позднее укреплённые кирпичной кладкой. Каждый неф заканчивается с востока апсидой, а сверху храм завершен пятиглавием.

Приложение 1.

3.2 Успенский собор  Киево-Печерского монастыря.

Образцом для строительства множества соборов в различных городах русских княжеств cтал Успенский собор  Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073-89 гг. Трёхнефный собор с нартексом и небольшими, занимающими только западную часть храма хорами, с просторным интерьером, не затеснённым тонкими столбами, получил именование «Великая церковь». Храм завершался одном куполом. Нефы, образующие крест, как и во всех соборах этого типа, выделяются шириной и высотой. Это также выражено и во внешнем облике храма. Так, вертикальное членение фасадов  лопатками  на  прясласоответствует внутреннему расположению опорных столбов, поэтому центральное прясло шире боковых.Закомары, использовавшиеся для завершения фасадов, теперь ставятся над каждым пряслом, образуя непрерывный ряд полукруглых волн. Закомары центрального нефа и трансепта выше остальных.Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах  украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения.

3.3 Борисоглебский собор Кремля в Чернигове.

Это Борисоглебский собор Кремля (1120-23 гг) в Чернигове - Рязанский кафедральный Борисоглебский собор был построен в 1152 году.  В связи с военными действиями Борисоглебская церковь, после чего на ее месте построили деревянный храм, третий по счету. Однако из-за опасности обвала он был расположен немного в стороне от старого места, так что могила святителя Василия Рязанского, прежде находившаяся в храме, оказалась в церковном дворе.Но и эта деревянная церковь простояла недолго. В 1687 году на ее месте был воздвигнут новый каменный Борисоглебский собор. Он же сохранился и до наших дней. Автором проекта новой церкви, построенной в ярусной композиции, стал талантливый зодчий Яков Бухвостов. В дальнейшие годы западную часть собора неоднократно перестраивали, в результате чего храм принял форму креста.  Так, в 1841 году была расширена трапезная часть храма, в 1870-1873 годах трапезная расширялась, и к ней была пристроена новая колокольня. В те же годы были устроены и освещены приделы в честь Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, во имя Святителя Николая, чудотворца и великомученика Иоанна Нового. XX век открыл новую страницу в истории Борисоглебского собора — в это время он снова стал кафедральным. По этому случаю 20 января 1947 года архиепископ Димитрий (Градусов) отслужил торжественный молебен. В богослужебной практике собора сохранились свои особенности. В отличие от других храмов епархии, в соборе по давней традиции совершаются две Божественные литургии. Также по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Боголюбской иконе Божией Матери, а каждую среду здесь совершается всенощное бдение с чтением акафиста святителю Василию Рязанскому у его иконы.6

Приложение 3.

3.4 Успенский собор Елецкого монастыря.

Успенский собор Елецкого монастыря .  Основан в 60-е гг. XI в. черниговским князем Святославом Ярославичем западнее Детинца в хвойном лесу, откуда и получил свое название. В 1239 г. сожжен монголо-татарами. Архитектурный ансамбль Елецкого Успенского монастыря складывался постепенно на протяжении XI-XVIII веков, он имеет черты украинского барокко. Главный элемент композиции - Успенский собор, монументальность которого подчеркивают одноэтажные кельи ХVI-ХVII в., Петропавловская церковь с трапезной XVII века, остатки дома игумена XVIII века, западные ворота и др. Вертикальный акцент композиции – это 36-метровая колокольня, возле которой находится здание Феодосия Угличского. На территории монастыря обнаружены пещеры древнерусской поры. В 1992 г. монастырь возродился как женский.

Приложение 4.

3.5 Успенский собор  Владимира-Волынского.

Успенский собор  Владимира-Волынского  — древнейший на  Волыни  памятник архитектуры.Он был построен в 1160  г. волынским кн.  Мстиславом Изяславичем  по типу шестистолпного крестовокупольного одноверхого храма. Стены храма гармонично расчленены арками на полуколонны; имел фресковые росписи; перестроен в 18 в. Общий вид монументальный, несмотря не очень удачную реставрацию, выполненную 1896—1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым.Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском  —  единственный памятник  на  Волыни, дошедший до нас со времен  Киевской Руси. Правнук Владимира Мономаха, Мстислав Изяславич, который был удельным князем во Владимире, а позднее великим Киевским князем, построил новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Освящение храма было после росписи в 1160  г. После освящения храм стал кафедральным, продолжая историю первой епископской кафедры Волынской епархии основанной на этих землях в 992  г.Собор был усыпальницей князей, бояр и епископов. Под храмом есть 6 великокняжеских, 2 епископские и много гробниц знатных лиц. В 1772  г. собор пришел в запустение. Использовался как «казенный магазин» (склад). На 1829  г. он превратился в сплошную руину  — обвалились своды и купол.Своим возрождением собор обязана заботам открытого в декабре 1887  г. во Владимире-Волынском Свято-Владимирского братства, которое поставило перед собой религиозно-просветительские и церковно-упорядочивающие задачи. В 1896  г. был принят проект реставрации храма академика архитектуры Г. И.  Котова. В 1896—1900  гг. собор восстановлен в формах XII века. Успенский собор (Мстислава храм) является памятником архитектуры Украины, входит в государственный реестр Национального культурного наследия и охраняется государством.

Информация о работе Архитектура южной и юго-западной Руси середины — второй половины XII в.: сохранившиеся памятники Киева, Чернигова, Владимира Волынского